Банковские вклады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание

Договор банковского вклада как форму привлечения денежных средств необходимо отличать от иных правовых конструкций, позволяющих достигать тех же экономических целей. Так, на практике денежные средства нередко привлекаются путем продажи вкладчику различных ценных бумаг. Такие сделки не являются договорами банковского вклада. Их правовая природа должна оцениваться в зависимости от того, не являются ли они притворными и не ведут ли к нарушению законодательства или охраняемых законом прав приобретателей этих ценных бумаг.

Содержание

Введение……….…..…………………..………………………………………..…2
1. Правовая природа договора банковского вклада………………...…………..3
2. Стороны договора банковского вклада………………………………………8
3. Форма договора банковского вклада………………………………….…..14
4. Содержание договора и виды банковских вкладов…………………...….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………...………………….…..……….27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.02 Кб (Скачать документ)

 Заключение 

 Особенностью  договора банковского вклада  является наличие в нем специального  обеспечения возврата вклада. Банки  обязаны обеспечивать возврат  вкладов граждан путем обязательного  страхования, а в предусмотренных  законом случаях и иными способами. 

 Возврат вкладов  граждан обеспечивается путем:  а) обязательного страхования  вкладов граждан за счет средств  Федерального фонда обязательного  страхования вкладов (ст. 38 Закона  о банках). Порядок создания, формирования  и использования этого фонда  определяется федеральным законом  (ст. 30 Закона о банках); б) введения  субсидиарной ответственности РФ, субъектов РФ, а также муниципальных  образований по долгам банков  — в случаях, установленных  законодательством; в) добровольного  страхования вкладов (ст. 39 Закона  о банках); г) использования традиционных  способов обеспечения исполнения  обязательств в гражданском праве  (ст. 329—381 ГК). 

 Вкладчики  — граждане РФ вправе предъявить  к Российской Федерации, субъектам  РФ, а также муниципальным образованиям  иски о привлечении их к  субсидиарной ответственности по  долгам тех банков: а) к которым  вкладчики уже предъявляли соответствующие  требования, но принадлежащего им  имущества оказалось недостаточно  для их удовлетворения; б) в  капитале которых более

50% акций или  долей участия принадлежит государству  и указанным выше государственным  и муниципальным образованиям. Акционерами  (пайщиками) банка, размер участия  которых в уставном капитале  банка должен учитываться при  определении размера доли государства  (муниципальных образований) в  капитале банка, должны быть  не только соответствующие государственные  органы (фонд государственного или  муниципального имущества, Минфин  России и т.п.), но и государственные  (муниципальные) предприятия и  организации. 

 Федеральными  законами может быть предусмотрен  особый порядок формирования  уставных капиталов кредитных  организаций за счет средств  федерального или муниципального  бюджетов (бюджетов субъектов РФ), другого государственного или  муниципального имущества, не  распределенного среди государственных  и муниципальных предприятий  (ст. 11 Закона о банках).

 Например, федеральными  законами может быть предусмотрена  возможность создания банков, в  которых 100% их акций (долей  участия) принадлежит государству  (муниципальным образованиям). Держателями  акций (паев) таких банков будут  соответствующие государственные  органы (государственные и муниципальные  имущественные фонды, Минфин России  и т.п.). На сегодняшний день  такая возможность предусмотрена  только при создании муниципальных  банков. 

 Способы обеспечения  банком возврата вкладов юридических  лиц определяются договором банковского  вклада. При заключении договора  банковского вклада банк обязан  предоставить вкладчику информацию  об обеспеченности возврата вклада. 

 Информация  об используемых банком способах  обеспечения возврата вкладов  своих клиентов может быть  доведена до сведения вкладчиков  разными способами, в том числе  путем вывешивания в операционном  зале соответствующих объявлений. 

 В случае  утраты обеспечения или ухудшения  его условий вкладчик вправе  в одностороннем порядке потребовать  расторжения договора банковского  вклада

(ст. 310 ГК), возврата  суммы вклада и выплаты процентов  в размере, установленном п. 1 ст. 809 ГК (ставка рефинансирования), за  весь период фактического пользования  средствами вкладчика, а также  возмещения причиненных ему убытков. 

 В условиях  финансового кризиса активно  обсуждается проблема гарантированности  банковских вкладов, разрабатываются  соответствующие проекты. Представляется, что в ходе этих обсуждений  важно соблюдать несколько правил. Первое из них состоит в  том, что государство в принципе  не может гарантировать все  вклады, поскольку для этого не  существует денежных средств.  Если учесть, что соотношение  собственных и привлеченных средств  банков равно 1: 100, то даже с  учетом резервов формируемые  гарантии являются декларацией. 

 Назначение  государственных гарантий имеет  двойное содержание: с одной стороны,  оно преследует цель обеспечения  интересов вкладчиков, а с другой  — должно обеспечить распределение  и дробление вклада. С этой  целью во многих западных странах  устанавливается определенный минимальный  размер вклада, который гарантируется  гражданину в одной кредитной  организации. Очевидно, это правильный  путь, которым надлежит воспользоваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список литературы 
 

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (части первая и вторая). 

2. Комментарий  к Гражданскому кодексу Российской  Федерации, части второй. / 

 Под ред.  О.Н. Садикова. – М.: Юридическая  фирма КОНТРАКТ; ИНФРА. М, 1998. 

 – 799с. 

3. Гражданское  право. Часть вторая: Учебник / Под общей ред. А.Г. Калпина. 

 – М.: Юристъ, 2001. – 542с.

Информация о работе Банковские вклады