Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:12, реферат
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России.
Введение
1. Сущность и причины инфляции. Виды инфляции
2. Монетарные и немонетарные концепции инфляции. Последствия инфляции
3. Цели антиинфляционной политики. Бюджетная политика государства
4. Виды антиинфляционной политики
Заключение
Список используемой литературы
4. Гипотеза естественного уровня
5. Фискальная политика,
ориентированная на
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Фискальная политика
– это манипулированием государственным
бюджетом (правительственными расходами
и налогообложением) для достижения
выдвинутых целей увеличения производства
и занятости или снижения инфляции.
Либеральные экономисты, которые
считают, что государственный сектор
должен быть расширен, для того чтобы
компенсировать разнообразные погрешности
рыночной системы рекомендуют
Методы фискальной политики:
1) Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.
2) Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
3) Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
4) Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.
В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:
1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.
Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.
На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:
1. Повышение нормы процента.
2. Уменьшение уровня реального объема производства.
3. Понижение уровня цен.
Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция à политика дорогих денег – более высокая процентная ставка à возросший спрос на национальную валюту за границей à стоимость национальной валюты повышается à чистый экспорт сокращается à сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.
Монетаристский подход
состоит в том, что рынки в
достаточной мере конкурентны и
что система рыночной конкуренции
обеспечивает высокую степень
MV = PQ, где
М – предложение денег,
V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;
P – средняя цена,
по которой продается каждая
единица физического объема
Q – физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристы видят
в денежном предложении единственный
фактор, определяющий уровень производства,
занятости и цен. Теоретические
рассуждения монетаристов проистекают
из того, что расширение денежного
предложения повышает спрос на все
виды активов, а также на текущий
объем производства. Следовательно,
в условиях полной занятости цены
на все факторы возрастут. Кроме
того, монетаристы считают скорость
обращения денег стабильной –
в том смысле, что ее колебания
невелики, и она не изменяется в
ответ на изменение самого по себе
денежного предложения. Монетаристы
полагают, что, хотя изменение предложения
денег может вызвать
Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП.
Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:
1. Теория адаптивных
ожиданий. Наиболее упрощенный вариант
теории адаптивных ожиданий
2. Теория рациональных
ожиданий. Основным положением этой
теории является идея о том,
что рынки товаров и факторов
производства
Фискальная политика,
ориентированная на предложение. Фискальная
политика, особенно изменение налогов,
может изменить совокупное предложение
и, следовательно, повлиять на те изменения,
которые фискальная политика может
вызвать в соотношении уровень
цен – реальное производство. Более
низкие налоги увеличат размеры доходов
после уплаты налогов и, таким
образом увеличат сбережения домашних
хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей
увеличит прибыльность инвестиций. Более
того, сниженные подоходные индивидуальные
налоги увеличивают также величину
зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно,
усиливают стимулу к труду. В
то время как с точки зрения
традиционных кейнсианских подходов снижение
налоговых ставок вызовет сокращение
налоговых поступлений и
Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор».
Индексация подразумевает,
что заработная плата, налоги, долговые
обязательства, процентные ставки и
многое другое становятся нечувствительными
к инфляции, если в ответ на изменения
цен осуществляется корректировка
номинальных денежных платежей.
В течение инфляционного
«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.
На основе различных теорий возникли два основных варианта антиинфляционных стабилизационных программ — ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная — факторов неденежного характера инфляции издержек.
Ортодоксальная программа
предусматривает максимально
Гетеродоксальная
программа предусматривает
Заключение
Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.