Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:09, реферат
В соответствии с оценками Национального бюро экономических исследовании (NBER), рецессия в США завершилась в июне 2009 г. Вместе с тем, фаза оживления американскои экономики затянулась. По данным Бюро экономического анализа, в 2010 г. рост реального ВВП составил 3%, в первые три квартала 2011 г. – соответственно 0,4%, 2,0%, 3,0%. Однако сохраняется высокая норма безработицы, которая остается острейшей социальной и внутриполитическои проблемои. Частныи сектор не стремится быстро увеличивать количество новых полных рабочих мест, предпочитая идти по пути стимулирования роста производительности труда.
Оглавление
1.Введение ……………………………………………………………………………...3
2. Этапы предпринятых мер……………………………………………………….3-7
3. Антикризисная политика администрации Б. Обамы………………………8-10
3.1.Политика восстановления финансово-экономической стабильности....10-12
3.2.Социальная составляющая и инвестиции в будущее…………………….12-15
3.3.Проект реформы системы регулирования финансовых рынков…….…15-18
4. Заключение……………………………………………………………..………..18-20
5.Список использованной литературы…………
Знаковым событием стали банкротства ком- паний «Крайслер» и «Дженерал Моторс» (про- цесс осуществляется в соответствии со статьей 11 Закона о банкротствах США). Ускоренный процесс позволил быстро реорганизовать работу этих компаний. Государство предоставило суще- ственный объем помощи в обмен на акции. Фак- тически создана новая компания «Дженерал Мо- торс», а все «плохие» бумаги и активы остались у подконтрольной государству структуры. Ее но- вый руководитель заявил, что взятые из бюджета 50 млрд долл. США компания вернет до 2015 г. Одновременно администрация в конце июля 2009 г. инициировала программу стимулирова- ния спроса на автомобили, предлагая от 3,5 до 4,5 тыс. долл. США гражданам, сдающим старые автомобили на металлолом и покупающим но- вые более экологичные модели. Программа име- ла огромный успех, и фонд в 3 млрд долл. США был исчерпан менее чем за месяц. Ею восполь- зовались около полумиллиона американцев, она дала импульс восстановлению автопрома. Одна- ко программа мешает оценить реальный спрос.
3.3.Проект реформы системы регулирования финансовых рынков
Финансово-экономический кризис эпохи глобализации показал, что система регулиро- вания финансовой сферы как в США, так и на международном уровне не отвечает потребностям современности.
Подготовительным шагом на пути реформы национальной системы регулирования стало подписание Обамой в мае 2009 г. Закона о борьбе с мошенничеством и преодолении его последствий и Закона о подотчетности, ответственности и рас- крытии информации о кредитных картах. Первый законодательный акт призван дать правоохрани- тельным органам больше полномочий для борь- бы с преступлениями на финансовых рынках, а второй прорабатывает защиту потребителя в об- ласти кредитных карт.
17 июня 2009 г. администрация Б. Обамы представила всеобъемлющий план реформи- рования системы регулирования финансовых рынков. Проект реформы был составлен на основе консультаций с членами президент- ской группы по финансовым рынкам, членами Конгресса, представителями академического сообщества, защитниками прав потребите- лей и инвесторов, представителями бизнес- сообщества. Одна из его важнейших целей за- ключается в стремлении запустить в действие новую систему отслеживания и предупрежде- ния системных рисков.
Проект включает пять основных направлений реформирования.
1) Ужесточить регулирование и надзор за дея- тельностью финансовых компаний. Предлагает- ся создать новый Совет по контролю над предо- ставлением финансовых услуг (Financial Services Oversight Council), основной функцией которого станет выявление зарождающихся системных рисков, улучшение взаимодействия между регу- лятивными ведомствами, получение информа- ции у всех финансовых компаний. Кроме того, предлагается дать новые полномочия ФРС, благо- даря которым она станет единым органом кон- троля («консолидированный надзор») за всеми финансовыми институтами.
Предлагается создать Национальный банков- ский регулятор (National Bank Supervisor), которо- му будут переданы функции по пруденциальному регулированию, а также Национальное управление страхования (Office of National Insurance) в струк- туре Министерства финансов (на сегодняшний день США не имеют единого регулятора на фе- деральном уровне в данной области).
2) Установить всеобъемлющий надзор и регули- рование финансовых рынков: усовершенствовать регулирование рынков секьюритизации; ввести всеобъемлющее регулирование рынка внебирже- вых деривативов, включая кредитно-дефолтные свопы;
гармонизировать регулирование торговли фьючерсами и торговли ценными бумагами;
усилить регулирование платежных систем, клиринговых систем и систем взаиморасчетов, а также усовершенствовать функционирование этих систем.
