Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:43, доклад
Мировой финансовый кризис достиг своего пика осенью 2008 года и начал сказываться на большинстве развивающихся стран мира, в частности, и на России. Например, ставки на рынке межбанковского кредитования в России достигли рекордных отметок, а финансовые организации стали испытывать дефицит ликвидности. Из-за этого многие компании не получили необходимых кредитов и стали постепенно сокращать издержки, что выразилось в снижении производства и сокращениях.
Антикризисные меры России: степень их эффективности
Мировой финансовый кризис достиг своего пика осенью 2008 года и начал сказываться на большинстве развивающихся стран мира, в частности, и на России. Например, ставки на рынке межбанковского кредитования в России достигли рекордных отметок, а финансовые организации стали испытывать дефицит ликвидности. Из-за этого многие компании не получили необходимых кредитов и стали постепенно сокращать издержки, что выразилось в снижении производства и сокращениях. Кроме того, из-за мирового кризиса резко подешевели нефть и металлы, основные экспортные товары России. Из-за этого многие компании вынуждены были сократить прогнозы по росту прибыли по итогам 2008 года. Правительство РФ опубликовало "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Документ готовился по поручению президента РФ в течение последних двух месяцев и накануне был подписан премьер-министром Владимиром Путиным. Антикризисный план Правительства РФ, направленный на борьбу с последствиями мирового финансового кризиса, содержит 55 пунктов и рассчитан на ближайшие пять месяцев. При этом большинство нововведений, необходимых для поддержания и стабилизации российской экономики, должны быть разработаны и одобрены профильными ведомствами до конца 2008 года. В плане правительства говорится, что авиакомпаниям страны будет предоставлена шестимесячная отсрочка по уплате таможенных платежей на ввозимую авиатехнику. Для реализации указанных действий в течение ноября прошлого года был разработан проект ФЗ «Об отсрочке платежей для авиакомпаний». Кроме того, чиновники решили увеличить объемы субсидий компаниям-экспортерам промышленной продукции. Среди других пунктов плана следует отметить разрешение на выпуск биржевых облигаций сроком до трех лет, увеличение объемов рефинансирования кредитов через "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", а также сокращение тарифных квот на импорт птицы и свинины. Кроме того, будут увеличены субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса. В плане подчеркивается, что это делается для того, чтобы не допустить их банкротства. Также правительство планирует ввести еженедельный мониторинг увольнения работников в связи с кризисом. При этом важно указать, что правительство России в сентябре-октябре уже приняло ряд антикризисных мер. В частности, из бюджета были выделены средства на поддержание российского фондового рынка и на помощь российским банкам. Кроме того, правительство передало Внешэкономбанку 50 миллиардов долларов для рефинансирования кредитов российских компаний.
Для эффективного действия и реализации рассматриваемого «Антикризисного плана» Правительства РФ, с чем связано и возможность преодоления негативных последствий мирового экономического кризиса, необходимы разработка и закрепление антикризисных мер не только на правоприменительном уровне (то есть на уровне исполнительных органов государственной власти РФ – Правительства и соответствующих министерств, входящих в его состав), но и установление этих мер на законодательном уровне. Именно по этой причине во многих федеральных законах и подзаконных актах РФ введены изменения в соответствии со сложившейся в нашей действительности ситуации. Так, например, 21 октября 2008 года был принят ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О центральном Банке РФ (Банке России)». Изменениями расширен перечень операций, осуществляемых ЦБ РФ на открытом рынке. Под такими операциями понимаются купля-продажа государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров ЦБ РФ.
ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса и некоторых законодательных актов РФ» направлен на поддержку российских налогоплательщиков. Поправками, внесенными в часть первую Налогового кодекса РФ, изменяется порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. С 1 октября 2008 года такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Указанным Законом вводится особый порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации. От налогообложения НДС будет освобожден ввоз технологического оборудования, при условии, что его аналоги не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Значительные изменения внесены в главу 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 процентов за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» направлен, в частности, на совершенствование Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов физических лиц: более четко сформулированы требования к банкам, включенным в перечень банков (реестр), состоящих на учете в системе страхования вкладов. Например, банк считается не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов в случаях признания отчетности банка недостоверными в течение трех месяцев подряд; невыполнения в течение шести месяцев подряд хотя бы одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; признания финансовой устойчивости банка недостаточной.
