Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:28, реферат
Рассматривается банковская система Италии её структура. Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.
Департамент надзора
Банка Италии следит за появлением
новых участников на финансовом рынке,
в частности, изучает состав владельцев
и организационную структуру, проводит
проверки на чистоплотность и профессионализм
руководящих лиц. За последние три
года из 75 заявок на открытие новых
банков было удовлетворено 57, из 18 отклоненных
16 — из Южной Италии. Причиной отказа
послужило отсутствие кредита доверия
к способностям должностных лиц
или владельцев управлять банком,
а в некоторых случаях — подозрение
в связях с организованной преступностью.
Надзор ведётся постоянно путём анализа
отчетной документации о результатах
деятельности учреждений и частых встреч
с руководством банков. Регулярно проводятся
проверки на местах, позволяющие оценить
способность банков привлекать и инвестировать
средства в соответствии с пруденциальным
управлением и всеми правовыми требованиями.
Специальные проверки для выявления возможных
нарушений уголовного права не проводятся,
но при обнаружении таковых тщательному
разбирательству подвергаются их технические
и правовые аспекты с возможной последующей
передачей материалов в судебные инстанции.
За 1995—1997 годы Банк Италии провёл 563 проверки,
охватившие 60% банков страны. По результатам
проверок Банк направил в Минфин предложения
о принятии дисциплинарных мер за серьёзные
нарушения, повлекшие за собой крупные
убытки. Так, было предложено наложить
денежные штрафы на 2779 должностных лиц
из более чем 200 финансовых учреждений.
В 25 банках была назначена временная администрация
с последующим роспуском Советов директоров
и аудиторских отделов. 15 банков были ликвидированы.
Банк Италии направил в следственные органы
92 материала на финансовые учреждения.
Возбуждён ряд уголовных дел по разбирательству
случаев отмывания денег или причастности
к криминальным структурам. Должностные
лица Банка Италии приняли участие в разбирательстве
185 судебных дел. Помимо центрального банка
страны в мониторинге подозрительных
операций принимают участие и другие банковские
и финансовые учреждения. В 1996 году финансовая
полиция получила 3075 сообщений, большинство
от банков.
В 1997 году в Италии был принят закон о борьбе
с отмыванием денег, который исходит из
посылки доверительного сотрудничества
между финансовыми учреждениями, отслеживания
заключённых сделок, информация по которым
может понадобиться при расследованиях,
и донесений о любых подозрительных операциях.
Трудности, с которыми вначале столкнулись
субъекты финансовой системы, постепенно
преодолеваются, поток сообщений значительно
возрос. Однако конфиденциальность процедуры
требует совершенствования в целях обеспечения
личной безопасности анонимных информаторов.
Чтобы облегчить выявление подозрительных
сделок, Банк Италии опубликовал памятку
с изложением отклонений от нормы, требующих
тщательного анализа различных сторон
сделки и, возможно, сообщения о ней в соответствующие
органы.
В стране также осуществляется мониторинг
обобщенных данных, поступающих от 2000
лицензированных финансовых учреждений,
с целью выявления несоответствий, которые
могут сигнализировать о фактах отмывания
денег. Число операций, подлежащих обобщению,
превышает 30 млн в месяц, в том числе около
10 млн сделок наличными. Это совершенно
новая область мониторинга, и не только
для Италии, которая требует серьёзных
разработок новых методологий выявления
аномальных финансовых потоков и более
глубокого научного анализа природы и
характера связей между экономикой и организованной
преступностью. Этими исследованиями
занимается центр по борьбе с отмыванием
денег, являющийся пока неофициальным
органом.
С 1 сентября 1997 года в Италии изменена
процедура информирования властей о подозрительных
сделках: функции сбора информации переданы
от финансовой полиции Итальянскому бюро
по валютным операциям (ИБВО). ИБВО были
конкретизированы признаки подозрительных
банковских сделок: несоответствие между
объёмами сделки и финансовым состоянием
клиента или согласие клиента на невыгодные
для него сроки и ставки. Для фирм, оказывающих
финансовые услуги, ИБВО разработало типовую
форму, куда заносятся подробные сведения
о сделке с указанием причин, по которым
она вызывает подозрение. Тем самым, основная
нагрузка по оценке сделки возложена на
финансового оператора. После получения
сообщения о подозрительной сделке ИБВО
направляет информацию в Бюро по борьбе
с мафией и специальный отдел налоговой
полиции, занимающийся валютными операциями,
и те продолжают расследование. По факту
установления связи с организованной
преступностью информируется прокурор,
который предпринимает соответствующие
меры.
