Безработица, её причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы анализа безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Виды и формы безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины безработицы и ее последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Факторы, способствующие безработице в России. . . . .. . . . . . . . . . . . . 17
Глава 2. Состояние безработицы в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . .20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года.

Таблица 1

Экономическая активность населения

 

2008г. 
в среднем

По квартальным  обследованиям 
(без корректировки 
сезонных колебаний)

Февраль 2009г. 
прирост, снижение (-) по сравнению с

 

 

 

 

 

 

 

февраль 2008г.

ноябрь 
2008г.

февраль 2009г.

февралем 
2008г.

ноябрем 
2008г.

Тыс.человек

           

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

75757

74799

75892

74771

-28

-1121

занятые

70965

69491

70603

67664

-1827

-2939

безработные

4792

5308

5289

7107

1799

1818

В процентах

           

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

67,7

66,8

67,8

66,8

0

-1,0

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

63,4

62,1

63,1

60,5

-1,6

-2,6

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

6,3

7,1

7,0

9,5

2,4

2,5


1) В среднем  по четырем квартальным обследованиям  (по состоянию на последнюю неделю февраля, мая, августа, ноября).

По данным обследования населения по проблемам занятости  в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс.человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс.человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс.человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс.человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В феврале 2009г. общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008г. - в 3,6 раза).

1) По данным  обследования населения по проблемам занятости: 1992-1998гг. - октябрь, 1999-2008гг. - ноябрь, 2009г. - февраль. 
2) По данным Роструда: 1992-2008гг. - на конец года, 2009г. - на конец I квартала (на конец марта).


 

 Безработица по полу и месту  проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%.

Доля городских жителей  среди безработных, по методологии  МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.

Таблица 2

Численность безработных  и уровень безработицы 
по полу и месту проживания

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское 
население

Тыс.человек

         

Февраль 2008г.

5308

2791

2518

3269

2040

Ноябрь 2008г.

5289

2901

2388

3307

1982

Февраль 2009г.

7107

3953

3154

4702

2405

В процентах

         

Февраль 2008г.

100

52,6

47,4

61,6

38,4

Ноябрь 2008г.

100

54,8

45,2

62,5

37,5

Февраль 2009г.

100

55,6

44,4

66,2

33,8

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

         

Февраль 2008г.

7,1

7,3

6,9

5,8

11,0

Ноябрь 2008г.

7,0

7,5

6,4

5,8

10,5

Февраль 2009г.

9,5

10,4

8,6

8,4

12,9


 

Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

Самый высокий уровень  безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы  в феврале 2009г. составил 20%, в том  числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.

Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта.

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно  составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.

В феврале 2009г. среди безработных  в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников.

Таблица 3

Структура безработных  по наличию опыта работы 
и обстоятельствам незанятости

 

Безработные

Имеют 
опыт 
работы

Из них оставили в связи с

Не имеют опыта 
работы 

высвобождением, сокращением  штатов, ликвидацией организации, собственного дела

увольнением по собственному желанию

Тыс.человек

Февраль 2008г.

5308

3788

1044

1115

1520

Ноябрь 2008г.

5289

3862

1079

1185

1427

Февраль 2009г.

7107

5453

2092

1566

1654

В процентах

Февраль 2008г.

100

71,4

19,7

21,0

28,6

Ноябрь 2008г.

100

73,0

20,4

22,4

27,0

Февраль 2009г.

100

76,7

38,4

28,7

23,3


Самый низкий уровень  безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе. [6]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим показателем  – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.  Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более  оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую  эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы  административными, правовыми, финансово – кредитными методами;

регулирование занятости  на предприятиях за счет активизации  действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

регулирование отношений  занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Информация о работе Безработица, её причины и последствия