Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание

Цель исследования – изучить государственное антимонопольное регулирование.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть государственное антимонопольное регулирование и его роль в предпринимательстве .
2. Раскрыть основы антимонопольного законодательства.
3. Изучить специфику антимонопольных органов и антимонопольного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Роль антимонопольного регулирования в предпринимательстве 5
1.2 Антимонопольное законодательство Российской Федерации 8
1.3 Антимонопольные органы 10
1.4 Антимонопольный контроль 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольное регулирование .doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

К полномочиям именно федерального антимонопольного органа отнесены, например, издание нормативных  правовых актов, дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Кроме того, к полномочиям  антимонопольного органа (кроме предусмотренных  «Законом о защите конкуренции») относятся  полномочия, определяемые законодательством  о естественных монополиях, а также  законодательством о рекламе.

Следует отметить, что  на антимонопольный орган распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный контроль за экономической концентрацией, которому посвящена гл. 7 «Закона о защите конкуренции».

1.4 Антимонопольный контроль

Предпринимательские объединения как одна из разновидностей экономической концентрации являются объектом антимонопольного контроля. Закон о конкуренции возлагает на антимонопольные органы осуществление государственного контроля за образованием и деятельностью различных видов предпринимательских объединений: картелей, ассоциаций (союзов), холдингов, финансово-промышленных групп и пр.. Важно отметить, что антимонопольный контроль не имеет целью запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции и возникновения монопольных структур. Исходя из этой цели определяются объекты, критерии, характер государственного контроля концентрации субъектов предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство предусматривает касательно предмета настоящего исследования контроль антимонопольных органов при:

а) создании и реорганизации (слиянии и присоединении) объединений (союзов или ассоциаций) (ст.17 Закона о конкуренции);

б) создании холдинговых  компаний (п.2.2 - 2.4 Временного Положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества);

в) создании финансово-промышленных групп (ст.5 Закона о ФПГ, ст.17 Закона о конкуренции);

г) приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций (ст.18 Закона о конкуренции);

д) получении в собственность  или пользование основных производственных средств и нематериальных хозяйственных  обществ (ст.18 Закона о конкуренции);

е) получении прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (ст.18 Закона о конкуренции);

ж) избрании физических лиц  в исполнительные органы, советы директоров двух и более хозяйствующих субъектов (ст.18 Закона о конкуренции);

з) заключении антимонопольных  соглашений (осуществлении хозяйствующими субъектами согласованных действий п.1-3 ст.6 Закона о конкуренции), результатом  которых может быть образование объединений картельного типа.

Антимонопольный контроль осуществляется также за координацией предпринимательской деятельности объединениями коммерческих организаций, хозяйственными обществами и товариществами (п.4 ст.6 Закона о конкуренции).

Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного и последующего. Предварительный контроль осуществляется до создания, реорганизации, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве в соответствии со ст.17 и 18 Закона о конкуренции. Наличие согласия антимонопольного органа является в этом случае необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий. Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершившихся фактах. Уведомление должно быть направлено в 15 дневный срок с момента совершения соответствующих действий, например, избрания лица в совет директоров.

Кроме предварительного и последующего контроля, Закон о  конкуренции предусматривает и третий вид контроля. Этот вид контроля выражается в праве (но не обязанности) хозяйствующих субъектов до совершения действий, для которых Законом предусматривается не предварительный, а последующий контроль запросить согласие антимонопольных органов на совершение соответствующих сделок и иных юридически значимых действий. При получении таких ходатайств антимонопольные органы рассматривают их в порядке, установленном для проведения предварительного контроля.9

 

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Антимонопольная деятельность не ограничивается борьбой с «явными» монополиями, а предполагает поддержку  предпринимательства с помощью  мер по стимулированию увеличения объемов  производства дефицитной продукции, способствующего  насыщению рынка продуктами и услугами.

Антимонопольное регулирование  включает в себя:

1. административный контроль  над монополизированными рынками;

2. организационный механизм;

3. антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства и т. д.

Антимонопольное законодательство – это наиболее эффективная и  развитая форма государственного регулирования  монопольной власти. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

Специальная антимонопольная  политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставить под  контроль процессы монополизации, сохранить  и усилить конкуренцию.

С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или  запрет крупных монопольных образований, т. к. в обществе давно сложилось  понимание того, что монополия, как  один из основных факторов роста прибыли  не может быть «укрощена». Поэтому  основной задачей является поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.

 

 

Список  использованных источников

  1. Белых, В. С. Предпринимательское право России/ В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко. — М.: Проспект, 2009. — 656 с.
  2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е. Ф. Борисов. — М.: Юристъ, 2006. — 568 с.
  3. Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2/ Г. П. Журавлева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 934 с.
  4. Розанова, Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы/ Розанова Н. М. // Вопросы Экономики . - №5. - 2005. - С. 117-131.
  5. Салихов, Б. В. Экономическая теория/ Б. В. Салихов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 704 с.
  6. Тютюшкина, Г. С. Организация коммерческой деятельности предприятия : учебное пособие / Г. С. Тютюшкина.– Ульяновск : УлГТУ, 2006. – 132 с.
  7. Шиткина,  ИС. Научно-практическое пособие (Объединения предпринимателей ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество")/ И. С. Шиткина. - М.: ЭЛИНАР, 2005. - 117 с.
  8. Шульга, В. А. Национальная экономика/ В. А. Шульга. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006. — 592 с.

1 Розанова Н. М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы// Вопросы Экономики . - №5. - 2005. - С. 120

2 Тютюшкина, Г. С. Организация коммерческой деятельности предприятия. – Ульяновск : УлГТУ, 2006. – С. 69

3 Салихов Б. В. Экономическая теория. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – С.334

4 Шульга В. А. Национальная экономика. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006.  – С. 473

5 Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – С. 370

6 Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – С. 368

7 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 2006. — С. 172

8 Белых В. С. Предпринимательское право России. — М.: Проспект, 2009.  – с. 364

9 Шиткина  ИС. Научно-практическое пособие (Объединения предпринимателей ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество). - М.: ЭЛИНАР, 2005. – С. 101




Информация о работе Антимонопольное регулирование