Беларусь: тонкости платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 07:19, доклад

Описание

Платежный баланс Беларуси требует постоянного внешнего финансирования. Эту проблему, даже без учета долгов, наша страна в настоящий момент решить не в состоянии, считает эксперт.
В целом вопрос величины внешнего долга для Беларуси сегодня не так серьезен, как текущая проблема способности страны финансировать свой внутренний рост за счет внешних заимствований. Такое мнение высказал независимый белорусский финансовый аналитик Сергей Чалый в эксклюзивном интервью агентству Синьхуа (Xinhua).

Работа состоит из  1 файл

Беларусь.doc

— 38.50 Кб (Скачать документ)

Беларусь: тонкости платежного баланса

 

Платежный баланс Беларуси требует постоянного  внешнего финансирования. Эту проблему, даже без учета долгов, наша страна в настоящий момент решить не в  состоянии, считает эксперт.

В целом  вопрос величины внешнего долга для Беларуси сегодня не так серьезен, как текущая проблема способности страны финансировать свой внутренний рост за счет внешних заимствований. Такое мнение высказал независимый белорусский финансовый аналитик Сергей Чалый в эксклюзивном интервью агентству Синьхуа (Xinhua).

 

Без дефицита внешнего финансирования, отдельно взятый внешний долг Беларуси - 10,5 млрд долл на начало февраля 2011 г - не представлял  бы значительных проблем для страны, потому что этот долг дешевый и  его обслуживание стоит недорого, отметил С. Чалый.

 

В этом году у Беларуси, по данным Нацбанка, платежи  по внешнему долгу составят 862 млн  долларов, что на самом деле немного.

 

"У нас  в настоящий момент долги очень  дешевые, потому что основную  сумму долга составляют 3,5 млрд  долларов по двум российским кредитам (2007 и 2008 гг), около 800 млн долл по венесуэльскому кредиту (2008 г.) и кредит МВФ в 3,6 млрд (по программа stand by). Российские и венесуэльские долги дешевы, так как они обусловлены политически. А кредит МВФ - потому, что невысокая процентная ставка автоматически сложилась на тот момент в условиях кризиса. И средняя ставка, по которой Беларусь эти кредиты обслуживает, около 3,5%. Это очень мало на сегодняшний момент", - отмечает С.Чалый.

 

Но у  страны есть серьезные проблемы с  платежным балансом, который постоянно требует внешнего финансирования. И Беларусь сегодня пытается его рефинансировать, используя более дорогой инструмент - размещение евробондов стоимостью 8,5-9% и гособлигаций.

 

Евробонды на 5,4 года со ставкой купона 8,75-8,95% гораздо менее выгодны Беларуси в сравнении, например, с российским кредитом 2008 года на 15 лет, причем с 5-летней отсрочкой выплат основного долга.

 

Как отметил  эксперт, текущие котировки белорусских  еврооблигаций (9,26-9,34% на 18 марта, а на 23 марта даже 12, 59-12,67%) говорят о том, что рынок уже гораздо более скептично оценивает надежность Беларуси как заемщика, чем в тот момент, когда эти облигации размещались. Их стоимость теперь намного ниже номинала (при размещении ставка купона была 8,75%).

 

Как писала БДГ ранее, на рынке белорусских  еврооблигаций, сформировалась устойчивая тенденция к росту доходности, которая может сохраниться до тех пор, пока правительство и  Нацбанк Беларуси не смогут остановить процесс ухудшения финансовых показателей страны.

 

В 2013 году, когда у Беларуси начинаются выплаты  российского долга и кредита  МВФ, стоимость обслуживания долгов Беларуси существенно вырастает, и  против нынешних 862 млн она составит уже около 2631,6 млн долларов (в 2012 году - около 1228,4 млн долл). Это довольно серьезный скачок.

 

"Понятно,  что таких денег для этих  выплат мы скорее всего не  найдем, - считает С. Чалый. - Вместе  с тем понятно, что, строго  говоря, отдавать придется только  кредит МВФ. Что касается кредитов  Венесуэлы, России, это политически обусловленные заимствования. И очевидно, относительно этих долгов наши страны будут вести переговоры. Вполне возможно, что Россия будет настаивать на возмещении долга какими-то активами, то есть на обмене долгов на собственность. А Беларусь, наверняка, будет настаивать на реструктуризации, пролонгировании, стремясь растянуть долг на еще более длинный срок. Это довольно часто делают страны, оказавшиеся в подобной сложной ситуации".

 

Но главная  проблема Беларуси в том, что у  нее дефицит внешнего финансирования каждый год не менее 4 млрд долл, подчеркивает С. Чалый. Страна не может в течение длительного времени тратить на приобретение иностранных товаров, услуг и активов больше средств, чем получено выручки от реализации собственных товаров, услуг и активов.

