Банковская система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 13:24, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее усовершенствования.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

– рассмотреть структуру банковской системы;

– познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;

– рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание

Введение 3

1.Банковская система: понятие, сущность и структура 5

2.История развития банковской системы 13

3.Банковская система Республики Беларусь на современном этапе 20

3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 20

3.2.Основные проблемы развития банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………………………….243.3. Перспективные направления развития банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………………………….27

Заключение 31

Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Юре.docx

— 60.71 Кб (Скачать документ)

     - реорганизация не затронула деятельность  таких важных кредитных источников, как страховые учреждения.

     Пожалуй, единственными позитивными моментами  реформы стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация  в банковском деле.

     Новым этапом в развитии банковской системы  страны стал отход от монополизма  путем создания коммерческих банков на паевых началах, которые действовали  на принципах полного хозяйственного расчета. Летом 1988 г. был принят Закон  о кооперации в СССР, предусматривающий  возможность создания кооперативных  банков, первый из которых появился уже 24 августа 1988 г. Новые банки создавали  кооперативы, государственные предприятия  и общественные организации. 06 их развитии говорят следующие данные: на 3 августа 1990 г. Госбанком СССР было зарегистрировано 358 коммерческих и кооперативных банков. Общая сумма объявленного уставного фонда составила около 4 млрд. руб., из которых оплаченный капитал был равен 2,9 млрд. руб. По состоянию на ту же дату банки привлекли от клиентов на расчетные счета и депозиты 11,6 млрд. руб.

     Рыночные  отношения в банковской деятельности не всегда устанавливались легко  и безболезненно. Бывали случаи, когда  учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов  со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что  ограничивало хозрасчетную самостоятельность  предприятий, отказывались открывать  коммерческим банкам корреспондентские  счета. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.

     Большинство коммерческих и кооперативных банков выполняли ограниченный круг операций: за счет собственных и привлеченных ресурсов производилась выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей жизнеспособности в условиях конкуренции многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять  сферу услуг, находить новые источники  ресурсов и сферы выгодного приложения капитала.

     Таким образом, в 1988 - 1989 гг. начала формироваться  трехъярусная банковская система, состоящая  из Госбанка СССР, государственных  специализированных банков, которые  в ряде случаев выступают в  качестве агентов правительства  при проведении тех или иных операций, и коммерческих банков. Несмотря на все трудности, упущения и негативные моменты, имевшие место при создании принципиально новой для нашей  страны кредитной системы, в СССР сложился межбанковский рынок.

     В декабре 1990 г. Верховный Совет СССР принял новый проект кредитной системы, который воплотился в законах  о Госбанке СССР и о банковской деятельности. Законодательно была установлена  двухуровневая банковская система, состоящая из Госбанка и сети коммерческих банков. С тех пор многое поменялось и в политическом устройстве страны, и в экономической системе. Нормативы  деятельности банковской системы постоянно  корректируются и дополняются Национальным банком Республики Беларусь. Современное  положение в банковской сфере  отличается особой, чисто белорусской  спецификой по многим параметрам деятельности. Далее будут рассмотрены некоторые  черты, характерные для банковской системы Беларуси, а также основные особенности ее функционирования.

 

     

     3. Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

 

    3.1 Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 

     Кредитная система Республики Беларусь состоит  из Национального банка и 27 функционирующих  банков. Национальный банк – это  центральный банк Республики Беларусь, действующий исключительно в  интересах Республики Беларусь.

     Национальный  банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми  актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

       Национальный банк подотчетен  Президенту Республики Беларусь.

     Основными целями деятельности Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

     Национальный  банк выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь; [8]

         Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

        В соответствии со ст. 58 Банковского кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

         Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

     Значимым  участником проведения государственной  социально-экономической политики является группа ведущих банков, которые  специализируются на обслуживании крупных  народнохозяйственных комплексов и  кредитной поддержке ключевых государственных  социально-экономических программ. В нее входят 7 банков: открытые акционерные  общества «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Приорбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белбизнесбанк» и «Белорусский банк развития», доля которых в общем  объеме валовых активов банковской системы республики в 2008 году составила 90%.

     По  состоянию на 1 января 2009 г. размер совокупного собственного капитала банков Беларуси составил 349 млн. евро или около 4% ВВП. В банковскую систему Беларуси входят 27 работающих банков. Из них 20 – с участием иностранного капитала, в том числе 2 банка со 100 процентным иностранным капиталом, 7 банков с долей иностранного капитала свыше 20% и 11 банков с долей иностранного каптала менее 20%. В общей сложности в банковскую систему Беларуси вложили средства юридические и физические лица из 16 стран, большинство из которых входят в состав Европейского союза. [9]

     Доминирующее  место на рынке частных вкладов  занимает АСБ «Беларусбанк», в котором  сконцентрировано 38,1% активов всей банковской системы.

     Вторым  по значимости источником расширения ресурсной базы являются остатки  средств предприятий и организаций, размещенные на текущих и расчётных  счетах. Доля остатков на текущих и  расчётных счетах в совокупных пассивах банковского сектора составила 12,8%. По состоянию на 1 сентября 2009 г. банками привлечено ресурсов в объеме 75,8 трлн. руб.

