Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:12, реферат
Конкуренция является одной из составных частей успеха на рынке, основным инструментом управления рыночной экономикой. Под свободной конкуренцией понимается законодательно гарантированная свобода деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности или размеров предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой имеется целый ряд нормативных (законодательных) актов, создающих правовой коридор для развития конкуренции. Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в области демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизации по отдельным видам выпускаемой продукции (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники,
Антимонопольная политика и конкуренция в Республике Беларусь
Конкуренция является одной из составных частей успеха на рынке, основным инструментом управления рыночной экономикой. Под свободной конкуренцией понимается законодательно гарантированная свобода деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности или размеров предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой имеется целый ряд нормативных (законодательных) актов, создающих правовой коридор для развития конкуренции. Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в области демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизации по отдельным видам выпускаемой продукции (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.). Во-вторых, государственный сектор экономики остается преобладающим, в то время как класс собственников только формируется. В-третьих, созданные в процессе разгосударствления структуры типа концернов, ассоциаций и других организаций нового типа во многом определяют положение на рынке и отрицательно влияют на развитие конкуренции. В-четвертых, государственное регулирование цен на товары естественных монополий приводит к необоснованному росту цен практически во всех отраслях народного хозяйства. И последнее, антимонопольная политика пока не получила должной поддержки со стороны ряда органов государственного управления. Таким образом, экономическая ситуация в РБ не в полной мере способствует развитию конкуренции в силу медленной перестройки хозяйственного механизма и сложившейся на рынке ситуации. В Беларуси основным документом, регламентирующим конкурентные отношения, является Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (введен 1 марта 1993 года). Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ "О предприятиях", "Об аренде", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности" (данный закон пока частично пересматривается), "О предпринимательстве", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", "Об инвестиционной деятельности", " О защите прав потребителей", а также рядом постановлений Совета Министров РБ.
Первым государственным
органом по ограничению, пресечению
и предупреждению монополистической
деятельности и созданию нормальных
условий конкуренции в РБ стал
образованный в 1992 году Государственный
комитет РБ по антимонопольной политике,
преобразованный впоследствии в
Министерство по антимонопольной политике.
Его основные задачи сводились: к
разработке и осуществлению мероприятий
по ограничению, пресечению и предупреждению
монополистической
Основное
содержание антимонопольного законодательства
РБ, направленное на основные виды противозаконной
монополистической
Монополизм в РБ: предпосылки и особенности
Особенность
переходной экономики Республики Беларусь
состоит в том, что рыночные преобразования
в ней осуществляются медленно и
противоречиво. Структурные диспропорции,
наличие элементов
Процесс
становления новых
Их
отличают отсутствие реальной свободы,
принудительная «добровольность» формирования,
осуществление жесткой
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.
В
бытность СССР белорусский
Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых -- оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы.
Большинство
предприятий автомобильного, тракторного
и сельскохозяйственного
На начало 2012 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 27 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:
-
транспортировка нефти и
-
транспортировка газа по
-
передача и распределение
-
централизованное
-
услуги электрической и
-
услуги, оказываемые коммуникациями
железнодорожного транспорта, обеспечивающими
движение транспорта общего
-
услуги транспортных
-
обслуживание и эксплуатация
воздушных трасс сообщения,
Высокая
степень монополизации
В
деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной
и легкой промышленности преобладают
средние и малые предприятия,
продукция которых в целом
однородна, нет жесткой технологической
зависимости потребителей от поставщиков,
что благоприятствует конкуренции.
Однако и здесь складываются монополизированные
рынки в силу неразвитости складской,
сбытовой, информационной и транспортной
инфраструктуры. Предприятия этих отраслей,
работая в значительной мере на потребительский
рынок, зачастую не имеют прямых контактов
с покупателями, поскольку реализация
большей части продукции
Вместе с тем в результате процессов реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и т.д.
Для многих рынков сельского хозяйства характерна монопсония. Это в полной мере относится к местным локальным рынкам областей, районов. В качестве такого покупателя выступают предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Монопсония
сложилась в значительной мере исторически
в силу того, что поставка сельскохозяйственной
продукции предприятиям по ее переработке
и хранению осуществляется не на экономической
основе, а путем административного
закрепления поставщиков к
Факт
доминирования, в соответствии с
Инструкцией по определению доминирующего
положения хозяйствующих
Если
доля на рынке определенного товара
не превышает установленную
По состоянию на 23 января 2012 г. в Госреестре состоят 161 хозяйствующий субъект. В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках РБ. По состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта[4].Наибольшее их количество зафиксировано в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и социальной инфраструктуры (24), химической и нефтехимической (19), пищевой (17) и в промышленности строительных материалов (14). В этом списке значатся крупнейшие отечественные предприятия, в т.ч. МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.
На сайте Минэкономики также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. Сейчас в списке "эффективных монополистов" 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).
Таким
образом, по мнению Департамента ценовой
политики Минэкономики, позитивным для
белорусской экономики является
монопольное положение
Реальный путь преодоления монополизма - демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры[5].
Цель,
основные задачи и принципы демонополизации
экономики отражены в первом в
истории Беларуси антимонопольном
законе «О противодействии
Одним из приоритетных секторов экономии при проведении демонополизации были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового обращения создала условия для формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.
Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.
Конкурентоспособность
экономики любой страны во многом
определяется наличием сектора многоотраслевых
или вертикально
Информация о работе Антимонопольная политика и конкуренция в Республике Беларусь