Банковский сектор Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Описание

Работа описывает банковскую систему Казахстана

Работа состоит из  1 файл

банк.docx

— 20.93 Кб (Скачать документ)

 

Банковская  система Казахстана является одной  из инновационных отраслей в экономике  страны и она первой выходит из кризиса, сказал на конференции в  Академии народного хозяйства глава  госфонда Казахстана "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов. 
"Банковский сектор Казахстана - лидер по своей развитости и первым выходит из кризиса", - сказал Келимбетов в субботу. 
Казахстан раньше других стран на постсоветском пространстве столкнулся с последствиями мирового финансового кризиса. Сложности начались уже в 2007 году, в то время как в Россию кризис пришел лишь в середине 2008 года. Среди наиболее пострадавших отраслей в Казахстане выделяли строительную отрасль и банковский сектор. 
Келимбетов признал, что Казахстан вкладывал значительные ресурсы в развитие добывающих отраслей и мало инвестировал в обрабатывающую промышленность. 
"До кризиса в Казахстане была принята стратегия индустриально-инновационного развития: мы создавали сеть технопарков, венчурные фонды, тем самым создавали условия для финансовой инфраструктуры. Это можно сравнить с игрой в футбол, для того чтобы хорошо в него играть, нам нужны хорошие стадионы, нам нужны поля, где тренироваться, нам нужны хорошие игроки. Но, к сожалению, движения снизу у нас не произошло. В кризис все встало еще под большим вопросом. И сегодняшний подход правительства Казахстана подразумевает более взвешенные оценки", - пояснил глава "Самрук-Казына". 
Он напомнил, что был создан специальный резервный фонд, и было желание развивать не нефтяные сектора экономики, "где, казалось бы, у нас есть конкурентные преимущества". 
 

Несмотря на негативные тенденции в экономике и банковской системе доверие населения к  банковскому сектору не было потеряно. Привлеченные вклады клиентов (без  учета вкладов дочерних организаций  специального назначения) за 2009 год  выросли на 30,8%, составив на 01.01.2010 года 6 003,8 млрд. тенге, что обеспечено во многом ростом вкладов физических лиц  на 29,1% и размещением в банках обусловленных депозитов АО «ФНБ «Самрук-Казына» в рамках антикризисной  программы.

Отечественныйбанковский сектор сегодня оказывает существенное влияние на развитие экономики Казахстана. Так, общий объем ссуд, выданных за 2004 год частному сектору, превысил 22% от ВВП страны. Учитывая незначительную долю кредитов в сырьевые отрасли  экономики (менее 12% от совокупных ссуд), вклад в развитие альтернативных отраслей реального сектора посредством  кредитования еще более значителен. Вместе с тем имеется ряд рисков, которые связаны с влиянием кредитования на динамику уровня цен в стране и ростом банковской системы, а именно в ее внешней позиции.

 
Резервирование средств в казахстанской  банковской системе находится в  настоящий момент в разумных пределах, особенно учитывая все еще слабый (хотя и растущий) уровень кредитования банками частного сектора. Ранее  оно явно отставало от темпов наращивания  ссудного портфеля, что серьезно сказывалось  на ликвидности системы в целом. Однако с 2002 года резервы банков второго  уровня существенно выросли (с 1,72% до 2,23%), восстанавливая, таким образом, адекватный уровень ликвидности  в основном за счет увеличения внешних  обязательств (см. график 1). При этом следует отметить, что по уровню кредитования Казахстан находится сегодня на одной из лидирующих позиций по сравнению с другими странами СНГ.

 
Вместе с тем, несмотря на общее  увеличение кредитов частному сектору  по отношению к бессрочным депозитам, казахстанские банки не преуспели  в формировании стабильной депозитной базы. По нашему мнению, фактором тренда роста депозитов являлось увеличение внешнего заимствования, а волатильность  показателей может быть отнесена к быстрой изменчивости действительных депозитов до востребования (за вычетом  притоков от еврозаймов). Кроме этого, видно, что рост фондирования отставал от спроса на кредиты в экономике, о чем свидетельствует несколько  более низкое в 2004 году отношение  кредитов к Д(0), т. е. к депозитам  до востребования (см. график 2).