3) Усилить защиту прав потребителей и ин- весторов на финансовых рынках. Создать новое Агентство по защите потребителей на финан- совых рынках (Consumer Financial Protection Agency, CFPA) в качестве единого федерального регулятивного органа.
4) Дать государству более совершенный арсенал средств борьбы с финансовыми кризисами и разра- ботать особый режим спасения компаний в случае «системного риска».
5) Повысить международные стандарты регули- рования и укрепить международное сотрудничество. Предложения по международному регулированию сочетают в себе принципы, которыми США ру- ководствуются при реформе регулирования вну- тренних финансовых рынков, с шагами по реа- лизации ряда задач, поставленных в апреле 2009 г. на саммите «Большой двадцатки» в Лондоне. Они включают, во-первых, усовершенствование между- народной системы требований достаточности ка- питала; во-вторых, усовершенствование надзора за глобальными финансовыми рынками (стандарти- зация и улучшенный надзор за рынками дерива- тивов); в-третьих, усовершенствование надзора за деятельностью международных финансовых компа- ний;в-четвертых,
Кроме того, предлагается проверять соответ- ствие регулирующей практики каждой отдельной страны международным регулятивным стандар- там с помощью взаимных проверок (peer reviews). Декларируется необходимость дальнейшего усо- вершенствования стандартов бухгалтерского учета. США призывают национальные государ- ства ужесточить надзор за работой кредитно- рейтинговых агентств в своих юрисдикциях.
В США часть предложений будет проводить- ся в жизнь самими регулятивными органами на основе ведомственных распоряжений. Это касается мер по повышению стандартов доста- точности капитала, установления новых пра- вил предотвращения конфликта интересов для кредитно-рейтинговых агентств, введения но вого требования к банкам сохранять на своих балансах часть выпуска секьюритизированных ценных бумаг и другие. Наиболее кардинальные пункты реформы должен утвердить Конгресс. На данный момент (август 2009 г.) администрация вносит в соответствующие комитеты Конгресса законопроекты, и в комитетах идут слушания по отдельным направлениям реформы.
Эффективность предложенной реформы пока трудно оценить. Проект вызвал резкую критику, прежде всего со стороны республиканцев, под- черкивающих, что сложная американская систе- ма регулирования, состоящая из многочислен- ных ведомств с конфликтующими функциями, не только не упрощается, а еще больше услож- няется по данному плану. Основные дискуссии развернулись вокруг двух системных положений: расширение полномочий ФРС и создание от- дельного органа по защите потребителя.
По мнению Б. Обамы, в условиях глобально- го характера современных вызовов все страны должны последовать примеру США и выделить более значительные бюджетные средства на ан- тикризисные меры, а в дальнейшем установить высокие стандарты финансового регулирования. Со схожих позиций президент США выступал на саммите лидеров «группы 20» в апреле и на сам- мите «Большой восьмерки» в июле 2009 г. США действуют быстрее, чем партнеры. Реформировав свою систему, они будут более настойчиво пред- лагать мировому сообществу свои стандарты. У американских торговых партнеров вызывает озабоченность заложенное в стимулирующий пакет положение «Покупай американское».
Совершенно очевидно, что США продолжат нажим на офшоры и так называемые надежные га- вани (так, США все-таки вынудили швейцарский банк USB открыть информацию о счетах около 4500 американских граждан, в отношении кото- рых есть подозрения в уклонении от налогов).
4. Заключение
В краткосрочном плане антикризисная про- грамма Обамы выполняет свою задачу. Государ- ственные меры помогли восстановить доверие инвесторов и потребителей финансовых услуг. Улучшается функционирование рынка краткос- рочного кредитования, включая рынки межбан- ковского кредитования и коммерческих бумаг. Частный сектор стал меньше полагаться на феде- ральные программы по мере того, как ослабевают рыночные стрессы, что и было одной из ключевых
8 По данным BEA.
целей государственных интервенций. Выпуск кор- поративных ценных бумаг под обеспечение кре- дитными картами, автокредитами и студенческими займами стал расти, что поддерживается соответ- ствующей федеральной программой. На рынках долгосрочного кредитования выпуск бондов нефи- нансовыми институтами также расширился.