Банковская система
Италии весьма специфична — в отличие
от других капиталистических стран
традиционные разделения между государственным
и частным правом и между рыночной
и планируемой экономикой не могут
быть заложены в ее основу. Это во многом
объясняется историческим развитием банковской
системы этого государства.
Сложившаяся еще в начале XX в. двухуровневая
кредитно-банковская система Италии продолжает
существовать и в настоящее время. Первый
ее уровень — центральный банк — Банк
Италии, второй уровень представлен коммерческими
и специализированными банками.
На вершине пирамиды кредитных учреждений
находится Банк Италии. Он выступает и
в качестве посредника в сфере кредитования,
и в качестве банка банков; кроме того,
он осуществляет эмиссию денег и контролирует
деятельность других банков.
Банк
д’Италия — центральный банк Итальянской
республики. Правовое положение этого
банка не урегулировано каким-либо отдельным
законом: его права и обязанности зафиксированы
в многочисленных нормативных актах, принятых
в разное время. Банк д’Италия был образован
в 1893 г. в результате слияния трех крупных
банков: Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco
Toscana di Credito per le nazionale induatrie. Первоначально
Банк д'Италия имел форму частноправовой
компании. С момента основания Центробанк
Италии является эмиссионным банком (до
1926 г. эмиссию денег наравне с центральным
банком осуществляли Banco di Napoli и Banco di Cizilia,
а с 1926 г. Банк д'Италия становится монополистом).
В 1926 г. в ходе реорганизации итальянской
системы кредитных учреждений Банк д'Италия
был поставлен во главе банковской системы.
На него были возложены контрольные функции.
Банк может давать правительству конкретные
рекомендации по вопросам валютно-финансовой
политики согласно закону от 7 марта 1938
г. Капитал банка составляет 300 млн. лир:
он представляет 300 тыс. акций, каждая по
1000 лир; акции должны быть оплачены полностью.
Акции в капитале Банка д'Италия являются именными и могут принадлежать лишь:
Основным источником
средств обычных
кредитных банков
являются поступления
на текущие счета.
Кредит предоставляется
в виде банковской ссуды.
Характерной чертой этих банков является
то, что все они имеют форму фондов (исключение
составляет Banco Nazionale del Lavoro, принявший
форму ассоциации). Первоначально капитал
этих кредитных учреждений формируется
за счет пожертвований частных лиц или
переводов, поступающих от правительства
и других государственных органов (учреждений),
и за счет удержания прибыли. Часть прибыли
отводится на финансирование общественно
полезной илиблаготворительной деятельности,
а также направляется на нужды здравоохранения
или культуры. Состав руководящих органов
этих банков наилучшим образом отражаетих
публичный характер. Например, председатели
Советов директоров этих банков назначаются
декретом министра казначейства. Кроме
того, на заседаниях Совета директоров
присутствует представитель банковского
контрольного органа (Банка Италии): он
следит за соответствием решений Совета
распоряжениям центрального банка.
В своей посреднической деятельности
публично-правовые (государственные) банки
используют те же приемы, что и банки частного
сектора.
В свою очередь, операции публично-правовых
банков осуществляютсячерез широкую сеть
коммуникаций внутри страны, черезих отделения
и филиалы за рубежом и через систему специального
кредитования, охватывающую множество
отраслей экономики. В категорию публично-правовых
банков входят шесть банков: Banco Napoli, Banco
di Sizilia, Banco Nazionale del Lavoro, Istituto bancario San Paolo
di Turino, Monte dei Paschi Siena, Banco di Sardenia.
Государственные кредитные учреждения
(19,3% депозитов, 19,3% кредитов и 23% штата
служащих) являются собственностью государства
(среди них и очень старые банки, например,
Monte dei Paschi di Sienna, недавно созданные). В эту
же группу входит самый крупный итальянский
банк, созданный в 1913 г. — Banca nazionale del Lavoro.
