Бенчмаркинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:33, доклад

Описание

Термин "бенчмаркинг" появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Сегодня существуют различные определения понятия "бенчмаркинг". Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) Роберт К. Кэмп считает: "Бенчмаркинг - это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях".

Работа состоит из  1 файл

Бенчмаркинг.doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)

    В современном мире конкуренция приобретает  глобальный характер, и основной целью  большинства компаний становится достижение мировых стандартов. Бенчмаркинг - один из лучших методов для установления соответствия целей компании требованиям мирового рынка.

    Концепция бенчмаркинга зародилась в конце 50х годов, когда японские специалисты посещали ведущие компании США и Западной Европы с целью изучения и последующего использования их опыта.

    Термин "бенчмаркинг" появился в 1972 г. в  Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Сегодня существуют различные определения понятия "бенчмаркинг". Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) Роберт К. Кэмп считает: "Бенчмаркинг - это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях". Исполнительный директор компании AlliedSignal Лоуренс Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компании лучших приемов, привнесенных в нее извне. Профессор Норвежского университета науки и технологии Бьерн Андерсен отмечает, что перевод английского термина "benchmarking" буквально означает "каменная скамейка" и приводит следующий пример. Представьте себе, что на вершине горы, хорошо всем видной, две каменные плиты установлены на ребро и слегка отодвинуты друг от друга. Сверху на них положена третья плита. Получилась каменная скамейка. Данная идея - сравнение с неким эталоном - нашла широкое применение в экономике. Бьерн Андерсен дает наиболее полное определение бенчмаркинга: "Бенчмаркинг - это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы". Большинство специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг - изучение и внедрение методов управления других, успешно работающих при их помощи организаций, путем сравнения с ними после выявления слабых сторон своей организации.

    Конечно, сравнение результатов деятельности компании с результатами основных конкурентов - идея не новая. Сбор информации о деятельности конкурентов - функция оперативного маркетинга. Однако бенчмаркинг - более эффективный метод, чем просто сбор информации. Этот инструмент позволяет выявлять возможности самосовершенствования, определять объекты совершенствования и стимулировать непрерывность данного процесса в целях повышения конкурентоспособности компании.

    Целенаправленное  использование бенчмаркинга началось в 1979 г. в корпорации Xerox. Тогда конкурирующие  фирмы предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Это послужило причиной начала выполнения корпорацией Xerox проекта "Бенчмаркинг конкурентоспособности", направленного на анализ затрат, а также качества собственных продуктов по сравнению с японскими аналогами. Проект имел большой успех. С тех пор бенчмаркинг является частью бизнесстратегии Xerox.

    Со  временем бенчмаркинг доказал свою состоятельность в производственной сфере. Его философия используется во многих фирмах, в том числе в Kodak, Motorola, Ford Motor, General Electric. Технология бенчмаркинга активно используется в Интернете для достижения конкурентного преимущества перед сайтами лидерами.

    Бенчмаркинг успешно используют и в общественном, и в частном секторах сферы  услуг. Так, правительственные учреждения, больницы и университеты начали применять его основные постулаты для улучшения своих процессов и систем.

    На  практике наиболее часто применяются  различные виды бенчмаркинга, которые  можно классифицировать в зависимости  от того, с кем проводится сравнение и что сравнивается.

    Основные  цели бенчмаркинга:

    - Повышение доходности и эффективности.

    - Ускорение процесса изменений  и управление им.

    - Постановка гибких целей.

    - Осуществление прорыва в области  инноваций.

    - Создание духа постоянной боевой  готовности компании.

    - Преодоление самодовольства организации.

    - Расширение ее кругозора.

    - Осознание достижений мирового  класса.

    - Принятие более обоснованных  решений.

    Единой  методики выполнения бенчмаркинга не существует. Число шагов бенчмаркинга бывает разным, поскольку процесс можно разбить на более мелкие этапы, например, в компании IBM таких этапов 15. Но базовые принципы бенчмаркинга везде одинаковы.

    Стандартный процесс бенчмаркинга можно представить  с помощью моделей бенчмаркинга. Одна из них называется "Колесо бенчмаркинга" и состоит из ряда этапов:

    1.Определение  объекта бенчмаркинга.

    На  этом этапе устанавливаются потребности  предприятия в изменениях, улучшении; проводится оценка эффективности деятельности предприятия; выделяются изучаются основные операции, влияющие на результат деятельности предприятия, а также способ количественного измерения характеристик; устанавливается на сколько глубоким должен быть бенчмаркинг.

    2.Выбор  партнера по бенчмаркингу.

    Необходимо  установить, каким будет бенчмаркинг  внешним или внутренним; проводится поиск предприятий, которые являются эталонными; установить контакты с  этими предприятиями; сформулировать критерии по которым будет производиться оценка и анализ.

    3.Поиск  информации.

    Необходимо  собрать информацию о своем предприятии  и партнерах по бенчмаркингу. Для  этого используются как первичные  так и вторичные данные. Полученная информация, должна быть  всесторонне  проверена,

    4.Анализ.

    Последующий анализ позволяет оценить различия в эффективности, выявить причины  своего отставания, опыт, который можно  использовать у себя.

    5. Внедрение.

    Разработать план внедрения, процедуры контроля, оценивать и анализировать процесс  внедрения. Добиться, чтобы изменяемые процессы достигли наивысшей эффективности.

    В Японии и США программы бенчмаркинга носят открытый характер. Они развиваются  при государственной поддержке. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывает экономика  страны в целом.

    В России философия бенчмаркинга не нашла  большого числа последователей. До сих пор термин "бенчмаркинг" не имеет однозначного перевода на русский язык. Отечественные специалисты  сходятся во мнении, что в общем  смысле benchmarking - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами.

    В России отдельные положения и  аспекты бенчмаркинга начали пропагандироваться с 1996 г. в работах Г.Л. Багнева, А.К. Казанцева, И.А. Аренкова. В последние годы по данной проблеме стали публиковаться переводы трудов зарубежных ученых и практиков, появляются оригинальные разработки российских исследователей. Тем не менее, публикаций по бенчмаркингу немного. Применение этого инструмента в российских компаниях тоже имеет незначительные масштабы.

    В качестве положительного примера можно  привести маркетинговые проекты  таких ведущих компаний, как РНК "Лукойл", Газпром, ЮКОС, АвтоЗИЛ. Использование системы бенчмаркинга в российском бизнесе позволяет за счет оценки передового опыта ведущих фирм и компаний совершенствовать собственные характеристики, внедрять инновационные технологии, создавать ценности в работе с клиентами, повышать культуру предпринимательства. Идея бенчмаркинга находит отклик и среди региональных предпринимателей. Так, в Чувашской Республике в ОАО "Завод электроники и механики" инициатором внедрения бенчмаркинга стал генеральный директор С. Ляпунов. Внедрение проходило тяжело: при обучении персонала завода приходилось объяснять, зачем это нужно. Сейчас процесс налажен достаточно четко: сбором, обработкой и внедрением передового опыта занимаются все подразделения предприятия.

    Таким образом, бенчмаркинг - это не только передовая технология конкурентного  анализа. Это, во-первых, концепция, предполагающая развитие у компании стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, - сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике.

    Бенчмаркинг способен приносить существенную пользу компаниям любого размера, начиная с малых предприятий и кончая транснациональными корпорациями. Благодаря бенчмаркингу им удается повысить эффективность работы, что ведет к сокращению отходов производства и переделок готовой продукции, к устранению многих проблем с качеством. Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы, позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же или более высоких результатов. Как видно, ценность этого инструмента состоит не столько в том, что отпадает необходимость "изобретать велосипед", сколько в том, что внимательное изучение достижений и ошибок других позволяет сделать собственную модель велосипеда.

Информация о работе Бенчмаркинг