Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:16, контрольная работа
Цель исследования – изучить государственное антимонопольное регулирование.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть государственное антимонопольное регулирование и его роль в предпринимательстве .
2. Раскрыть основы антимонопольного законодательства.
3. Изучить специфику антимонопольных органов и антимонопольного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Роль антимонопольного регулирования в предпринимательстве 5
1.2 Антимонопольное законодательство Российской Федерации 8
1.3 Антимонопольные органы 10
1.4 Антимонопольный контроль 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
К полномочиям именно федерального антимонопольного органа отнесены, например, издание нормативных правовых актов, дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Кроме того, к полномочиям антимонопольного органа (кроме предусмотренных «Законом о защите конкуренции») относятся полномочия, определяемые законодательством о естественных монополиях, а также законодательством о рекламе.
Следует отметить, что
на антимонопольный орган
Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный контроль за экономической концентрацией, которому посвящена гл. 7 «Закона о защите конкуренции».
Предпринимательские объединения как одна из разновидностей экономической концентрации являются объектом антимонопольного контроля. Закон о конкуренции возлагает на антимонопольные органы осуществление государственного контроля за образованием и деятельностью различных видов предпринимательских объединений: картелей, ассоциаций (союзов), холдингов, финансово-промышленных групп и пр.. Важно отметить, что антимонопольный контроль не имеет целью запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции и возникновения монопольных структур. Исходя из этой цели определяются объекты, критерии, характер государственного контроля концентрации субъектов предпринимательской деятельности.
Действующее законодательство предусматривает касательно предмета настоящего исследования контроль антимонопольных органов при:
а) создании и реорганизации (слиянии и присоединении) объединений (союзов или ассоциаций) (ст.17 Закона о конкуренции);
б) создании холдинговых компаний (п.2.2 - 2.4 Временного Положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества);
в) создании финансово-промышленных групп (ст.5 Закона о ФПГ, ст.17 Закона о конкуренции);
г) приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций (ст.18 Закона о конкуренции);
д) получении в собственность или пользование основных производственных средств и нематериальных хозяйственных обществ (ст.18 Закона о конкуренции);
е) получении прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (ст.18 Закона о конкуренции);
ж) избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров двух и более хозяйствующих субъектов (ст.18 Закона о конкуренции);
з) заключении антимонопольных соглашений (осуществлении хозяйствующими субъектами согласованных действий п.1-3 ст.6 Закона о конкуренции), результатом которых может быть образование объединений картельного типа.
Антимонопольный контроль
осуществляется также за координацией
предпринимательской
Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного и последующего. Предварительный контроль осуществляется до создания, реорганизации, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве в соответствии со ст.17 и 18 Закона о конкуренции. Наличие согласия антимонопольного органа является в этом случае необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий. Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершившихся фактах. Уведомление должно быть направлено в 15 дневный срок с момента совершения соответствующих действий, например, избрания лица в совет директоров.
Кроме предварительного и последующего контроля, Закон о конкуренции предусматривает и третий вид контроля. Этот вид контроля выражается в праве (но не обязанности) хозяйствующих субъектов до совершения действий, для которых Законом предусматривается не предварительный, а последующий контроль запросить согласие антимонопольных органов на совершение соответствующих сделок и иных юридически значимых действий. При получении таких ходатайств антимонопольные органы рассматривают их в порядке, установленном для проведения предварительного контроля.9
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Антимонопольная деятельность не ограничивается борьбой с «явными» монополиями, а предполагает поддержку предпринимательства с помощью мер по стимулированию увеличения объемов производства дефицитной продукции, способствующего насыщению рынка продуктами и услугами.
Антимонопольное регулирование включает в себя:
1. административный контроль
над монополизированными
2. организационный механизм;
3. антимонопольное
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Организационный механизм
имеет своей целью
Антимонопольное законодательство – это наиболее эффективная и развитая форма государственного регулирования монопольной власти. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.
Специальная антимонопольная
политика и антимонопольное
С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.
Антимонопольная политика
не имеет целью ликвидацию или
запрет крупных монопольных
1 Розанова Н. М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы// Вопросы Экономики . - №5. - 2005. - С. 120
2 Тютюшкина, Г. С. Организация коммерческой деятельности предприятия. – Ульяновск : УлГТУ, 2006. – С. 69
3 Салихов Б. В. Экономическая теория. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – С.334
4 Шульга В. А. Национальная экономика. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006. – С. 473
5 Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – С. 370
6 Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – С. 368
7 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 2006. — С. 172
8 Белых В. С. Предпринимательское право России. — М.: Проспект, 2009. – с. 364
9 Шиткина ИС. Научно-практическое пособие (Объединения предпринимателей ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество). - М.: ЭЛИНАР, 2005. – С. 101