Присутствие государства в банковском
секторе усиливается в отличие от других
стран политизацией при назначении на
руководящие посты; согласно правилу так
называемой политической "сортировки"
партии распределяют между собой посты:
место президента Banco nazionale del Lavoro принадлежит
социалистам, место президента Вапсо di
Sicilia — республиканцам, а Вапсо di Napoli —
социал-демократам. Иное распределение
наблюдается в высшем управленческом
персонале банков.
Три банка национальных интересов (БНИ)
— это второй вид участия государства
в банковском секторе (11,4% депозитов, 14%
кредитов и 17,5% штата служащих), которые
являются собственностью Istituto per la ricostruzione
industriale — IRI, в свою очередь являющегося
собственностью государства. Государство
приобрело их в результате крупной финансовой
реформы. Согласно банковскому закону
1936 г. банки были разделены на занимающиеся
кредитованием движимого имущества, инвестиционные
и депозитные. Таким образом, три БНИ стали
депозитными банками.
Несмотря на то, что директора БНИ имели
ярко выраженные политические симпатии,
они часто демонстрировали свою независимость
от любых партий, в отличие от "государственных
кредитных учреждений".
К порядку организации банков национальных
интересов предъявляются особые требования:
во-первых, устав такого банка должен быть
утвержден декретом министра казначейства,
изданным после проведения консультаций
с межминистерским комитетом по кредитованию
и сбережениям; во-вторых, акции этих банков
заносятся в специальный реестр и могут
быть записаны только на имя итальянских
граждан декретом Президента 1965 г. (это
ограничение было снято для граждан других
стран вропейского Сообщества); в-третьих,
назначение директоров таких банков должно
быть подтверждено Банком Италии. Представитель
Центрального банка присутствует на заседаниях
Совета директоров.
Традиционно банкам национальных интересов
принадлежит особая роль в развитии экономической
деятельности частного сектора, поскольку
через разветвленную сеть своих отделений
эти банки предоставляли многочисленные
и разнообразные финансовые услуги. Кроме
того, банки национальных интересов всегда
играли ведущую роль в развитии внешнеэкономической
деятельности итальянских предприятий.
БНИ являются: Банко ди Рома, Банка Коммерчиале
Итальяна и Кредите Итальяно.
Обычные кредитные банки — это юридические
лица частного права; чаще всего они имеют
форму компании.
Активные и пассивные операции этой категории
банков не слишком отличаются от аналогичных
операций публично-правовых банков и банков
национальных интересов. Отличие заключается
лишь в составе держателей акций банков
этой категории: следовательно, существует
и иная система контроля за их деятельностью.
На 31 декабря 1985г. существовал 121 обычный
кредитный банк.
По характеру осуществляемых операций
кооперативные народные банки схожи с
обычными банками. Кооперативные банки
освобождены от контроля, установленного
для других видов кооперативных товариществ.
Основное
отличие кооперативных банков заключается
в том, что капитал кооперативного банка
должен быть распределен между определенным
количеством его членов; причем их не может
быть меньше 400 (это правило установлено
законом 1983 г. и декретом президента). Величина
пая каждого из участников такого банка
не может быть меньше суммы, устанавливаемой
в зависимости от совокупной величины
капитала банка (обычно величина одного
пая составляет 15 млн. лир). Независимо
от количества паев каждый участник банка
имеет на общем собрании членов банка
один голос.
Небольшие кооперативные банки в основном
занимаются финансированием мелких местных
предприятий. Операции более крупных кооперативных
банков во многом схожи с операциями обычных
банков.
На 31 декабря 1985 г. в Италии существовало
140 кооперативных банков.
Сберегательные банки — это юридические
лица публичного права. Сберегательные
банки учреждались в виде фондов или ассоциаций.
Коллегиальным органом, управляющим ассоциацией
— сберегательным банком является общее
собрание участников ассоциации, во главе
сберегательного банка — фонда стоит
Совет директоров. Как в ассоциациях, так
и в фондах ответственность за осуществление
операций лежит на Совете директоров.
Председателя и заместителя председателя
Совета директоров назначает министр
казначейства по предложению Банка Италии.
На сберегательные банки распространяется
специальное правовое регулирование.
Эти банки обычно предоставляют кредит
под обеспечение недвижимости, учет векселей
ограничивается векселями с двойным акцептом.
