АТЭС. Миграционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание

На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.
Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО;

Содержание

1. Азиатско-Тихоокеанский союз (АТЭС): цели, состав, этапы формирования и развития 3

2. Современная миграционная политика РФ 10

Тест 16

Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика контр.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Азиатско-Тихоокеанский  союз (АТЭС): цели, состав, этапы                         формирования и развития

 

     На  протяжении всего ХХ в. Тихий океан  был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.

     Переплетение  противоречий и интересов стран  Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта  вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца — вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).

     Однако  ни одна из этих организаций не выполняла функций координирующей региональной экономической структуры. В 1989 г. по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation — APEC; соответствующая русская аббревиатура — АТЭС).

     Основные направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и некоторые другие подразделения АТЭС1.

     Региональный  рынок Азиатско-тихоокеанского региона  в современных условиях – наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря  бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной  активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был ареной полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70 – летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном США и СССР), здесь во второй половине столетия проходил экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран, Китая.

     Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в  координатора экономической жизни  региона. Среди направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне.

     При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии — Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг), КНР и о. Тайвань, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу.

     Страны  АТЭС – это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней торговли в  мире, 40% населения планеты. В регионе  АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы.

     Столь быстрое расширение привело к  объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых  членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки  выразили желание влиться в ее ряды.

     Такое количество государств, среди которых  есть как главные промышленно  развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает  экономическую мощь организации, а  учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене2.

     АТЭС  составляет почти половину мировой  экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли  и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.

     За 1990—2000 гг. доля экспорта стран —  членов АТЭС внутри этой организации  возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта — с 65,4 до 68,1%.

     Первая  встреча министров иностранных  дел, экономики и торговли стран  АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в  Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

     В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г.3

     Цели  Богорской декларации: снятие таможенных барьеров — действительно сложная  задача, особенно учитывая, что участники  организации — это не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд  стран-участников во главе с США попытались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро распался бы, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово во всех официальных документах организации.

     Но  пока это сотрудничество довольно пассивно (еще один характерный упрек критиков) и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и в организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа.

     На  последовавших затем саммитах (в  Осаке в 1995 г., в Маниле в 1996 г. и. т.д.) проводилась активная работа, направленная на то, чтобы обязательства лидеров АТЭС могли быть трансформированы в реальные результаты. Правительствами стран АТЭС в рамках Осакской Программы Действий осуществлялись реформы, которые были призваны ликвидировать препятствия в развитии международных деловых связей.

     Осакская  программа действий, принятая на третьей  встрече руководителей стран  АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам — членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Министры подтвердили центральную роль Индивидуальных Планов Действий (ИПД) в достижении цели форума. Подготовка ИПД носит добровольный характер. Каждая страна самостоятельно определяет для себя темпы и порядок проводимой либерализации с учётом состояния национальной экономики и внешней торговли.

     На  Манильском саммите (Филиппины, 1996 г.) было решено, что реальные шаги по процессам  либерализации станут предприниматься  в 1997 г. Однако разразившийся в 1997-1999 гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

     Главным достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие Программы  ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.

     Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического развития региона. Экономические лидеры разработали новые пути по защите, усилению и дальнейшему открытию рынков, а также достижения устойчивого экономического роста в регионе АТР4.  

     Вступив во второе десятилетие своего существования, АТЭС столкнулся с рядом новых проблем.  В октябре 2001 года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны, как Китай и Индонезия). 

     Основным  вызовом нового века для азиатско-тихоокеанского сообщества лидеры Шанхайского саммита в  году признали  проблемы, связанные с управлением "глубочайшими изменениями, вызванными глобализацией и "новой экономикой". Они отметили, что в мире происходит более серьёзное замедление экономического роста, чем это предполагалось ранее. Кроме того, террористические акты могут привести к "подрыву отдельных отраслей экономики, а также негативно повлиять на доверие потребителей и инвесторов".

     Лидерами  АТЭС было принято так называемое "Шанхайское соглашение" о подведении в 2005 г. промежуточных итогов процесса либерализации торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом.

     На  последнем 10-ом саммите, который состоялся  в 2002 году в Лос Кабосе, тема противодействия терроризму оставалась одной из главных - из трёх принятых документов два были посвящены борьбе с терроризмом. По заявлению президента Мексики Висенте Фокса терроризм  представляет собой прямой вызов идее Азиатско-Тихоокеанской организации сотрудничества.

     Лидеры  стран АТЭС признали, что "глобализация является движущей силой экономического прогресса, и согласились с необходимостью экономического и технического сотрудничества в целях расширения возможностей людей, а также малых, средних и микропредприятий путем расширения их доступа к информации, наращиванию людского потенциала, финансовым ресурсам и здравоохранению".

     В итоговом документе саммита особо  подчеркивается "существенный вклад  средних и малых предприятий  в торговлю и экономическое развитие региона". Лидеры АТЭС приняли решение "создать в рамках форума рабочий орган в целях реализации плана действий по развитию малого бизнеса".

     В последние десятилетия в АТЭС все более усиливались такие  тенденции, как стремление к регионализации, интеграции, развитию новых форм сотрудничества. Страны АТЭС достигли высокой степени экономического развития путем активного обмена товарами и капиталами как внутри, так и вне региона в условиях системы многосторонней свободной торговли  в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сохранение и укрепление этой открытой торговой системы для устойчивого развития региона предопределило убеждение стран АТЭС о том, что региональное сотрудничество является важным инструментом ускорения социально-экономического развития каждой страны в отдельности5. 
 
 
 
 
 

Информация о работе АТЭС. Миграционная политика РФ