Чтобы оценить эффективность антикризис- ной программы в долгосрочном плане, необ- ходимо соотнести ее с определением характера вызовов, стоящих перед национальным прави- тельством и мировой экономикой в связи с раз- вертыванием финансово-экономического кризи- са в условиях инноваций на финансовых рынках и глобализации. Важно, сможет ли реформа си- стемы финансового регулирования решить про- блемы, которые в определенной степени стали причиной финансового кризиса. В сжатом виде их можно сформулировать следующим образом: недооценка новой структуры посредничества (новые небанковские агенты – хедж-фонды, ин- вестиционные фонды) на финансовых рынках; появление новых классов финансовых инстру- ментов, секьюритизация; неточность модели оценки финансовых активов, недоучет риска, за- ключенного в различных ипотечных контрактах суб-прайм-заемщиков, нестандартные условия в кредитных контрактах и облигационных со- глашениях, защищающие их держателей, невоз- можность адекватной оценки рыночных активов в кризисный период; недостоверность рейтин- гов: конфликт интересов и неточность модели оценки; слабая дисциплина кредитования, недо- учет важности собственного капитала заемщика при ипотечном кредитовании. Ответ на эти вы- зовы возможен на путях совершенствования на- циональных систем мониторинга за системными рисками и координации действий на междуна- родном уровне. При этом важно, насколько сами Соединенные Штаты готовы идти на скоордини- рованные меры со своими партнерами.
К осени 2009 г. появились признаки стабили- зации экономики. Если в I квартале 2009 г. паде- ние ВВП составило 6,4%, то во II квартале оно замедлилось до 1%8. Бюро трудовой статистики объявило, что норма безработицы в США до- стигла в мае 2009 г. 9,4%, в июне – 9,5%, в июле этот показатель впервые с 2008 г. снизился до 9,4%, однако в августе вырос до 9,7% (самый вы- сокий показатель за 26 лет).
Одним из дисбалансов в американской эконо- мике докризисного периода было рекордно низ- кое сбережение домашних хозяйств. В декабре 2008 г. норма личного сбережения в США соста- вила уже 3,8%, в мае 2009 г. достигла 5,0%, (одна- ко по историческим меркам это не самая большая величина: в 1980–1994-е годы норма сбережения была на уровне 8%). Такая тенденция ведет к сни- жению личного потребления, и как следствие, сокращению ВВП (доля личного потребления ВВП США составляет 70%). К концу лета 2009 г. индексы потребительского и инвестиционного доверия в США стали расти, что открывает окно для увеличения потребительских расходов.
Одним из серьезных вызовов для новой адми- нистрации и системным риском для США является проблема растущего бюджетного дефицита, кото- рый в 2009 г. может превысить 1,8 трлн долл. США. В своем первом бюджетном послании Б. Обама заявил, что, исходя из предположения о возоб- новлении экономического роста, к концу первого срока его президентства дефицит сократится до 533 млрд долл. США. Администрация собирается со- кратить свыше 120 федеральных программ, поте- рявших актуальность или не подтвердивших свою эффективность. Это будет труднодостижимая зада-
ча, учитывая, что за каждой программой стоят осо- бые группы интересов. Такие вопросы вызывают яростные дискуссии в Конгрессе. В конце августа 2009 г. администрация признала, что в следующее десятилетие дефицит федерального бюджета соста- вит 9 трлн долл. США.
Критически важным моментом является дли- тельность кризиса. Если антикризисный план ад- министрации Обамы «сработает» и США удастся быстро выйти из рецессии, то они могут стать ло- комотивом для мировой экономики. Нельзя не учитывать огромный товарооборот этой страны. В 2008 г. экспорт составил 1843 млрд долл. США, а импорт – 2520 млрд долл. США. Любое сужение емкости американского рынка приводит к пере- ориентации огромных международных товарных потоков. Кризис подрывает глобальную цепь по- ставок компонентов, нанося ущерб промышленно- му производству партнеров (это видно на примере японских субподрядчиков большой автомобильной тройки). Не только для американской экономики, но и для мировой экономики в целом важно, чтобы США как можно скорее вышли из кризиса.
Список литературы
1.Антикризисная политика США/ Международная экономика /ноябрь 2009-Вып., С-30-87
2. Realtypress.ru недвижимость и ипотека/Антикризисная программа США/ [Электронный ресурс]http://www.realtypress.
3. Центр политической коньюктуры России/ Антикризисная программа Обамы может привести к стагфляции США /http://www.ancentr.ru/data/me
4.Российская газета / Антикризисная программа США/ [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/sujet/3653/
5.Комментируем.ру/ Фискальная политика США после кризиса 2008 года/[Электронный ресурс]http://kommentiruem.ru/
6.Полит.ру Институты свободы/Механизмы и последствия экономического кризиса в США/[Электронный ресурс]http://www.polit.ru/art