Ссуды предоставляются под обеспечение
ценных бумаг правительства или ценных
бумаг, гарантии по которым предоставили
государственные органы. Помимо краткосрочных
ссуд, некоторые сберегательные банки
осуществляют средне- и долгосрочное кредитование
через специальные подразделения этих
банков.
С 1980 г. правовое положение сберегательных
банков претерпело существенные изменения.
Они затронули внутреннюю структуру сберегательных
банков. Так, ответственностьза общую
стратегию деятельности банка была возложена
на Наблюдательный совет; управление банком
осуществляет Комитет по управлению банком.
Кроме того, сберегательный банк обязан
выпускать денежные документы и распространять
их среди министров. В 1986 г. эти изменения
коснулись около 2/3 всех сберегательных
банков Италии.
Крупнейшими сберегательными банками Италии являются: Касса ди Риспармио делле Провинция Ломбарде, Касса ди Риспармио ди Корино и Касса ди Риспармио ди Верона, Виченца е Беллуно.
Ссудные банки 1-го класса похожи на сберегательные
банки: они предоставляют ссуды
под залог движимого имущества.
Ссудные банки подразделяются на
две категории: ссудные банки 1-го
и 2-го класса. Если первые осуществляют
те же операции, что и сберегательные
банки, то вторые подпадают под действие
специального законодательства, им предоставлено
право предоставлять авансы под обеспечение
и давать ссуду под залог, а также предоставлять
личные ссуды под залог, составляющий
1/5 от общей суммы заработка ссудополучателя.
Пассивные операции обеих категорий ссудных
банков осуществляются посредством вкладов.
Прибыли ссудных банков распределяются
по следующей схеме: 0,9 совокупного дохода
идет на пополнение резервных фондов банков,
0,1 дохода — на благотворительные цели.
На 31 декабря 1985 г. в Италии насчитывалось
79 сберегательных банков и восемь ссудных
банков 1-го класса.
Сельскохозяйственные и ремесленные банки
— это кооперативные банки с ограниченной
либо с неограниченной ответственностью.
Их деятельность имеет четко выраженный
местный характер. Обычно подразделения
этих банков располагаются в небольших
городах (в соответствии с территориальным
принципом банковской деятельности). Такие
банки осуществляют свою деятельность
на основе принципа целевого специализированного
кредитования. Они принимают вклады как
от своих участников, так и от третьих
лиц, однако совокупный объем вкладов,
поступивших от третьих лиц, не может превышать
25% общей суммы вкладов. Помимо краткосрочного
кредитования, такие банки могут осуществлять
средне- и долгосрочное кредитование в
пределах, установленных специальным
законодательством.
Сельскохозяйственные и ремесленные банки
с неограниченной ответственностью обязаны
инвестировать по меньшей мере 10% их вкладов
в государственные ценные бумаги или в
облигации, обеспеченные закладной под
недвижимость и сельскохозяйственные
кредитные учреждения. Если речь идет
о банках с ограниченней ответственностью,
то на эти цели идет по крайней мере 20%
вкладов.
На 31 декабря 1985 г. в Италии существовал
701 сельскохозяйственный и ремесленный
банк.
Центральные кредитные учреждения — это
корпорации, создаваемые банками различных
категорий. Кредитные учреждения выполняют
многообразные функции — от оказания
финансовой и технической помощи до координации
деятельности банков. В частности, центральные
кредитные учреждения направляют средства
своих вкладчиков — акционеров на приобретение
ценных бумаг и предоставление займов.
Финансовая
и техническая помощь включает в себя
также учет ценных бумаг, инкассирование
векселей, участие в проведении подписки
на ценные бумаги и размещение этих ценных
бумаг. Центральные кредитные учреждения
осуществляют также централизованное
управление выпуском векселей, производимых
каждой категорией банков.
В настоящее время в Италии пять центральных
кредитных учреждений.
Специальные кредитные учреждения предоставляют
средне- и долгосрочные кредиты (на срок
свыше 18 месяцев. Среднесрочными считаются
кредиты, предоставляемые на срок свыше
12 месяцев).
