Антиинфляционная полтика государства:инструменты, виды, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 02:37, курсовая работа

Описание

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики, в том числе и в Российской Федерации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции
1.1. Понятие и причины возникновения инфляции 1.2. Виды инфляции
1.3. Социальные последствия инфляции

Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства
2.1. Цели и инструменты антиинфляционной политики
2.2. Виды антиинфляционной политики
Глава 3. Антиинфляционная политика России
3.1.Особенности антиинфляционного процесса в России
3.2. Антиинфляционная политика России на современном этапе

Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 37.63 Кб (Скачать документ)

Инфляционные процессы подрывают  также стимулы роста экономики  на базе НТП. Так как внедрение  в производство новой техники  обходится все дороже, для предпринимателя  выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование, а  также старую трудоемкую технологию. Причина использования последней  состоит в том, что издержки, связанные  с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

Наблюдается общее замедление экономической  активности. Неопределенные перспективы  развития, отсутствие необходимой достоверности  в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от осуществления  долгосрочных проектов с длительными  сроками окупаемости. Большая часть  капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

Набирает силу тенденция к росту  ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов  денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство  от денег к товарам, обостряется  товарный голод, который подрывает  стимулы к денежному накоплению, что, в свою очередь, нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

Выше были перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеют место и внешние. Обесценение  денег внутри страны приводит и к  их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

Наибольший вред национальной экономике  приносит гиперинфляция. По мере ее разворачивания государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твердой иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация всего национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы имеют своим итогом приход к власти тоталитарных режимов.

Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

 

 

 Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства 

2.1. Цели  и инструменты антиинфляционной  политики  

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими  причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста  денежной массы в соответствие с  темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

Традиционными инструментами денежно-кредитной  политики, влияющими на размер и  структуру денежной массы, являются:

1) Операции  на открытом рынке ценных бумаг.  Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

2) Учетно-процентная  или дисконтная политика. Заключается  в регулировании учетной ставки  процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по  которой коммерческие банки могут  заимствовать денежные средства  у центрального банка. Если  центральный банк повышает учетную  ставку, то объем заимствований  уменьшается. В результате произойдет  сокращение денежной массы в  стране, так как уменьшатся операции  коммерческих банков по предоставлению  кредитов. При этом получая более  дорогие заимствования, сами коммерческие  банки будут повышать свои  ставки по кредитам, что приведет  к уменьшению спроса. При снижении  учетной ставки процесс идет  в обратном направлении.

3) Норма  обязательного резервирования. Обязательные  резервы - это та часть суммы  депозитов, которую коммерческие  банки обязаны хранить в виде  беспроцентных вкладов в центральном  банке. Чем норма выше, тем меньше  кредитов могут предоставлять  коммерческие банки, и это ограничивает  количество находящихся в обращении  денег. Снижение нормы резервов  действует в обратном направлении.

4) Валютная  политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного  курса (фиксированные или фиксированные  с возможностью корректировок  (скользящая привязка)) предусматривают  следование денежно-кредитной политики  страны валюты-якоря. Целевые  показатели обменных курсов лишают  ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной  политике на собственном финансовом  рынке; создают возможности для  внешних спекулятивных атак. Достижение  реального валютного курса ставится  в зависимость от уровня внутренних  цен. Что касается фиксированных  курсов с возможностью корректировки,  то после валютного кризиса  1991 г. большинство стран от  них отказалось именно из-за  чрезмерно высокой зависимости  от внешних спекулятивных атак.

5) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды антиинфляционной  политики

В своих усилиях по достижению этих целей правительство использует два “инструмента” или стратегических подхода: фискальную политику и монетарную политику.Фискальная политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Основным  рычагом фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива президента и конгресса, так как именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Допустим, что Президент и Конгресс для стабилизации экономики решили использовать фискальные методы. Это может быть сделано двумя путями. Можно уменьшить налоги, а расходы оставить на прежнем уровне, либо увеличить расходы, оставив налоги на прежнем уровне. Когда налоги уменьшаются, отдельные люди и бизнес в целом имеют больше денег, которые они могут потратить так, как они хотят. Поскольку расходы людей и фирм (и, следовательно, ВНП) начинают расти, экономика вступает в фазу подъема. Аналогично, если Президент и Конгресс увеличивают правительственные расходы, это может привести к увеличению  ВНП и остановить сокращение производства. Фискальные инструменты могут быть использованы также и для замедления экономических темпов. Например, предположим, что во время экономического бума цены начали угрожающе расти. Опасаясь возможной инфляции, Президент  и Конгресс решают изменить свою фискальную политику. В этих условиях они обычно выбирают либо увеличение налогов, либо уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Если правительство увеличит налоги, то потребители и бизнес в целом уменьшат свои расходы. Это приведет к снижению совокупного спроса на товары, что должно уменьшить инфляцию.

Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране. Проведение монетарной политики — обязанность Федеральной резервной системы.Существует прямая взаимосвязь между количеством денег в обращении и уровнем деловой активности. Когда предложение денег увеличивается, вместе с ним возрастают затраты потребителей и производственные затраты. Отсюда также следует, что во времена сокращения или спада производства увеличение предложения денег помогает оздоровлению экономики. В противоположной ситуации экономика во время бума взвинчивает цены в инфляционной спирали, уменьшение денежной массы ведет к сокращению спроса и понижению цен. Монетарная политика эффективнее всего в самой высокой и самой низкой точках цикла деловой активности. Когда покупатели и продавцы полны оптимизма, а цены растут, Федеральная резервная система может предпринять попытку удержать расходы (а также цены), повышая процентные ставки.

 

 

 

Глава 3. Антиинфляционная политика России     

3.1.Особенности  антиинфляционного процесса в  России         

Исторически инфляция в экономике  России возникла еще в 50-х – нач. 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците. Разрушение СЭВа и СССР привело к разрыву традиционных хозяйственных связей, резкому падению производства. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены. С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать. Инфляция быстро перерастала в гиперинфляцию.

Отечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов, что  объясняется условиями ее развития - перехода от плановой к рыночной экономике. Применительно к России на начальном этапе экономической реформы можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1.Наличие общего структурного  неравновесия и отсутствие конкурентной  среды.

2.Ценовые перекосы и диспропорции  не устранены в ходе либерализации  цен. Свободные цены пока еще  не стали ценами равновесия  и не работают на улучшение  производственной структуры.

3.Сохраняется давление внешнего  долга, резко сужающего маневр  валютными ресурсами.

4.Серьезной проблемой для России  становится сокращение расходных  статей государственного бюджета,  что ведет к развалу социальной  сферы, свертыванию капитальных  вложений.

Здесь необходимо отметить специфику инфляционных процессов в России сегодня.

1.Спад производства при росте  заработной платы. Поступающая  на рынок потребительских товаров  денежная масса не убывает,  а предложение товаров в связи  со спадом производства сокращается.  В результате цены начинают  расти, причем механизм их роста  принимает вид спирали: "зарплата - цены".

2. Монополизация отраслей народного  хозяйства.

3.Слабая государственная власть  и политическая нестабильность. В настоящей политической ситуации  России вряд ли возможно рассчитывать  на приток иностранных инвестиций, скорее будет увеличиваться вывоз  валюты за рубеж, население  не станет делать сбережения, что напрямую связано с сокращением  инвестиций внутри страны.

4.Дефицит государственного бюджета.  Часто государство вынуждено  покрывать дефицит госбюджета  с помощью эмиссии денег. В  условиях инфляции издержек бюджетный  дефицит является результатом  инфляционного обесценения государственных  доходов. Но и сам бюджетный  дефицит оказывает мощное усиливающее  воздействие на инфляционные  процессы.

5.Ошибка в стратегии ценообразования.  В нашей экономике имеет место,  главным образом, инфляция издержек, поскольку опережающими темпами  растут цены на энергоносители  и первичное сырье, и каждая  очередная волна крупного повышения  цен начинается с топлива и  сырья, что допускать нельзя.

6.Денежная эмиссия.

7.Неадекватный валютный курс. В  условиях либерализации экспорта  и "плавающего" валютного курса  рубля, весьма далекого от реального  соотношения общего уровня цен  и уровня цен экспортируемых и импортируемых товаров, неравномерного влияния цен мирового рынка на цены продукции различных отраслей российской экономики, эти цены неизбежно оказываются рассогласованными между собой. Это ведет к спаду производства, сопровождающемуся ухудшением структуры производства и снижением его технического уровня.

 

 

 

 

 


Информация о работе Антиинфляционная полтика государства:инструменты, виды, эффективность