Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:15, реферат

Описание

Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Содержание

Введение
1. Понятие антимонопольного законодательства и его история
2. Основные направления антимонопольной политики
3. Нормативно – правовая база антимонопольной политики
3.1. Сфера применения закона
3.2. Определение ключевых понятий
4. Содержание антимонопольного законодательства
5. Последствия применения антимонопольного законодательства
5.1. Влияние антимонопольного регулирования на единство российского рынка
5.2. Влияние антимонопольного регулирования на экономическое развитие
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономике.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

    Влияния же антимонопольного законодательства непосредственно на выпуск товаров может быть показан при помощи исторической реконструкции той ситуации, в которой возникло антимонопольное законодательство.

 

 

 

 

Заключение

   Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

    Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

   Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в Росси, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

    Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

    Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

    Несмотря на меры государственного регулирования, цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий растут непропорционально, потребители на это реагируют увеличением неплатежей, бартерных сделок, т.е. индивидуализацией ценообразования применительно к своим финансовым возможностям. Для предотвращения удорожания после 17 августа 1998 г. было заключено картельное соглашение о неповышении тарифов, т.е. мораторий на их изменение.

    Международные финансовые организации, кредитующие Россию, сейчас настаивают на глубоких структурных преобразованиях в естественных монополиях. Однако этот вопрос должен решаться с большой осмотрительностью, так как крупнейшие монополисты России (ОАО «Газпром» и др.) являются единственными по-настоящему конкурентоспособными на мировом рынке и обеспечивают валютные поступления. Как показывает опыт, противодействовать следует не монополиям как таковым, а их злоупотреблениям монопольным положением.

    На мировом рынке естественным монополиям приходится преодолевать монополизм потребителя. Экспортеры нефти, газа жестко привязаны к потребителю сетью трубопроводов и лишены возможности маневрирования. Поэтому их деятельность на мировом рынке нуждается в государственной поддержке. 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учеб. Пособие.  – 2-е изд., - М.: Дело, 2002.-280с. –  (Сер. «Наука управления»).

    2. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М.: Юнити, 2001г.

     3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учеб. изд., - Ростов на Дону: 1998.-414с.

     4. Морозова  Т.Г. Дурдыев Ю.М. Тихонов В.Ф., Государственное регулирование  экономики: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-255с.

     5. Новая  Российская энциклопедия: в 12-т.  Т. 2: А-Баяр/Под ред. Некипелова  А.Д. – М.: Энциклопедия., 2005.-959с.: ил.

    6. Нещадин А.А.  Горин Н.И. Судьба России в  современной цивилизации: науч. Изд. – М.: Агенство «Инфомарт» 2003.-271с.

     7. ООО «Кирилл  и Мефодий». Большая энциклопедия  с изменениями и дополнениями. 1997-2004.- 10 CD.

     8. Райзберг  Б.А. Современный экономический  словарь. – М.: ИНФРА-М 2002.-480с.

     9. Самофалова  Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. пособие/Самофалова Е.В. и др. – М.: Кнорус, 2005.-261с.: ил.

     10. Ходов  Л.Г. Государственное регулирование  национальной экономики. Учеб. –  М.: Экономистъ, 2005.-959с.: ил.

     11. Журнал «Экономическая теория преступлений и наказаний» №6, 2003. – Новиков В.А. «Что такое антимонопольное законодательство и как оно борется против конкуренции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Антимонопольное законодательство