Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание

"Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции не осуществимы."

Работа состоит из  1 файл

антимонопольная политика.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Монополия, как мы убедились, сопряжена с  целым набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.

  Для исследования антимонопольной  политики, необходимо ознакомиться  с  её принципами:

  1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации рынка можно использовать показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.
  2. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному  обмену научно-технической информацией.
  3. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится  не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
  4. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.
  5. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий.
  6. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Целью антимонопольной политики является обеспечение условий для свободной  конкуренции; проведение контроля над  предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей;  поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Достижение  цели антимонопольной политики предполагает: 1. Обеспечение единства экономического пространства на территории государства  посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.). 2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.  3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. 4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий. 5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.  6. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств. 7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Антимонопольная  политика в Российской Федерации

Главная особенность становления антимонопольной  политики в РФ - это, то, что она  сложилась в условиях монополизации  российского рынка, которая «досталась в наследство» от государственного монополизма социалистической экономики. Поэтому, Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях, преобладающее большинство которых составляли естественные монополии, а также существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, деятельность которых устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен,  и лишь формирующихся рыночных отношениях.

  Первый закон, касающийся антимонопольного  регулирования экономики появился  в России в 1991 году – закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 года. С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для  регулирования монополий. Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Так в 1999г. в результате такой необходимости, российским правительством было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды. С 2004 г. начинается в рамках административной реформы государственных органов управления создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой развитие полноценной политики поддержки конкуренции, а также проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России.

Россия  не избежала негативного воздействия  отраслей - естественных монополий  в условиях рынка. Примером естественных монополистов в России можно уверено  считать прежде всего РАО “ЕЭС России”, “Газпром” и Министерство путей сообщения.

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной  политики для России оказались ограничительные  меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются  антимонопольным органом к хозяйствующим  субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар. Применяется контроль за экономической концентрацией.

Также в российском законодательстве существуют запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Так, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления:, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме уже перечисленных мною мер, в  политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля.. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.  

  В целом, можно сказать, что  контрольная деятельность антимонопольного  ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий, ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется.

На  современном этапе российское законодательство в отношении антимонопольного регулирования  совершенствуется: стал перениматься зарубежный опыт борьбы с монополиями, принципы европейского законодательства стали проникать в российское, а именно в сентябре 2007 г. была завершена двухгодичная программа сотрудничества между Россией и ЕС в сфере развития антимонопольного законодательства, которая воплотилась в конкретных поправках, внесенных в Кодекс об административных правонарушениях и в Федеральный закон «О защите конкуренции», и в результате российское антимонопольное законодательство на деле сблизилось с европейским. Из европейского опыта было заимствовано: взимание штрафов в привязке к финансовому обороту компании, освобождение от наказания за сотрудничество с Федеральной антимонопольной службой.  Также выросли штрафы за картельный сговор и злоупотребление доминирующим положением: с мая 2007 года они исчисляются не в «символических» МРОТах, а в процентах выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. В качестве «пряника» выступила опять-таки широко применяемая в Европе норма об освобождении от наказания за добровольный отказ от соглашений, ограничивающих конкуренцию. В первые несколько месяцев в ФАС с «повинной» явились «Росгосстрах-центр» и Росбанк, добровольно отказавшиеся от препятствовавших конкуренции договоренностей со страховщиками при выдаче кредитов физическим лицам. Лишь за последние годы государство при помощи ФАС, Росприроднадзора и других ведомств выдавило из экономики ряд крупных западных компаний (British Petroleum, RoyalDutchShell, Mitsubishi, Imperial Energy и ряд других), составило список из более чем 1000 закрытых для иностранных инвестиций стратегических предприятий, закрыло для зарубежных инвесторов целый ряд отраслей, также переведя их в разряд «стратегических», воспрепятствовало слиянию независимых производителей газа с крупными западными компаниями (та же ФАС в 2005 году отказала французской Total в приобретении 25-процентного пакета акций компании «Новатэк», которая позднее перешла под контроль «Газпрома»). (см.17 , стр. 17-21)

И хотя на сегодняшний день сдвиги в  развитии антимонопольного регулирования  в России, но антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы, что свидетельствует о необходимости антимонопольного регулирования. Подводя итоги, могу сказать следующее:

  1. Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Фирмы-монополисты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.
  2. Антимонопольная политика - это необходимый комплекс мероприятий, осуществляемый государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.

Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость ассортимента.

Список использованной литературы

  1. Беспалов, С.А. Монополиям – бой. / / «Экономика. Финансы. Управление» №11 2009, стр. 10-12
  2. Вабищевич, С.С. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учеб. Пособие / С.С.Вабищевич, И.А.Маньковский. – Мн.: Выш. шк., 2008.
  3. Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т.В.Грицюк – М.:РДЛ, 2004.
  4. Дмитрович, Н. Привлечение иностранных инвестиций. Форум «БВ» / / Банковский вестник от 07.2010.
  5. Макконнелл, К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд -  М. Инфра-М, 2004
  6. Манюк Т. Энергетике объявлена реформа.// «Наше мнение» от 09.09.2010
  7. Новиков В. Российский Антитраст: Антимонопольное ретро.// «Ведомости» №123 от 07.07.2010

Информация о работе Антимонопольная политика