Барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:24, статья

Описание

Первая проблема связана с инвестированием малого бизнеса. Основные вопросы связаны с малой возможностью предсказания налоговых последствий инвестиционных и других решений, существованием неравномерного отраслевого и регионального распределения инвестиций. Также появляется проблема, связанная с таможенными пошлинами, которые непосредственно влияют на инвестиционный товарный поток в страну.

Работа состоит из  1 файл

статья. Барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.docx

— 17.04 Кб (Скачать документ)

Барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области

Юхт Софья Михайловна

Студентка

Южный Федеральный  Университет, экономический факультет, Ростов-на-Дону, Россия

E–mail: sofiasun@mail.ru

 

Сегодня никто не будет  отрицать, что создание предпринимательской  среды и условий свободной  конкуренции является важнейшим  элементом происходящих в России перемен. И в последние годы Правительство РФ старается уделять больше внимания поддержке малого бизнеса.  Кроме государственной программы поддержки малого бизнеса существует ряд региональных программ, которые также позволяют увеличить эффективность работы малых предприятий и оказать необходимую поддержку начинающим предпринимателям. В рамках областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014гг планируется предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидии. По итогам отборов, проведенных в 2010 году, профинансировано 362 проекта на общую сумму 66,7 млн. руб. [1]

Однако, как показывает практика, несмотря на позитивные тенденции и  активную политику Правительства по поддержке предпринимательства, ряд  проблем продолжает неотрывно сопровождать бизнес на всех стадиях его жизненного цикла.

Первая проблема связана  с инвестированием малого бизнеса. Основные вопросы связаны с малой  возможностью предсказания налоговых  последствий инвестиционных и других решений, существованием неравномерного отраслевого и регионального  распределения инвестиций. Также  появляется проблема, связанная с  таможенными пошлинами, которые  непосредственно влияют на инвестиционный товарный поток в страну.

Сегодня, особенно важное, значение имеет отработка  принципов построения налоговой  системы применительно к особенностям развития государства федеративного  типа.

Согласно  проведенному в Ростовской области социологическому опроса и мониторингу нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, среди прочих были отмечены следующие барьеры: сложности при регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, нарушения в вопросах доступа к государственному и муниципальному имуществу,  государственный контроль, общие проблемы взаимодействия СМСП с представителями органов государственной власти и местного самоуправления [2]. Наиболее мощным инструментом развития экономики является налоговое стимулирование инноваций. Неоднократно подчеркивалось экономистами необходимость налоговых каникул на 3 – 5 лет для малых и средних предприятий. Однако на практике такая мера пока не применяется.

Важным сигналом эффективности  мероприятий поддержки малого и  среднего предпринимательства в  Ростовской области за 2010 г. являются следующие данные. Из 14 показателей  только 3 выполнены чуть более чем на 50%, отношение остальных фактических показателей к плановым, составляют 0% [3]. Это может говорить как о не актуальности предоставляемых региональных программ, так и о не информированности заинтересованных лиц. Предприниматели ряда территорий не знают, какую помощь можно получить, что для этого надо сделать и к кому обратиться.

Поскольку главными чертами малого бизнеса  являются: деятельность в хозяйственной  сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный  характер, реализация товаров и услуг  на рынке. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от «достоинств» бюрократии, сделать как можно проще и  прозрачнее процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок в первые 3-5 лет функционирования предприятия, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Необходимо определить реальную налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная, медицинская. В результате влияния экономического кризиса резко возросла потребность субъектов малого и среднего предпринимательства в кредитных ресурсах. Муниципальные фонды компенсируют нехватку заемных средств путем предоставления займов для ведения уставной деятельности малых и средних предприятий. Кроме этого, как решение проблемы нехватки кредитных ресурсов, предлагается упрощение процесса и схемы их получения, оформления документов для получения кредита, долгосрочное кредитование, увеличение суммы кредита для малого и среднего бизнеса. Продолжение таких эффективных мер государственной поддержки, согласно опросу донских предпринимателей [2], как залоговое обеспечение по кредитам коммерческих банков, компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, консультационная поддержка по вопросам развития бизнеса уже дает видимые результаты.

Другими мерами повышения эффективности  развития малого предпринимательства  может быть мониторинг работы телефонов  «доверия», «горячей линии» и иных телефонов  государственных органов и негосударственных  организаций, оказывающих консультации по вопросам осуществления предпринимательской  деятельности на предмет выявления  административных барьеров. Большое  значение имеет продолжение работы как по информированию, повышению  квалификации сотрудников, осуществляющих мероприятия по контролю (надзору) за предприятиями, так и по повышению  уровня грамотности предпринимательского сообщества путем проведения семинаров, внедрения консультационных пунктов.

Благодаря комплексным мероприятиям уже в  ближайшей перспективе станет возможным  создание прочного экономического базиса и стабильных политических условий  общественного развития.

Литература

  1. Официальный портал Правительства Ростовской области. Итоги предоставления субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в 2010 году: http://www.donland.ru
  2. Малый и средний бизнес Дона. Портал малого и среднего предпринимательства. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических опросов и мониторинга нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области: http://www.mbdon.ru
  3. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Показатели мероприятий поддержки предпринимательства в субъектах РФ. Отчет: http://smb.gov.ru

 


Информация о работе Барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области