 
Монетизация повышалась более быстрыми темпами, чем отношение кредитов частному сектору к бессрочным депозитам, что говорит о более высоком  росте денег вне банковской системы. При этом риск роста цен остается высоким. С одной стороны, быстрорастущее предложение денег вне системы  влияет на увеличение инфляции в краткосрочном  периоде, с другой – накопленный  избыток ликвидности в банковской системе создает угрозу увеличения инфляции в среднесрочном периоде, когда высвободившаяся ликвидность  резко увеличивает предложение  денежной массы. Причем не исключен двойной  эффект.

 
Внешняя позиция казахстанской банковской системы находится на втором месте  среди стран СНГ по уровню нетто-заимствования

 
Пруденциальные ограничения оказывают  существенное давление на увеличение кредитования, одновременно не допуская падения капитализации банковской системы. Понятно, что Агентство  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  и Национальный банк препятствуют ухудшению  капитализации, так как абсорбирование кредитных потерь в структурно слабой экономике чаще всего приводит к  полному банкротству финансовой системы. В то же время размещение акций на внутреннем рынке вызывает сложности, связанные с ограниченным спросом на долевые инструменты  внутри страны. Депозитарные расписки, как альтернативный вариант, не приветствуются регулирующими органами, поскольку  готовящийся в настоящий момент закон о внедрении норм корпоративного управления будет предусматривать  полное раскрытие структуры собственности  акций. В текущем формате выпусков депозитарных расписок данный вопрос является наиболее актуальным, так  как на сегодняшний день требования по раскрытию карты собственников  там минимальны.

 
Необходимость наращивания капитала была вызвана также ужесточением требований к формированию общих  и специальных провизий, что привело  к увеличению рисковых активов.

 
В настоящий момент существуют разногласия  и ведутся споры по вопросам покрытия рисков дочерних банковских компаний за счет собственного капитала банков. Противоречие заключается в различных  подходах к определению понятия "финансовая состоятельность дочерней компании" и развитости ее системы  риск-менеджмента с точки зрения материнской компании и регулирующих органов. Последними пока не создана  система оценки дочерних компаний в  финансовых группах, которая основывалась бы исключительно на оценке качества менеджмента самих дочерних структур. Текущая политика финансового контроля пренебрегает рассмотрением данного  аспекта и возлагает весь пул  рисков на капитал материнской компании, что существенно ограничивает ее основную деятельность и способствует асиметричному распределению рисков внутри финансовой группы.

 
Фискальные лимиты по регулированию  внешнего заимствования предусматривают  дополнительную налоговую нагрузку в случае, если предельный коэффициент леверджа превышает 7. Комментарии по данному вопросу излишни, поскольку неэластичный спрос на зарубежные фонды делает непрямые фискальные меры крайне неэффективными.

 
Дальнейшее ужесточение пруденциальных нормативов, касающихся наложения ограничений  на формирование провизий по кредитным  рискам, может привести к удорожанию банковских продуктов для населения. Такая мера является экстренной и  может быть предпринята в случае резкого ухудшения качества ссудного портфеля, для того чтобы административно  ограничить рост кредитования и увеличить "свободную" ликвидность банковской системы.

