Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:02, реферат
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает
монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся
механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических
ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако,
эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение
способствует извлечению монопольно высоких прибылей.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики
государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий
способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию
экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Монополия: понятие, сущность и виды………………………………………4
2. Роль государства в регулировании рыночной экономики……….………….. 8
3. Система антимонопольных органов и порядок их
формирования……...…………………………………………………………….
4.Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………………..
4.Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Реализация экономических реформ потребовала создания нового
адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных
обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие
рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на
конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать
предупреждение и пресечение монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции.
Несмотря на относительно
конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить
несколько этапов.
1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной
конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на
предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами
доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы
недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической
концентрации производства и сбыта.
2. Второй этап — формирование
конституционных основ
законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство
экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической
деятельности (п. 1 ст. 8).
3. Третий этап в развитии
ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса
Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает
использование гражданских
прав в целях ограничения
злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление
пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст.
17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и
свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других
лиц.
4. Четвертым этапом в развитии
конкурентного
считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление
В. Создание специального законодательства, развивающего правила
добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам
хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли,
либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали
обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях
конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап — формирование
законодательства о защите
на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя
было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной
сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с
пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации,
регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует
констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном
завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране
складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное
законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных
законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных
рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия
государственных и местных органов управления, направленных на ограничение
конкуренции дает ГКАП
(Государственный Комитет
России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм
антимонопольного законодательства.
Федеральным органам
акты и совершать действия, направленные на:
. введение ограничений
на создание новых
установление
запретов на осуществление
. установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из
одного региона в другой;
. выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении
договоров
с определенным кругом
предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных
льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим
предприятиям, действующих на данном рынке.
Анализ деятельности
только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по
нарушению антимонопольного законодательства.
В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как
количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о
конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в
процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности,
особенно на региональном и местном уровнях.
Практика показывает, что в различных субъектах Российской
Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного
законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции
является необоснованное препятствие осуществлению деятельности
хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около
1/3 от общего количества
рассмотренных по данной
Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика
необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем
усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня
видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Также значимой группой
необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам.
Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и
отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых
вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для
ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие
инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта
подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности
и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для
предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в
МПС России.
Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией
федерального закона «О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены
многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих
фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной
власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных
сборов на продажу ликеро-водочных изделий).
Характерным примером нарушения антимонопольного законодательства
являются указания органов исполнительной власти о приоритетном заключении
договоров по поставке товаров и оказании услуг.
Так, в большинстве
принимаются решения, запрещающие производить отгрузку зерна иным
потребителям до окончания поставок в региональные фонды. Эти акты не
только ограничивают установленную законодательством свободу действий
хозяйственных субъектов на рынке сельскохозяйственной продукции, но и
обуславливают нанесение прямого экономического ущерба в связи с не
использованием ранее
заключенных договоров.
Система антимонопольных
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную
политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции,
предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной
власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный
антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.
Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит
государственную политику, направленную на демонополизацию экономики
Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и
регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование
товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.
Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный
антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и
пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и
нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями
хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного
самоуправления.
Под предупреждением
комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию