Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:43, реферат

Описание

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт.
Задача данной работы используя методы анализа, индукции, дедукции, используя статистический, динамический, ретроспективный подход, используя математическое моделирование, сделать перспективный прогноз для выявления направления реализации антиинфляционного регулирования в России.

Содержание

Введение 3
1.Поняти и виды инфляции 6
1.1.Понятие инфляции и ее измерениеим 6
1.2.Причины возникновения инфляции 8
1.3. Виды и типы инфляции 11
1.4.Антиинфляционная политика 14

2.Особенности инфляции в России 19
2.1 Особенности проявления инфляции в России 19
2.2 Последствия инфляции 23
2.3 Система антиинфляционных мер в России 28
3. Инфляция в России в начале 21 века
3.1. Система антиинфляционных мер на современном этапе 31
3.2..Прогноз условий экономического развития
России в 2006-2007 гг 33

Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая инфляция.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

      Важное  место занимал и внешний фактор инфляции, связанный с процессом  долларизации. Курс доллара влиял  на инфляцию, как и другие товары, на которые растут цены. Этот фактор относится к виду импортируемой инфляции. Приобретаемые в России доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в стране, а, следовательно, нуждаются в дополнительном платежеспособном рублевом спросе со стороны предприятий, банков и населения. Только в 1994 г. расходы в России на покупку валюты составляли примерно 50 трлн. руб. Если купленный за рубли валютный товар - доллары или (или другие валюты) находится в запасах как внутри страны, так и за ее пределами, то его эквивалент (рубли) остается во внутреннем денежном обращении, усиливая инфляционный процесс. Иностранная валюта в России официально не выполняет денежные функции средства обращения и платежа (за исключением валюты на «черном» рынке). Следовательно, в стране нет законного параллельного обращения других валют, кроме рублей. Вывоз долларов за границу равносилен экспорту других товаров, что обостряет инфляционные процессы внутри страны. 

2.3. Система  инфляционных мер в России.

   

        Начиная с 1992 г. в стране непрерывно звучали официальные заявления о начинающейся или близкой стабилизации экономического положения. Но эти заявления не находили какого-либо серьезного практического подтверждения. Говоря о стабилизации, чаще всего ссылались на замедление инфляционных процессов. Но такое замедление с учетом следующих важных моментов, не является достаточным основанием для предположения о стабилизации.

          Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.

        В конце XX столетия российская экономика претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек, пришла в состояние значительного спада. Положение осложнилось тем, что «наша» инфляция по своей природе далека от модели классической инфляции спроса или монетаристской концепции инфляции издержек. Соответственно и программы радикальных рыночных реформ требовали адекватного подхода к «лечению» экономики, характеризующейся уникальными социально-экономическими условиями: деформированной структурой народного хозяйства с огромным преобладанием выпуска средств производства и вооружений, полная монополизация и огосударствление, низкопроизводительное сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, социальная и политическая нестабильность.

    В этих условиях Россия стоит перед  необходимостью решения нескольких взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются:

  • политическая стабилизация, прежде всего на путях формирования российской государственности;
  • социально-экономическая стабилизация и выход из жесточайшего и всеохватного кризиса;
  • проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в первую очередь — инфляционных.
 

      Процессы инфляции, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.

           Инфляция постперестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей.

           Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы. Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию спирали «заработная плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее.[5,344]

             Сейчас уровень жизни ниже, чем  в последние годы Советской  власти. В реальном выражении  зарплата составляет максимум 80 % от уровня 1989 года. Это в среднем.  Зарплата повышалась несколько  раз, но люди на самом деле не ощущают этого, так как много съедает инфляция. Правительству легче управлять инфляцией, когда у населения денег нет. [14,6] 

      До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной  антиинфляционной политики не проводилось. В 90-х годах в России были предприняты три попытки финансовой стабилизации (1992 г., 1993-1994 гг., и 1996-1997 гг.).

      Жесткая финансовая политика, хотя и проводилась  очень непоследовательно, привела  к постепенному снижению инфляции. Индекс потребительских цен снизился с 2505 % в 1992 г. до 11% в 1997 г. Вместе с  

тем снижение инфляции сопровождалось «отсроченной инфляцией» (давлением на экономику  невыплаченных государством заработной платы и пенсий, неоплаченных поставок продукции по государственным заказам, нарастанием внешнего и внутреннего долга и т.д.).В результате острого

кризиса государственных финансов и девальвации  рубля в августе 1998 года произошел новый всплеск инфляции (до 84 % в целом за 1998 год). Главная причина неоднократного срыва финансовой стабилизации заключается в том, что антиинфляционное регулирование не может проводиться в отрыве от реального сектора и ценой снижения производства, так как спад его ведет к повышению расходов на единицу продукции, уменьшению сбора налогов и в итоге – к бюджетному дефициту.[3,692]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА.

3.1. Система инфляционных мер на современном этапе.

         Теоретически инфляцию можно удержать в запланированных ранее пределах, но практически это очень трудно. Центробанк намерен аккуратно и разумно использовать  имеющиеся в его распоряжении инструменты удержания инфляции. Но не все зависит от него. Многое будет зависеть от того, насколько аккуратно по объему и графику будут расходоваться бюджетные средства. ЦБ в целях борьбы с инфляцией может, например, проводить политику, направленную на то, чтобы кредит стал дороже, валютный курс оказывал понижательное воздействие на инфляцию, а также предлагать такие инструменты по стерилизации, как облигации Банка РФ. Но все это можно применять в очень ограниченных масштабах. Как говориться, чтобы лекарство оказалось не вреднее болезни.