Средства специальных кредитных учреждений
формируются за счет вкладов, передаваемых
этим учреждениям на срок не менее 18 месяцев,
а также за счет выпуска бумаг с фиксированным
процентом дохода. Специальные кредитные
учреждения осуществляют средне- и долгосрочное
кредитование под обеспечение.
Заемщики специальных кредитных учреждений
зачастую пользуются субсидиями, предоставленными
правительством под процентные ставки.
В соответствии с законом о банковской
деятельности 1936 г. все учреждения системы
средне- и долгосрочного кредитования
объединены в одну группу — "Специальные
кредитные учреждения", без учета существующих
между ними различий. Для того чтобы провести
различие между кредитными учреждениями
этой системы, можно воспользоваться такими
критериями, как правовая форма, географические
пределы деятельности и выполняемые функции.
В зависимости от правовой формы специальные
кредитные учреждения подразделяются
на следующие категории:
1) юридические лица публичного права,
в том числе: специальные кредитные подразделения
банков — юридических лиц публичного
права, наделенные собственной правосубъектностью;
2) корпорации, обычно учреждаемые банками;
3) специальные кредитные подразделения
банков — юридических лиц публичного
права и сберегательных банков,не наделенные
собственной правосубъектностью, но имеющие
отдельный капитал.
Большинство специальных кредитных учреждений
прямо или косвенно относится к государственному
сектору — либо по своей правовой форме,
либо в силу того, что контрольный пакет
акций принадлежит государству или его
органам.
По данным на коец 1985 г. в Италии было 91
специальное кредитное учреждение.
Государственное регулирование банковской
системы в Италии осуществляется в первую
очередь путем принятия нормативных актов,
регламентирующих банковскую деятельность
кредитных учреждений.
В систему органов, осуществляющих контроль
за работой банковской системы Италии,
входят:
межминистерский Комитет по кредитованию
и сбережениям;
министр казначейства;
Центральный банк Италии;
председатель правления (управляющий)
Центрального банка Италии.
Межминистерский Комитет состоит из министра
казначейства, министров: общественных
работ, сельского хозяйства и лесов, промышленности
и торговли, внешней торговли, чрезвычайного
вмешательства в дела юга Италии, участия
государства во владении акциями. Председатель
правления (управляющий) Центрального
банка участвует в заседаниях комитета.
Межминистерский Комитет принимает решения
по всем вопросам, связанным с осуществлением
кредитования и хранением сбережений.
Министр казначейства (он же председатель
межминистерского Комитета) принимает
во внимание мнение Межминистерского
Комитета, решая вопросы кредитования
и осуществляя контроль за деятельностью
банков.
Решения межминистерского Комитета, адресуемые
Центральному банку Италии и ее управляющему,
имеют форму директив.
Министр казначейства проводит решения
комитета в жизнь и отвечает за его деятельность
перед парламентом. Кроме того, когда обстоятельства
требуют принятия срочных мер, министр
казначейства имеет право принимать решения
по вопросам, рассмотрение которых находится
в пределах компетенции межминистерского
Комитета.
Центральный банк Италии — исполнительный
орган межминистерского Комитета, инструмент
для проведения в жизнь его решении. Центральный
банк имеет право обращаться с предложениями,
связанными с работой финансовой системы
и вопросами кредитования, в межминистерский
Комитет.
Председатель правления (управляющий)
Центрального банка Италии обеспечивает
согласование политики в сфере кредитования
с практической деятельностью по управлению
банковской деятельностью.
Присутствие
государства долго выражалось в двух принудительных
мерах, которые итальянское правительство
навязывало банкам: обеспечение кредита
и обязательство использовать определенный
процент своих активов в виде земельных,
сельскохозяйственных и движимых облигаций,
а обеспечение кредита было отменено в
1983 г. Обязательный процент использования
банковских активов в виде облигаций снизился
до 4,5% и касается теперь только земельных
и сельскохозяйственных облигаций.
Свои функции по контролю за банковской
системой Банк Италии осуществляет в соответствии
с принятым в 1991 г. законом, предусматривающим,
в частности, запрещение неофициальной
кредитной деятельности и нелегального
приема вкладов под проценты. Наряду с
этим Банк Италии проводит большую работу
по выявлению различных подлогов, афер
и финансовых махинаций, случаев сокрытия
некоторыми банками реальных масштабов
деятельности и сокрытия их от налоговых
служб. Важным аспектом его деятельности
стала борьба с мафией и прочими формами организованной
преступности, прежде всего в банковской
и финансовой сфере. В этой сфере Банк
Италии тесно сотрудничает с министерством
финансов, Национальным валютным управлением,
финансовой полицией, Национальнымбюро
по борьбе с мафией, а также с другими государственными
и общественными организациями.
