Автор работы: a*****************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа
Достижение полной занятости принадлежит к целям достижения макроэкономической стабильности. Безработица является проявлением нестабильного экономического развития страны.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.
Введение
I. Раздел. Сущность и причины безработицы:
1.1. Определение безработицы, её статистические показатели и методы их расчета.
1.2. Причины безработицы.
II. Раздел. Типы и последствия безработицы:
. Виды безработицы.
. Социально-экономические последствия безработицы.
Закон А. Оукена.
III. Раздел. Политика в области занятости:
3.1. Государственная политика в области занятости.
3.2. Особенности безработицы в Украине.
3.3. Методы борьбы с безработицей в Украине.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Альтернативой изрядно устаревшим подходам к регулированию рынка труда является комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере занятости, - подготовки кадров, создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д. Реализация этой модели затрагивает интересы всего населения, а потому должна обеспечиваться и контролироваться обществом в целом. Государству нельзя оттеснять население, предприятия, учебные заведения от саморегулирования сферы занятости. Но только государство может осуществлять координацию действий населения, органов госуправления, негосударственных предприятий и общественных организаций для решения общих задач. Только государство может выработать институциональную политику – создание системы механизмов, правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.
В
чем же конкретно должно проявляться
участие государства в
Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, т.к. нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки. Если областные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему мигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь – запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.
Одним
из важнейших элементов
Важной
целью является создание стабильной
сети контактов между
Переходный
период – период времени, в течении
которого экономика страны переходит
в новое, качественно иное состояние
в связи с кардинальными
Украина находится в некоем переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к рыночной экономике. До развитой рыночной системы или до цивилизованного рынка еще предстоит долгий путь, и мы находимся еще в начале перехода.
Процесс реформирования экономики Украины в течение первого десятилетия был очень спорным. Его бесспорной заслугой, не смотря на все трудности, является слом изжитой, отделенной от всего социального и научно-технического прогресса административно-командной системы хозяйствования, утверждение основ рыночной инфраструктуры и рыночных институтов национальной экономики.
Страна начала переход к рынку
в условиях жесточайшего
К общей картине надо добавить, что в 1991г. распался СССР. Товарооборот Украины с бывшими союзными республиками сократился, и многие предприятия попусту встали.
Сокращение занятости и соответствующее увеличение безработицы стало особенно чувствоваться во второй половине 90 х. Показательно, что официальная статистика труда зарегистрировала самые низкие показатели безработицы именно в те годы, в которые наблюдался наибольший спад в экономике. (табл. 1)
Года | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Уровень безработицы, % | 0,29 | 0,35 | 0,36 | 0,53 | 1,49 | 2,74 | 4,3 | 5,38 | 5,31 |
Табл. 1. Показатели уровня безработицы в Украине (по официальным данным).
Как показывают данные таблицы 1 официально признанный уровень безработицы в 1992-1994 намного меньше нежили даже природный уровень. Хоть в будущем эти показатели и были выше, многие ученые считают, что они сильно отличались от реальных показателей.
Применение во время расчета уровня безработицы методологии Международной организации труда и использование выборочных опросов дали другие показатели (табл. 2.).
Года | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Уровень безработицы, % | 5,6 | 7,6 | 8,9 | 11,3 | 11,9 | 11,7 | 11,7 | 10,1 | 9,1 |
Табл. 2. Показатели уровня безработицы в Украине ( результаты выборочных опросов).
Сравнение данных таблиц свидетельствует, что показатели уровня безработицы по результатам выборочных опросов в среднем в 2-3 раза превышали данные официальной статистики.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях сельского хозяйства) обострились региональные проблемы занятости.
Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи (приложение 1).
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране
В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда.
Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью.
Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых,
это районы с высоким естественным
приростом населения. Здесь на рынок
труда постоянно выходит
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей.
Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Но по итогам 2009г. этот вопрос становится спорным, т.к. в 2009г. процент безработицы городского населения составил 9,6, а сельского – 7,2 %.
Но,
не смотря на все, Украина достигала
довольно не плохого уровня безработицы.
Официальный уровень
Формирование
рынка труда в Украине, его
прогнозирование, является неотъемлемой
частью становления рыночного
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.
Начавшемуся
под влиянием рыночных реформ стихийному
процессу реструктуризации производства
важно придать управляемый
Информация о работе Безработица: ее причины, уровень и формы