 
Банковский сектор Казахстана за годы своего развития продемонстрировал  высокие показатели и эффективность  влияния на различные секторы  экономики. Однако его стремительные  темпы роста скорректировал мировой  финансовый кризис. Так, у многих казахстанских  банков выросли внешние долги  и обязательства, что серьезно отразилось на финансовой ситуации в стране. 
Наша страна одной из первых оперативно отреагировала на мировой финансовый кризис и приняла необходимые меры по стабилизации экономики. Так, в целях сохранения стабильности финансовой системы государство предоставило отечественным банкам дополнительную ликвидность. Данная мера была принята для обеспечения экономической активности малого и среднего бизнеса, а также крупных предприятий. В целях сохранения доверия к банкам увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тысяч до 5 млн тенге. Государство помогает снизить риски банковского сектора, связанные с внешним заимствованием и достаточностью собственного капитала. 
Для поддержания стабильности экономики правительство совместно с Национальным банком РК и Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) разработало и приняло план совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы. Одно из направлений данного плана - стабилизация финансового сектора. Для финансового обеспечения были использованы средства Национального фонда РК в объеме 10 млрд долларов США. При этом на стабилизацию финансового сектора направлено 4 млрд долларов. Соответствующие регулирующие органы постоянно проводят мониторинг и контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств. 
Кроме того, разработан и принят закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы", которым ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности. При этом правительство получает право на приобретение и принудительный выкуп акций банка, приобретая тем самым необходимые рыночные инструменты для вмешательства в деятельность финансовых организаций, нарушающих установленные пруденциальные нормативы. 
В свою очередь банки наделены правом на досрочный выкуп выпущенных облигаций и приобретение акций Фонда стрессовых активов. Этот фонд был создан в целях обеспечения стабильности финансовой системы путем улучшения качества активов банков и повышения доверия инвесторов к банковскому сектору. Из бюджета для деятельности фонда выделен 1 млрд долларов. Основной деятельностью этого фонда станет осуществление покупки и управления стрессовыми активами, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов подвержены существенным рискам, а именно - обесцениванию. 
Механизм деятельности фонда будет связан с выпуском ценных бумаг, привязанных к его портфелю активов. Объемы размещения ценных бумаг будут зависеть от качества активов фонда. Таким образом, привлечение инвесторов путем размещения ценных бумаг позволит ему увеличить портфель выкупаемых стрессовых активов. Ценные бумаги в случае их размещения будут представлять собой ценные бумаги юридического лица, то есть корпоративные облигации, но не правительства. 
С ноября 2008 года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 до 2 процентов, по иным обязательствам - с 7 до 3 процентов. В текущем году снижение продолжилось. Так, по внутренним обязательствам оно составило 1,5 процента, по иным обязательствам - 2,5. Это позволит банкам увеличить их ресурсную базу. 
Принимая в расчет то, что займы рефинансирования Нацбанка являются основным источником пополнения краткосрочной ликвидности банков, официальная ставка рефинансирования, начиная с января 2009 года, снижена Нацбанком в несколько раз и в июне была установлена на уровне 8,5 процента годовых. Одна из причин снижения уровня ставки рефинансирования - продолжающееся снижение уровня инфляции. Это должно оказать позитивное влияние на кредитную активность отечественных банков. 
В настоящее время проводятся работы по реструктуризации кредитной политики банков для определения масштабов потерь, связанных с негативными последствиями кризиса и дальнейшего развития событий на мировых рынках. 
В связи с большим объемом внешних долгов банков государство вынуждено было войти в состав двух системообразующих банков. В настоящий момент ситуация стабилизируется, объем внешнего долга постепенно снижается, так как происходят постоянные выплаты. 
Кроме того, АФН организовало постоянные проверки банков второго уровня по тем средствам, которые были выделены на кредитование малого и среднего бизнеса и рефинансирование ипотеки. Такие проверки проводятся комплексно, одновременно во всех областях под руководством прокуратуры с участием сотрудников финансовой полиции, АФН и КНБ. 
В условиях нестабильности на международных рынках крупнейшие банки имеют возможность рефинансировать свою задолженность. Стоит отметить, что, несмотря на все трудности банковского сектора, ситуация достаточно управляема и в большинстве своем поддается коррекции со стороны регулирующих органов. 
Правительство республики совместно с регулирующими органами постоянно отслеживает все явления, происходящие на мировых рынках, для оперативного вмешательства и принятия необходимых мер для успешного развития экономики Казахстана. Как отмечал в своем послании глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, "у нас есть необходимые ресурсы, опыт для того, чтобы выдержать натиск мирового кризиса. Мы имеем четкую антикризисную программу. Все поставленные цели достижимы!".

Информация о работе Банковский сектор Казахстана