Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:17, курсовая работа
Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.
История развития банковского дела 2
Банки и банковская система 9
Современные представления о сущности банка 9
ГЛАВА1. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 10
ПАССИВНЫЕ, АКТИВНЫЕ И КОМИССИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ. 18
ГЛАВА2. РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
Центральный банк и кредитное регулирование 19
Сущность и функции центральных банков 19
Кредитная система и государственное регулирование 22
Регулирование и дерегулирование. Официальное регулирование 22
Кредитная система как субъект регулирования 29
Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах 30
Независимость центральных банков 30
Банкнотная и безналичная эмиссии 33
Банковское регулирование 35
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ 38
ПРИМЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ 40
ГЛАВА3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 41
БАНКИ – СТИМУЛЯТОР РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 41
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ 45
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ 48
Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной политики 48
Заключение….……………………………………………………………………..48
Литерату-ра………….……………………………………………………………..50
Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что “в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать”. Там же подчеркивалось: “ Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов”. Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман и нужен как гарантия эффективности его деятельности.
Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин “центральный банк” подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти их национализировали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии).
В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, регулировании кредитных потоков.
Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет – в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет – в ФРГ.
Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.
С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице прежде всего министра финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с его национализации в1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.
Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).
Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.
Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.
Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена на Западе только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.
На Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в расчетах населения – обычно менее 5 – 10%.11 Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически “продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.
Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты – простые векселя до востребования – могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.
ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.
На Западе не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами ЦБ, но это отражено в их публикуемых балансах. Обеспечением выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу, нередко законодательно определен характер обеспечения и , следовательно, косвенные пределы бумажной эмиссии.
О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более рассматривается как техническая и касается в основном отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна прежде всего для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.
Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, которые от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, а в меньшей степени – средства для клиринговых расчетов. Сумма таких депозитов обычно не превышает 30 – 50% баланса ЦБ, а чаще имеет еще более незначительный вес.12 Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ – при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.
Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота, безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный инструмент.
Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”.13 Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:
достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
качество менеджмента (квалификация управляющих);
ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
доходность;
ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах действуют специальные банковские комиссии) следит прежде всего за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.
Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила “четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”, т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего комиссара.
Государство может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидности активов, соотношения акционерного капитала с заемным.
Принципиальное значение имеет определение капитала банков, используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом регулирования во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.
Перед системой регулирования равны все банки, независимо от того, чем они занимаются или кому принадлежат, т.е. государственные банки не имеют каких-либо преимуществ. Вместе с тем во всех странах есть банки разных типов – коммерческие, инвестиционные, сберегательные, кооперативные и акционерные, публичные и частные, и это требует внесения в систему регулирования определенных поправок.
Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ (обоснование его функций и полномочий) и общий банковский закон.
Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому банковскому законодательству и имеет принципиальное значение, так как закладывает юридическую базу под государственную денежно-кредитную политику. В большинстве стран такие законы приняты сравнительно давно (США – 1913 г., Японии – 1942 г., Великобритании – 1946 г., Финляндии – 1925 г. и т.д.), что отражает стабильность функций ЦБ.
Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению, устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту клиентов и т.д. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-либо специальном законе.
В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях перестройки российской финансово-кредитной системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.
Информация о работе Банковская система. Регулирование экономики