             С точки зрения бюджетной политики  важно максимально равномерно  расходовать бюджетные средства  и сохранить за Стабилизационным  фондом функции самого мощного, практически автоматически работающего стерилизатора избыточного  денежного предложения.[10]            

            Важно устранять негативные тенденции, сдерживающие наращивание производства ВВП. Сдерживать инфляцию можно главным образом на основе увеличения производства отечественной продукции. Длительное преобладание импорта усугубляет финансово-экономические трудности страны. Цены выше в тех регионах, где в товарообороте больше удельный вес импортных изделий.

      Практика  показала, что улучшить работу предприятий невозможно только  с помощью льгот. Требуется комплексная социально-экономическая политика, рассчитанная на профессиональное управление производством, совершенствование его структуры и повышение эффективности.

        

         Немаловажно  усиление роли экономических рычагов в стимулировании производительности труда, снижение издержек производства и повышении качества продукции. Это касается не только автомобильной промышленности, которая стала улучшать качество изделий, но и отраслей переживающих кризис. Решению таких задач должно способствовать совершенствование порядка оплаты труда и распределение доходов предприятий.        

        Для стабилизации цен и курса рубля решающее значение будет иметь рост ВВП, а также совершенствование его структуры с учетом изменения спроса на внутреннем и повышения эффективности экспорта. Этому могут способствовать ускоренная замена устаревшего оборудования и внедрение новейших технологий, улучшение работы предприятий. Важную роль играет наращивание инвестиций за счет всех источников (бюджет, прибыль и амортизация предприятий, продажа акций, привлечение зарубежных средств). Доходы от продажи акций (в том числе государственных) было бы целесообразно направлять на обеспечение роста производства товаров и повышение их качества. В развитых странах важнейшая функция банков - предоставление кредитов промышленным и коммерческим фирмам по доступным для них процентам (не выше 5-10 % по сравнению с темпами инфляции). Кредит служит надежным фактором увеличения инвестиций на развитие и техническое перевооружение производства. При этом банки входят в состав крупных корпораций и действуют в интересах их   развития на внутреннем и мировом рынках. У нас же обособленно действующие коммерческие банки мало содействуют росту производства ВВП и уровня жизни народа.

      Необходимо, чтобы законодательство было направлено на  

способствовать  устойчивому росту товарного  производства, повышению его экономической  и социальной эффективности, укреплению курса рубля и  преодолению инфляции.[11,25]            

      3.2 Прогноз условий экономического развития России в                                                  2006-2007 гг.

         

        Применительно к периоду 2006 – 2007 гг. рассматриваются два подхода к управлению экономикой: продолжение либерализации, которое заложено в правительственные сценарии и программу; организация государственного регулирования на основе долгосрочной стратегии социально-экономического развития России. Прошедший период рыночной трансформации показал, что либерализация несовместима с интересами страны и привела к огромным и геополитическим потерям. Негативные последствия не преодолены. Если состояние экономики зависит от экспорта природных ресурсов, спрос ограничивается покупательной способностью населения, которая ниже, чем в экономически развитых странах, в 3-5 раза. Данные о росте экономики за счет роста производства сырья и полуфабрикатов показывают неэффективность проводимой экономической политики.

              Россия должна выбирать собственные  ориентиры социально – экономического развития. Важно обеспечить не только экономический рост, но и эквивалентное повышение доходов населения, оптимизировать систему распределения ВВП.

              Необходимо исправить допущенные  ранее экономические просчеты, создать  и реализовать стратегию экономического роста, при которой темпы роста ВВП будут соответствовать ресурсным возможностям, потребностям экономики населения страны. 

               При определении уровня цен  (тарифов) естественных монополий  необходимо    учитывать     их     влияние    не    только   на    доходы и  

инвестиционную привлекательность самих монополий, но также на конкурентоспособность и перспективы развития обслуживаемых ими потребителей. Это положение не учитывалось при разработке программы. Установление уровня тарифов на прогнозируемый период должно решать задачу нахождения компромисса между финансовыми потребностями естественных монополий, с одной стороны, экономики в целом – с другой, и потребителей, населения – с третьей. Согласно проведенным Минэкономразвития РФ исследованиям, вклад повышения цен на продукцию и услуги естественных монополий в общий прирост потребительских цен в 2000 – 2003 гг. составлял от 3,7 до 4,3 п.п., или около трети ежегодного уровня инфляции. Параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий не должны приводить к существенному росту издержек потребителей и должны обеспечивать выполнение намеченных целевых макроэкономических параметров на прогнозируемый период – темпов и эффективности экономического роста и снижение инфляции.

              Расчеты показывают: чтобы обеспечить  рассчитанный целевой уровень  инфляции в 2004-2007 гг., вклад повышения  цен на продукцию (услуги) естественных  монополий в прирост потребительских  цен на товары и услуги не должен превышать 2,5 – 3,5 п.п. за год. Целесообразно на прогнозируемый период установить параметры прироста потребительских цен от повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на уровне не более 30 – 35 % проектируемого уровня  инфляции.

            Многое зависит прежде всего от деятельности и создаваемых им экономических механизмов, мер стимулирования инвестиций, ограничения  оттока капитала, развития реального сектора экономики. Стратегическая программа должна содержать систему централизованных управляющих воздействий.

Информация о работе Антиинфляционная политика