Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я рассмотрю антиинфляционную политику государства, а также причины инфляции, ее последствия и связанные с ней издержки.

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………………....3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ………………………………...5

1.1. Виды инфляции………………………… ………………………………………5

1.2. Причины инфляции…………………………… ……………………………….8

1.3. Последствия инфляции………………………………………………………..10

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………..…………………….13

2.1. Понятие антиинфляционной политики …………………..……………….....13

2.2. Виды и методы антиинфляционной политики………………………………14

2.3. Антиинфляционная стратегия и тактика…………………………………….15

3. ПРОБЛЕМА ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………… …..19

3.1. Особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..19

3.2. Этапы развития инфляции в Республике Беларусь………………………….21

3.3. Антиинфляционные мероприятия в Республике Беларусь…………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…31

Работа состоит из  1 файл

Антиинфляционная политика. Проблема инфляции в Республике Беларусь.docx

— 81.05 Кб (Скачать документ)

Инфляционные  процессы  Беларуси носили в это  время сложно проявленный характер. Несмотря на декларированную государственную  самостоятельность, правительство  республики было по существу одним  из структурных подразделений децентрализованной административной системы СССР.

       Второй период (ноябрь  1994 – 1996 гг.). В результате проведения жесткой денежно – кредитной политики, связанной с ограничением  темпов роста денежной массой, сокращением объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличением доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, достигнута определенная финансовая стабилизация.

     Темп  прироста индекса потребительских  цен (ИПЦ) снизился в 1995 г. до 244%, в 1996 г. – до 39,3% (в 1994 г.- 1959%). Но в конце  периода произошло ухудшение  ситуации, вызванное усилением элементов  административного регулирования хозяйственной деятельностью и использованием денежной экспансии для поддержки реального сектора экономики.

     Третий  период (1997 - 1999 г.). Высокая инфляция в республике имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена экспансионистской кредитно – денежной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ, административным поддерживанием официального обменного курса белорусского рубля. Несмотря на высокие темпы экономического роста инфляция в 1999 г. выросла до 350% в год.

     Четвертый период (2000 - 2003гг.). Произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно – кредитной политике. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0%; в 2002 г. – 134,8%; в 2003 г. – 125,4%.        

Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.[20, c.211]

    1. Антиинфляционные мероприятия в Республике Беларусь

     Разработка  и реализация антиинфляционных мер  представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как инфляции, так и методов  практической борьбы с ней.

     Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и  другой политики в 1990-х годах и  в 2000-2005гг. позволяет разрабатывать  достаточно гибкие и эффективные  антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран  с переходной экономикой, большинство  из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. [18, с. 367]

       Всю совокупность мер антиинфляционной  политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на  три группы:

      -  комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;

      -  комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;

      -  комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и

         совершенствованию системы ценообразования.

     Фискальную  и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно охарактеризовать как  стимулирующую. В течение последних  лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных  расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство  стимулировало совокупный спрос.

     Валютная  политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении  курса белорусского рубля, что имело  целью поддерживать покупательную  способность населения.

     В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Данное обстоятельство снижало стимулы  населения к хранению своих средств  на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении  кредитов от предприятий.

     Денежно-кредитная  политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание  стабильного обменного курса  белорусского рубля.

       Для решения этой задачи , начиная с 2001 года при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в качестве важнейшего целевого ориентира использовался обменный курс белорусского рубля. Ранее денежно-кредитная политика основывалась преимущественно на применении целевых ориентиров, ограничивающих рост денежного предложения.

       В период с 1995-го по 2000 год  для ограничения темпов роста  цен в экономике страны Национальный  банк использовал преимущественно  ориентиры, связанные с приростом  денежной массы, включая ориентиры  по совокупной денежной массе  и ее агрегатам, денежной базе, внутреннему кредиту и его  составляющим.

     Это обусловлено тем, что для преодоления  негативных последствий преобразований, характерных для большинства  стран с переходными экономиками  на начальных стадиях трансформационного процесса, в Республике Беларусь применялись  директивные методы распределения  ресурсов в экономике и, в частности, использовалось прямое кредитование Национальным банком Правительства Республики Беларусь и экономики страны в целом.

     Это стало одним из основных факторов избыточного роста денежного  предложения с соответствующими последствиями для инфляции.

     Однако  меры, направленные на ограничение  денежного предложения, исчерпали себя и, начиная с 2001 года, антиинфляционная политика проводится с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. При этом Национальный банк по-прежнему контролирует параметры роста таких показателей, как денежная масса и ее агрегаты, денежная база, внутренний кредит и его элементы. [15, с. 32-33]

     В антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению  роста цен. По сравнению с советским  периодом цены либерализованы, однако, определенное их регулирование по-прежнему существует.

     Влияние правительства распространяется в  первую очередь на предприятия, находящиеся  в государственной собственности, однако регулирование цен частных  фирм, прежде всего в торговле, также  существует.        

     Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.

     Правовые  основы государственной политики в  области ценообразования, особенности  регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением  установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании» [3, с. 36].

    Совершенствование системы ценообразования  заключается в ее направленности  на создание условий для реализации  приоритетов государственной экономической  политики и стабильного роста  жизненного уровня населения  страны, повышения конкурентоспособности  экономики, эффективного использования  всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). [18, с. 386]

    В данной главе были рассмотрены  основные особенности реализации  антиинфляционной политики в  Республике Беларусь, а также  основные задачи политики Центрального  банка, выполнение которых в  полном масштабе существенно  изменило бы существующую ситуацию  в экономике республики. Таким  образом, денежно-кредитная, монетарная  и фискальная политика государства  должны быть умеренно жесткими  и достаточно гибкими, а также  учитывающими особенности белорусской  экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Тема  инфляции актуальна в любое время  и для любой страны. Особенно важную роль она играет для стран с  переходной экономикой.

     Инфляция - явление, не только связанное с  движением денег, но и сложное социально-экономическое явление, затрагивающее все стороны жизнедеятельности государства.

     Анализ  экономической ситуации в Республике Беларусь показал, что инфляция является одним из основных дестабилизирующих  факторов экономики. Она оказывает  значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни  населения, тормозит естественное расширение производственной активности экономики.

       Условно выделяются несколько   этапов развития инфляционных  процессов в нашей стране и  проведения соответствующей экономической  политики.

     Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

      -  Дефицит государственного бюджета;

      -  Ограничение конкуренции;

      -  Долларизация экономики;

      -  Мировой кризис.

     Все вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые  оказывают влияние на инфляционные процессы в стране.

     Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного  регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок  времени.

     Практика  показывает, что бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная - регулированию не подлежит.

     Антиинфляционная  политика может проводиться методами «шоковой терапии» и градуирования, некоторые страны также используют политику цен и доходов. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

     Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране.

     Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три  группы: комплекс мер по ограничению  издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров  и услуг и совершенствованию  системы ценообразования.

     В общем, экономическая, в том числе  и антиинфляционная политика Республики Беларусь нацелена на закрепление положительных  тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для  устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности  функционирования реального сектора  экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / под. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Дело и сервис, 2005. 438с.
  2. Антиинфляционная политика: пути реализации/ В.В. Пинигин, Г.П. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Минск: НИЭИ Минэкономики, 2002. – 176с.
  3. Адрианов В. Инфляция и методы её регулирования. // Взгляд, мнение, позиция. 2006.  № 3. С. 3-14
  4. Бабичева Ю.А. Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования/ Ю.А. Бабичева. М.;ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 318с.
  5. Большой экономический словарь/ под ред. А.Н. Азрилияна.-6-е изд., доп. и перераб. М., 2004. 1376с.
  6. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция  Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 526с.
  7. Годовой отчет Национального банка Республики Беларусь за 2006 год//  http://www.nbrb.by/publications/report/2006/2006.pdf
  8. Дашкевич В. Административный ресурс против инфляции: кто кого?//Белорусский рынок. 2000г. №46.С. 11-12
  9. Деньги, кредит, банки: учебник/ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. проф. Кравцовой. – 2-е изд. Перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444с.
  10. Дроздов В., Рудый К. Современные проблемы цен: инфляция и дефляция// Банкаўскі веснік. 2004. №32. С. 7-16
  11. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. 2006. № 4(89). С. 3-18
  12. Инфляция: пути преодоления / П.Н. Вольский, И.Г. Щурин и др.; Под  

     ред. П.Н. Вольского. – Мн.: ИНФРА-М, 2000. 220с.

  1. Ковалёв М. Антиинфляционная политика для Республики Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков, 2000. № 48. С. 17-24.
  2. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе//Банкаўскі веснік. 2007. №1(1). С. 25-34.
  3. Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3).

Информация о работе Антиинфляционная политика