Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Введение
1 Экономическая сущность конкуренции
1.1 Сущность конкуренции, условия ее существования
1.2 Монополия. Причины возникновения и виды
1.3 Несовершенная конкуренция: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
2 Антимонопольная политика и ее особенности в России
2.1 Особенности российского монополизма
2.2 Методы антимонопольной политики
Заключение
Список использованной литературы
Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.
Монополия
как особое состояние поставщика
товаров или услуг
В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.
Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.
Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.
Устойчивые
монополии характеризуются
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
(То есть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)
Абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он – «ценоустановитель». Он полностью контролирует предложение товара, ему предоставляется исключительная возможность выбирать на своё усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении – как чистая монополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Решающую
роль в создании на рынке благоприятной
конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.91 №948-1 (редакция от 02.01.2000)
2. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 12.05.1995)
3. Федеральные закон от 17.08.1995 №147-ФЗ “О естественных монополиях” (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
4. Федеральный закон от 02.01.2000 №3-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 18 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (принят ГД ФС РФ 01.12.1999)
5. Федеральный закон от 18.07.1995 №108–ФЗ “О рекламе” (принят ГД ФС РФ 14.06.1995)
7. Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства: статьи семинара // Вопросы экономики .- 2001. - № 4
8. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№ 1
9. Государственное
регулирование рыночной
10. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие.- 2-е изд.– М.;МЦ при ГУК МВД России,1998. - 568 c.
11. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000.
12. Кирцнер И.: Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001
13. Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. - Российский экономический журнал, 2004, №11-12.
14. Литвинов Д.А. Основы рыночных отношений: Учебное пособие.-Воронеж: ВИ МВД России,2000.-Гл.1,3.
15. Литвинов Д.А. Экономическая теория: Учебное пособие: В 2-х частях.-Изд.2-е, переработанное и доп. –Воронеж ВИ МВД России,2001.-Ч.1гл.5.
16. Макконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 2003. Т. 1
17. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии// Мировая экономика и международные отношения .- 2004 .- №11
18. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
19. Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2000 Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 2002
20. Стародубровская
И. От монополизма к
21. Фатхудинов
Р.А.Конкурентоспособность:
22. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., Логос, 2000
23. Чемберлин Э. Х., «Теория монополистической конкуренции».
24. Юданов А.Ю. “Конкуренция:
теория и практика”. М., 2003.
Информация о работе Антимонопольная политика и ее особенности в России