 

И эту проблему платежного баланса, даже без учета  долгов, страна в настоящий момент решить не в состоянии. А если добавить к этому еще 2-2,5 млрд долл, необходимых  для выплаты долга, то найти такую  сумму стране будет очень сложно.

 

Как писала БДГ ранее, Беларусь надеется получить в ближайшее время 2 млрд долларов из фонда ЕврАзЭс на 15 лет. К тому же Беларусь попросила у России еще 1 млрд долл в качестве так называемого кредита для бюджетной поддержки, а также как можно скорее кредит на строительство атомной электростанции на 25 лет с отсрочкой платежа, причем под АЭС Беларусь рассчитывает получить 9 млрд долл - 6 млрд на саму АЭС и 3 млрд на инфраструктуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платежный баланс Беларуси: насколько выгоден Таможенный союз?

 

 

По информации Нацбанка, счет текущих операций платежного баланса Беларуси за январь — сентябрь 2011 года сложился отрицательным и  достиг величины $5,2 млрд. Серьезный  вклад в такой результат внесло вступление в этом году Беларуси в Таможенный союз и, как следствие, перечисление таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации.

 

Счет текущих  операций платежного баланса формируется  из нескольких показателей: сальдо внешней  торговли товарами, сальдо внешней  торговли услугами, доходы от труда и инвестиций, текущие трансферты (сальдо различных платежей и переводов, включая таможенные платежи).

 

Из этих четырех составляющих положительное  сальдо наблюдалось только по внешней  торговле услугами (+$1563,8 млн). Сальдо внешней торговли товарами за январь — сентябрь 2011 года сформировалось отрицательным в размере $3461,7 млн. Сальдо доходов от труда и инвестиций сложилось отрицательным в размере $1449,5 млн. А текущие трансфертные платежи показали отрицательное сальдо в размере $1869,3 млн.

 

По сути, такое резкое увеличение отрицательного сальдо по трансфертным платежам (по результатам  января — сентября 2010 года оно составляло +$199,8 млн) — итог вступления Беларуси в Таможенный союз. Однако если предположить, что Беларусь не вступила бы в ТС, то расчеты ухудшения сальдо по торговле товарами и услугами были бы еще катастрофичнее. Нахождение Беларуси вне ТС привело бы к потере российского рынка сбыта как минимум наполовину.

 

Можно посчитать  чистый экономический эффект по таможенным пошлинам от вступления в ТС. За январь — сентябрь 2011 года в пользу Беларуси начислено текущих трансфертов на сумму $981,7 млн, включая ввозные таможенные пошлины государств — членов ТС. А выплаты текущих трансфертов нашей страной составили $2884,9 млн, включая вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты в пользу России и ввозные таможенные пошлины государств — членов Таможенного союза. Итог — чистый минус в размере $1,9 млрд, по итогам года эта сумма достигнет примерно $2,5 млрд. Интересно, что скидка на поставляемый в Беларусь в 2012 году газ в сумме дает примерно такую же экономию.

 

Отрицательное сальдо по инвестиционным доходам обусловлено  по большей части выплатами по кредитам государственного, корпоративного и банковского секторов экономики. Так, например, начисленные к выплате нерезидентам проценты по обязательствам органов государственного управления составили $319,2 млн за январь — сентябрь 2011 года. А банковский сектор провел выплат на сумму $497,8 млн.

 

Также значительную часть расходов корпоративного сектора обусловили начисленные к выплате доходы по прямым инвестициям в размере $897,2 млн. Поэтому не стоит считать прямые иностранные инвестиции манной небесной, ведь по ним тоже необходимо проводить регулярные выплаты.

 

Отрицательный счет текущих операций гасился в основном за счет увеличения внешней задолженности. Масштабы роста долга, а также его структуру можно оценить, взглянув на рисунок ниже:

 

Таким образом, вступление Беларуси в ТС из видимых  финансовых результатов принесло примерно $2 млрд чистых убытков только по таможенным платежам. С какой скоростью наступил бы коллапс в экономике Беларуси, не вступи она в ТС, можно только догадываться. Закрытие заградительными пошлинами рынка России стало бы смертельным ударом для экономики в условиях мирового финансового кризиса. Поэтому из двух зол было выбрано меньшее.

 

Однако  становится ясно, что с пути интеграции Беларусь уже не сможет сойти. И в  финансовом аспекте во время прохождения  этого пути кормить «пряниками»  Беларусь явно не собираются. Настает пора прагматичных отношений вместо ранее декларируемых «братских».


Информация о работе Беларусь: тонкости платежного баланса