Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:59, курсовая работа
При написании данной курсовой работы возможно использование следующих методов исследования:
Анализа и синтеза, при помощи которых можно рассмотреть главные черты национальной банковской системы;
Исторический и логический, использование которых поможет выделить тенденции и этапы развития банковской системы Республики Беларусь;
Количественный и качественный, позволяющих выявить сущность национальной банковской системы, а также рассмотреть различные статистические материалы.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Происхождение, сущность и функции банков……………………………….5
2. Операции банков. Электронные услуги банков……………………………..12
Банковская ликвидность……………………………………………………..19
4. Банковская система Республики Беларусь…………………............................24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы …………………………………………...33
Ликвидность и платежеспособность банков находятся в тесной взаимосвязи, но между ними существуют различия, наглядно проявляющиеся в методике исчисления показателей, характеризующих вышеназванные понятия. Применительно к банковской практике Республики Беларусь имеются различия в исчислении норматива ликвидности и норматива достаточности капитала (коэффициента платежеспособности).
Показатели
ликвидности и
Сущность управления ликвидностью и платежеспособностью означает проведение гибкой банковской политики, сочетающей требования по получению прибыли и обеспечение безопасной деятельности банка, заключающейся в безусловном выполнении всех обязательств в должных суммах и в должные сроки. Одним из важнейших факторов, влияющих на ликвидность и платежеспособность, является состояние в целом экономики в стране и происходящие в ней изменения, которые можно сгруппировать в четыре группы: случайные (форс-мажорные),сезонные, циклические и долговременные.
На
ликвидность и
Поскольку точно рассчитать влияние всех факторов на показатели ликвидности и платежеспособности в перспективе практически невозможно, поэтому экономистами предлагается использовать аппарат теории вероятности и математической статистики для решения этой нелегкой с достаточной степенью
В этой связи коммерческие банки в последние годы значительное внимание уделяют уровню менеджмента. Практика работы банков показывает, что в тяжелое финансовое положение практически любой банк. Однако в большинстве случаев только компетентное управление помогает выжить и выйти из кризиса с минимальными потерями. Безопасная, надежная и прибыльная надежность банка определяется не только тем, какому риску подвергается банк, но и на сколько банк способен управлять этим риском. Качество менеджмента – главная составляющая управления ликвидностью и платежеспособностью банка.
4. Банковская система Республики Беларусь.
Датой рождения банковской системы Беларуси принято считать 3 января 1922 года — начало работы Белорусской конторы Государственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализации новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и рыночных подходов к управлению экономикой. Банковская система тех лет известна активными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюджета. Денежная реформа 1922-1924 годов, проведенная без иностранной помощи, создала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечественной экономической истории характеризуется снижением цен на товарном рынке, повышением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам экономики были распределены следующим образом: промышленность — 44,4%, сельское хозяйство — 14,5%, торговля — 40,4%, частный сектор — 0,7% (92,с.10).
В 1930-1932 годах в стране была проведена кредитная реформа, суть которой сводилась к полной замене коммерческого кредитования прямыми банковскими кредитами с одновременным внедрением принципов хозрасчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последующие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому году в банковской системе Беларуси трудилось уже свыше 4 тысяч человек.
В послевоенные годы банки Беларуси решали задачи, связанные с восстановлением разрушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы. В 1959 году была реорганизована и сама банковская система — упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Госбанке и Стройбанке. Весь послевоенный период банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их деятельность была направлена на решение задач своего времени — создание мощного промышленного и научного потенциала, развитие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, торговля и заготовки — 21,8%, прочие — 21,4%.
Крупная реорганизация банковской системы была проведена в 1987 году, когда образовались белорусские республиканские банки — Внешэкономбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк и Жилсоцбанк, действовавшие на принципах полного хозрасчета.
И, наконец, принятие в 1990 году Декларации о суверенитете Республики Беларусь и законов "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь" знаменовало собою новейший этап в развитии банковской системы страны. На базе Госбанка был создан Национальный банк, специализированные государственные банки были преобразованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал.
Банковская
система РБ является составной частью
кредитной системы и
Национальный банк РБ
Правовой основой НБ Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы РБ определены законом РБ "О банках и банковской деятельности в РБ", законом РБ "О Национальном банке РБ" и другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории РБ.
Главная цель политики НБ Республики Беларусь – обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надёжности функционирования банковской системы.
Для выполнения своих основных целей НБ Республики Беларусь законодательно наделен рядом функций (ст.26 Банковского кодекса), основные из них:
Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики.
Банковское законодательство
Коммерческие банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.
По мировым стандартам банки
РБ очень малы. Общая сумма
активов всей банковской
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др.
Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком РБ обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Национальный банк РБ устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков; норматив для действующей части уставного фонда; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.
Правовой основой создания и прекращения деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь являются «Банковский кодекс Республики Беларусь» и нормативные документы НБ Республики Беларусь. На сегодняшний день в Республике Беларусь существует три банка, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 Сведения о банках находящихся в стадии банкротства или ликвидации на 14.10.2006 г.2
Наименование банка | Рег. номер | Дата регистрации |
Решение |
1. Закрытое акционерное общество "БелКомБанк" | 4 | 07.05.1991 | Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.02.2001 № 25 об отзыве лицензий и передаче дела в Высший Хозяйственный Суд о банкротстве банка. Решением Высшего Хозяйственного Суда от 16.05.2001 банк признан банкротом и открыто ликвидационное производство |
2. Открытое Акционерное Общество "Белорусский Биржевой Банк" | 29 | 07.10.1992 | Принято Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь об отзыве лицензий и передаче дела в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь о банкротстве банка №62 от 29.03.2002. Решением ВХС от 16.09.2002 банк признан банкротом и открыто ликвидационное производство. |
3. Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Ратон" (СЭЗ "Гомель–Ратон") | 807000107 | 26.09.2003 | На основании решения Общего собрания акционеров ОАО "АКБ "Ратон" от 28.11.2005 (протокол №3) постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №181 от 26.12.2005 дано согласие на осуществление банком процедуры ликвидации и отозваны лицензии |
На 1 октября 2006 года банковская система РБ включает 30 банков с 482 филиалами.
Показатели деятельности банковской системы на 1.04.2006 года приведены в таблице 4.
Таблица 4 Показатели деятельности банковской системы Республики Беларусь на 1.04.2006
Собственный капитал, млн. руб. |
|
Совокупный уставный фонд, млн. руб. |
|
Прибыль, млн. руб. |
|
Рентабельность активов, % |
|
Рентабельность собственного капитала, % |
|