     Основным  фактором роста активов банковского  сектора является увеличение объемов  кредитных операций банков. Рост кредитного портфеля банков по кредитам населению  в национальной валюте на период с 01.01.2009 г. по 01.09.2009 г. увеличился примерно на 2 трлн. рублей, а в иностранной валюте этот показатель составил лишь 200 млрд. рублей – сказывается падение интереса населения к валютным кредитам. Удельный вес кредитных вложений в совокупных активах действующих банков увеличился до 67,8%. В общем объеме кредитов, выданных различным секторам экономики в марте 2009 г., доля краткосрочных кредитов составила 27,1% (13 619,1 млрд. рублей), доля долгосрочных кредитов составила 72,9% (36621,1 млрд. рублей). Наблюдается рост объемов кредитования реального сектора экономики, что обусловлено, с одной стороны, увеличением спроса предприятий на кредиты с целью финансирования развития производства, а также снижением стоимости банковских кредитов. С другой стороны, рост предложения кредитов банками обусловлен снижением доходности других сегментов финансового рынка и увеличением объемов ресурсной базы банков.

     На  начало апреля 2009 г. белорусскими коммерческими банками было выдано различным секторам экономики кредитов на сумму более 50 240,2 млрд. рублей. По сравнению с началом года объем кредитования увеличился на 5 474,3 млрд. рублей (12,2%). При этом 66,1% всех кредитов было выдано в национальной валюте, 33,9% – в иностранной валюте.

     Объем выпущенных банками ценных бумаг  в иностранной валюте увеличился за январь – сентябрь 2009 года в 3,7 раза и достиг 785,5 млрд руб.

     В марте 2009 г. банками страны была получена прибыль в размере 244,2 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше, за аналогичный период прошлого года. Суммарная прибыль белорусских банков с начала года превысила 1 136,9 млрд. рублей.

     По  итогам работы за январь-июль 2009 года рентабельность активов банковской системы Беларуси составила 0,92%, как и за аналогичный  период 2008 года, рентабельность собственного капитала – 5,65% (6,36%). Основными направлениями  денежно-кредитной политики на 2009 год  предусмотрено обеспечение рентабельности капитала банковской системы на уровне не менее 10%. [10]

     Доходы  банков Беларуси в январе – октябре 2009 года составили 66,3%. В том числе, процентные доходы банков увеличились  в 1,8 раза до 6,939 трлн. бел. руб. Расходы  также в январе-октябре 2009 г. возросли в 1,8 раза по сравнению с январем-октябрем 2008 г. до 9,508 трлн. бел. руб. В частности, процентные расходы банков увеличились в 1,9 раза до 4,801 трлн. бел. руб. [10]

     В результате в январе-октябре 2009 г. доходы белорусских банков превысили их расходы на 951,8 млрд. бел. руб. Общий размер прибыли, полученной банками составил 764,4 млрд. бел. руб. по состоянию на 1 октября 2009 г., что на 20,4% больше, чем год назад. [10]

     В целом для банковской системы  Беларуси за прошедший год характерно отсутствие резких колебаний в структуре  доходов и расходов.

3.2 Основные проблемы развития банковской системы Республики Беларусь 

     В банковской системе Беларуси существуют некоторые структурные проблемы, обусловленные общей направленностью  политики в отношении финансового  сектора. Как отмечают эксперты МВФ, кроме того, что время от времени  ощущается нехватка ликвидности  в банковской системе, временами  резервы нескольких банков оказываются  ниже требуемого уровня, прибыльность банков является низкой, а межбанковский  рынок недостаточно развит. Поэтому вопросы стабильности банков могут быстро стать причиной для беспокойства.

     Почти половина всех активов банковской системы  размещена в форме кредитов юридическим  лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные  предприятия государственного сектора.

     Банковская  система Беларуси располагает ресурсами, в том числе в неденежной форме, на сумму немногим более полутора триллионов новых (деноминированных) рублей, что составляет всего лишь около  четверти ожидаемого годового объема ВВП в текущих ценах. Очевидно, что, располагая столь ограниченными  средствами, банковская система практически  не могла нормально обслуживать  расчетно-кассовый и кредитный процесс  в реальном секторе.

     Под влиянием постоянного понижения  обменного курса белорусского рубля  устойчивую тенденцию к снижению в ресурсной базе банков имели  в валютном исчислении и сбережения населения (на 27%), которые не были компенсированы приростом средств на счетах юридических  лиц на 16%.

     Аналогичная картина и с кредитами банков народному хозяйству. Номинально увеличившись за 4,5 года примерно в 51 раз, в валютном эквиваленте они сократились  почти на 14%, хотя в рублевом выражении  и с учетом инфляции имеется некоторый  реальный прирост (48%). Вместе с тем, следует отметить, что при недостаточном  приросте номинального объема кредитных вложений в экономику, сумма просроченных и сомнительных к погашению кредитов, особенно – валютных, выросла за анализируемый период по удельному весу в выданных кредитах почти в полтора раза и превышает все допустимые нормы. [13]

     Также можно констатировать, что понижение  обменного курса белорусского рубля  и постоянный рост цен, привели к  резкому ухудшению финансового  состояния белорусских предприятий  и населения.

     Для Беларуси характерны высокая концентрация рынка финансовых услуг и доминирование  государственного банковского капитала. Это обеспечивает крупнейшим банкам возможность отстаивать свои коммерческие интересы и устанавливать выгодные для себя цены, но дестабилизирует  условия конкуренции и может  привести к недооценке кредитного риска  и неготовности повышать премию за риск. Влияние государства на принятие кредитных решений может оказывать  пагубное воздействие на качество активов  и эффективность банковской системы. Но улучшение динамики государственного платежного баланса и бюджета  страны в определенной степени снижает  давление на кредитную политику банков.

Информация о работе Банковская система в Республике Беларусь