По соглашению с Национальным валютным
управлением в рамках совместной программы
в 1992—1993 гг. Банк Италии провел выборочную
проверку более 400 банковских организаций,
включая их филиалы и отделения в четырех
регионах Южной Италии, где наиболее сильна
организованная преступность. В 1993—1994
гг. Национальное валютное управление
провело собственную инспекцию 29 банков.
Наряду с проверкой возможностей и фактов
нелегальной ссуды денег проверялась
законность выполнения основных посреднических
функций, в том числе по операциям с ценными
бумагами финансовых и холдинговых компаний,
инвестиционных фондов и т. п. За 1991—1993
гг. было проведено 543 банковские инспекции,
в результате которых Банк Италии с санкции
министерства финансов возбудил 213 дел
о нарушении государственных законов
или административных постановлений.
В период между 30 июня 1990 г. и 30 июня 1994
г. за нарушения законов и постановлений
22 банка были подвергнуты специальным
административным мерам наказания, 11 —
принудительно ликвидированы. Из 33 банков,
по которым были открыты дела, 24 банка
размещались на юге Италии. Слабая действенность
многих мер наказания (включая ограничения
на использование наличности, технологического
оборудования банков и т.д.) вызвала необходимость
принятия в 1992 г. совместно с министерством
финансов более жестких административных
санкций, после чего компетентным судебным
органам было передано 80 новых уголовных
дел.
Представителей банка Италии приглашают
в качестве посредников для разбора крупных
финансовых нарушений. Экспертизы, разработки
или совершенствования правовых норм
по финансовой деятельности. Банк активно
сотрудничает с Национальным валютным
управлением — число совместных мер по
контролю финансовой системы увеличилось
с 139 в 1992 г. до 273 в 1993 г. и до 206 за девять
месяцев 1994 г.
Сотрудники Банка Италии участвуют в уголовных
расследованиях, финансовой и технической
экспертизе (118 случаев в 1992—1994 гг.). Особенно
большую экспертную и техническую помощь
Банк Италии оказывает Национальному
бюро по борьбе с мафией в расследовании
крупных экономических преступлений.
Налажен постоянный обмен информацией
с национальным бюро по борьбе с мафией.
Банк Италии работает также в тесном контакте
с финансовой полицией, прежде всего при
рассмотрении нарушений законодательных
норм финансовыми компаниями. В марте
1993 г. финансовой полиции был направлен
список 187 компаний Южной Италии, уличенных
в незаконных ссудах.
Современной банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усиливается политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки». Например, президентом «Банко национале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» — республиканец, а президент «Банко ди Наполи» — социал-демократ.
Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.
Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.
Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.
С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% — банкам национальных интересов и 25% — государству.
В последние
годы Банки Италии стали проводить
политику внешнего развития, особенно
в направлении Франции и
Итак, рассмотрение
банковской системы Италии позволяет
сделать ряд заключений:
• Италия — страна, имеющая давние банковские
традиции, давшая нам собственно сам термин
«банк», лишь в конце XIX — начале XX века
с ростом внутренней экономической активности
испытала быстрое возрождение банковской
деятельности. А традиции современного
банковского дела в Италии менее проверены
временем, чем в соседних северных странах.
• Банковская система Италии сильно раздроблена,
практически не имеет банков, занимающих
в ней доминирующее положение.
• Для итальянских банков характерны:
низкая рентабельность или даже убыточность;
огромные суммы просроченных и безнадежных
к возврату сумм, особенно на юге страны;
низкая производительность труда персонала,
избыточное его количество; высокий уровень
оплаты труда банковских служащих и, как
следствие, — неспособность эффективно
контролировать расходы; нежелание внедрять
современные банковские технологии.
• Банки Италии жестко поделены между
политическими партиями и группировками,
процесс интеграции североитальянских
банков с южноитальянскими искусственно
затруднен местными политическими силами.