Изменены многие федеральные законы РФ, например, ФЗ «О занятости населения РФ», ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ФЗ «О несостоятельноти (банкротстве)» и ряд других подзаконных актов (Постановления, Указания и Распоряжения Президента РФ, Правительства РФ и др.).
Таким образом, РФ, в лице своего исполнительного органа – Правительства, предприняло шаги к преодолению общемирового экономического кризиса по следующим направлениям:
1. курсовая политика: с целью противодействия оттоку капитала ставка рефинансирования была повышена с 11% до 13% ; постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля в зависимости от экономической ситуации;
2. поддержка банковской системы: снижены нормативы обязательных резервов; предоставляются беззалоговые кредиты (срок кредитов увеличен до 1 года); до 700 тыс. рублей (ранее - 400 тысяч рублей) повышена страховая сумма по банковским вкладам граждан, в результате чего защищены 98,5% вкладов;
3. поддержка финансового рынка и защита предприятий от недружественных поглощений: выделено 250 млрд. рублей на поддержку финансового рынка и реального сектора экономики; еще 325 млрд. рублей зарезервированы на 2009 год (будут использованы на поддержку финансового рынка, отраслей экономики и рынка труда;
4. налоговая и бюджетная политика: снижена налоговая нагрузка, усилена стимулирующая роль налоговой системы и, тем самым, поддерживается деловая активность в реальном секторе экономики и потребительский спрос граждан; снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль; общий объем снижения налоговой нагрузки оценивается примерно в 550 млрд. рублей в 2009 году;
5. содействие занятости населения: максимальный размер пособия по безработице повышен с 3124 до 4900 рублей; в полном объеме пособие будет выплачиваться и гражданам, уволенным по собственному желанию; в федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости; снижена квота на привлечение в Россию иностранной рабочей силы;
7. жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья.
8. поддержка деловой активности в реальном секторе экономики.
9. нефтяная промышленность.
10. малый и средний бизнес: на поддержку создания новых эффективных малых предприятий из федерального бюджета выделяется 10,5 млрд.; регионам и муниципалитетам предложено привлечь малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа, снять административные барьеры для предпринимательской активности, включая ограничения по доступу на локальные рынки; приняты меры по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес;
11. автомобилестроение;
12. сельхозмашиностроение;
13. оборонно-промышленный комплекс;
14. авиационные перевозки;
15. розничная торговля;
16. аграрно-промышленный комплекс;
17. инфраструктурные проекты;
18. организационное сопровождение реализации антикризисных мер.
Однако, несмотря на это, шаги, предпринимаемые Правительством РФ для преодоления экономического кризиса, подлежат критике со стороны целой группы ученых-экономистов. Так, в дискуссионном клубе партии «Яблоко», в котором принимали участие многие известные экономисты, прозвучало заявление, согласно которому антикризисные меры, принятые российским правительством, являются неэффективными и даже вредными для российской экономики и финансового рынка. По мнению критиков, антикризисные меры демонстрируют полную неспособность государства управлять экономикой страны в условиях кризиса. Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев подверг критике решение правительства скупить на фондовых рынках часть акций проблемных российских компаний, а также оказать помощь строительным компаниям в виде выкупа государством квартир для поддержания рынка недвижимости.
Глава Сбербанка Герман Греф также раскритиковал антикризисные действия правительства. По его словам, власти не имеют долгосрочной программы выхода из кризиса и прибегают к сиюминутным и непрофессиональным действиям. Герман Греф, считает, что, учитывая, что кризис может продлиться еще три года, такая тактика правительства повредит оздоровлению. Он призвал отказаться от "накачки" рынка ликвидностью и высказался за разработку долгосрочных антикризисных мер. В России так и не создан механизм выработки согласованных с бизнесом экономических решений, что затрудняет выход из кризиса. Греф предложил собственную концепцию антикризисной политики. Главной задачей, по его мнению, является сохранение макроэкономической стабильности, планирование как минимум на три года вперед допустимого дефицита госбюджета с расчетом на собственные ресурсы. Вторая же задача состоит в поддержании стабильной национальной валюты и сохранении золотовалютных резервов как минимум на срок от трех до пяти лет. Впрочем, сам Греф считает, что сохранение макроэкономической стабильности станет для России настоящей удачей, поскольку нынешняя скорость падения очень велика.
http://kino-club.net/1733-
5
Информация о работе Антикризисные меры России: степень их эффективности