Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрю антиинфляционную политику государства, а также причины инфляции, ее последствия и связанные с ней издержки.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ………………………………...5
1.1. Виды инфляции………………………… ………………………………………5
1.2. Причины инфляции…………………………… ……………………………….8
1.3. Последствия инфляции………………………………………………………..10
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………..…………………….13
2.1. Понятие антиинфляционной политики …………………..……………….....13
2.2. Виды и методы антиинфляционной политики………………………………14
2.3. Антиинфляционная стратегия и тактика…………………………………….15
3. ПРОБЛЕМА ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………… …..19
3.1. Особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..19
3.2. Этапы развития инфляции в Республике Беларусь………………………….21
3.3. Антиинфляционные мероприятия в Республике Беларусь…………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…31
Инфляционные
процессы Беларуси носили в это
время сложно проявленный характер.
Несмотря на декларированную
Второй период (ноябрь 1994 – 1996 гг.). В результате проведения жесткой денежно – кредитной политики, связанной с ограничением темпов роста денежной массой, сокращением объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличением доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, достигнута определенная финансовая стабилизация.
Темп
прироста индекса потребительских
цен (ИПЦ) снизился в 1995 г. до 244%, в 1996 г.
– до 39,3% (в 1994 г.- 1959%). Но в конце
периода произошло ухудшение
ситуации, вызванное усилением элементов
административного
Третий период (1997 - 1999 г.). Высокая инфляция в республике имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена экспансионистской кредитно – денежной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ, административным поддерживанием официального обменного курса белорусского рубля. Несмотря на высокие темпы экономического роста инфляция в 1999 г. выросла до 350% в год.
Четвертый период (2000 - 2003гг.). Произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно – кредитной политике. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0%; в 2002 г. – 134,8%; в 2003 г. – 125,4%.
Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.[20, c.211]
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как инфляции, так и методов практической борьбы с ней.
Отечественный
опыт регулирования социально-
Всю совокупность мер
- комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;
- комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;
- комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и
совершенствованию системы ценообразования.
Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос.
Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения.
В
сфере денежно-кредитной
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля.
Для решения этой задачи , начиная с 2001 года при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в качестве важнейшего целевого ориентира использовался обменный курс белорусского рубля. Ранее денежно-кредитная политика основывалась преимущественно на применении целевых ориентиров, ограничивающих рост денежного предложения.
В период с 1995-го по 2000 год
для ограничения темпов роста
цен в экономике страны
Это
обусловлено тем, что для преодоления
негативных последствий преобразований,
характерных для большинства
стран с переходными
Это стало одним из основных факторов избыточного роста денежного предложения с соответствующими последствиями для инфляции.
Однако меры, направленные на ограничение денежного предложения, исчерпали себя и, начиная с 2001 года, антиинфляционная политика проводится с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. При этом Национальный банк по-прежнему контролирует параметры роста таких показателей, как денежная масса и ее агрегаты, денежная база, внутренний кредит и его элементы. [15, с. 32-33]
В антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с советским периодом цены либерализованы, однако, определенное их регулирование по-прежнему существует.
Влияние
правительства распространяется в
первую очередь на предприятия, находящиеся
в государственной
Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.
Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании» [3, с. 36].
Совершенствование системы
В данной главе были
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема инфляции актуальна в любое время и для любой страны. Особенно важную роль она играет для стран с переходной экономикой.
Инфляция - явление, не только связанное с движением денег, но и сложное социально-экономическое явление, затрагивающее все стороны жизнедеятельности государства.
Анализ экономической ситуации в Республике Беларусь показал, что инфляция является одним из основных дестабилизирующих факторов экономики. Она оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения, тормозит естественное расширение производственной активности экономики.
Условно выделяются несколько
этапов развития инфляционных
процессов в нашей стране и
проведения соответствующей
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
- Дефицит государственного бюджета;
- Ограничение конкуренции;
- Долларизация экономики;
- Мировой кризис.
Все
вышеперечисленные причины
Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени.
Практика показывает, что бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная - регулированию не подлежит.
Антиинфляционная политика может проводиться методами «шоковой терапии» и градуирования, некоторые страны также используют политику цен и доходов. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.
Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране.
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
В
общем, экономическая, в том числе
и антиинфляционная политика Республики
Беларусь нацелена на закрепление положительных
тенденций макроэкономической стабилизации
в стране, создание условий для
устойчивого социально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ред. П.Н. Вольского. – Мн.: ИНФРА-М, 2000. 220с.