• Государство, владея напрямую или опосредованно
огромной долей банковского сектора, не
демонстрирует должной активности в вопросе
его реорганизации, хотя и испытывает
определенную озабоченность, делая слабые
и непоследовательные шаги в сторону денационализации
банков. Государственное регулирование
сильно зависит от решения конкретных
чиновников, поэтому часто бывает неэффективным.
Итальянские банки длительное время подвергались
жесткому регулированию со стороны государства,
вплоть до регламентации структуры активов.
• Итальянские банки на внутреннем рынке
долго были ограждены от конкуренции с
иностранными банками административными
препонами в вопросе открытия в Италии
филиалов инобанков. Эта вынужденная в
условиях, когда государство старается
защитить собственный слабый сектор экономики,
мера была бы оправданна, если бы ей сопутствовали
действия по его ускоренному развитию.
Однако с итальянским банковским сектором
этого не случилось, поэтому дальнейшая
либерализация правил проникновения иностранных
банков на внутренний рынок страны стала
серьезным испытанием для местных банков.
Видимо, в будущем они будут сдавать свои
позиции.
• В Италии, как в Германии и Испании, очень
велики роль и место сберегательных касс
в банковской системе страны. Для итальянских
сберкасс характерны более жесткие по
сравнению с комбанками правила, регламентирующие
размещение привлеченных от населения
средств. И это, безусловно, оправдано,
особенно если учесть характерные для
Италии недостаточно высокую культуру
кредитования и более высокие, по сравнению
с другими развитыми европейскими странами,
уровни коррупции и влияния инсайдеров.
• Италия — одна из немногих стран, в которых
главный закон страны не содержит упоминания
о центральном банке. При этом Банк Италии
занимает полностью подчиненное положение
по отношению к Минфину, из которого он
выделился лишь в 1881 году.
• Банк Италии является акционерным банком,
в котором государство участвует опосредованно,
через владение контрольными пакетами
акций ряда учреждений и организаций —
акционеров Банка Италии.
• Банк Италии, фактически являясь дополнением
к Министерству финансов, обязан финансировать
на возвратной основе дефицит бюджета.
Размер кредитной линии хотя и ограничен
законом, но по решению парламента страны
может и превышаться. Даже в своих внутренних
расходах Банк Италии обязан подчиняться
Минфину. У министра финансов есть право
попросту отменить решение Совета директоров
Банка Италии. Отсутствие столь важного
противовеса правительству, каким может
быть независимый центральный банк, завершает
негативную оценку устройства финансовой
системы Италии и способствует высокой,
по западноевропейским меркам, хронической
инфляции.
• Дополнением к такому несамостоятельному
статусу центрального банка является
то, что он находится в очень двусмысленном
положении: он участвует в капитале целой
группы компаний, является одним из крупнейших
инвесторов на фондовом рынке, одновременно
с этим располагая полной инсайдерской
информацией по всем банковским кредитам,
состоянию и перспективам потенциальных
объектов инвестиций. Таким образом Банк
Италии зарабатывает на нужды пенсионного
фонда собственных служащих.
• Надзор за деятельностью банков большей
частью осуществляется Банком Италии.
Вместе с тем следует отметить, что он
в основном является пруденциальным, так
как документальные проверки проводятся
слишком редко и не носят комплексного
характера.
• Банки Италии не покрывают в должной
мере потребностей населения и мелкого
бизнеса. Причиной такой неумелой работы
банков на рынке является боязнь рисков,
следствием — расцвет черного ростовщического
сектора, проявляющего большую гибкость,
умеющего, видимо, лучше банков классифицировать
возможные риски и покрывающего их высокими
процентами по ссудам.
• Для Италии, более чем для других западноевропейских
стран, актуальна проблема борьбы с отмыванием
денег, и такая работа ведется как со стороны
Банка Италии, так и других финансовых
учреждений. Банком Италии широко практикуется
передача материала проверок в следственные
органы. Коммерческие банки также участвуют
в мониторинге подозрительных операций.
• Таким образом, банковская система Италии
является самой проблемной и слабо организованной
среди аналогичных структур стран Западной
Европы. Процесс европейской интеграции
неизбежно приведет к серьезным реформам
и потрясениям в банковском секторе итальянской
экономики.