Безработица и ее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 21:40, реферат

Описание

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

1.Сущность безработицы……………………………………….…………………………4

1.1. Причины безработицы……………………………………………………………….5

2.Виды безработицы и формы их проявления …………………………………………6

2.1. Естественная безработица……………………………………………………………6

2.2. Вынужденная безработица…………………………………………………………..7

3.Факторы, способствующие безработице в России…………………………………...9

4.Методы борьбы с безработицей в России…………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат полный.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)
  • создания специальных служб.

  Сокращению  структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода

  Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между работниками и работодателями по купле-продаже рабочей силы. Она занимается трудоустройством безработных, оказывает услуги желающим поменять место работы, направляет молодых людей на курсы для приобретения профессии и т.д. Программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

  Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

  • Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

  Способами увеличения спроса являются:

  · стимулирование роста экспорта. Это  может привести к росту объемов  производства и, соответственно, - занятости  на них;

  · поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

  • Создание условий для сокращения предложения труда.

  Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

  • Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
  • Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

  Для помощи в трудоустройстве молодежи могут использоваться различные  методы:

  · экономическое стимулирование молодежной занятости;

  · создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

  Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

  Очень часто оценивается лишь экономический  эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются практически не оцениваются. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических проблем безработицы, рассматриваемых с точки зрения как отрицательного, так и положительного влияния на систему экономики в целом. 

  Социальные  последствия безработицы:

  Отрицательные:

  • Обострение криминогенной ситуации
  • Усиление социальной напряженности
  • Рост количества физических и душевных заболеваний
  • Увеличение социальной дифференциации
  • Снижение трудовой активности

  Следует отметить, что проблемы социального  характера, вызванные безработицей - это очень важная проблема. Результаты научных исследований, проведенных  в последнее время документально  подтверждают существование ряда эмоциональных (низкая самооценка, депрессии), социальных, финансовых, семейных, медицинских (стрессы) и политических (многие безработные на склонны к политической активности) последствий безработицы. Исследования еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Но вместе с тем, растет и численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

  Согласно  исследованиям и опросам, человек  потерявший работу в первую очередь  рассчитывает:

  на  местную администрацию - 2%

  на  руководство предприятий - 5,8%

  на  профсоюзы - 8,6%

  только  на себя - 70,6%

  ни  на кого не надеются - 13%.

  На  основе данных опроса мы убедились, что  горожане отчетливо осознают необходимость  личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, так как ждать помощи со стороны не приходится.

  Также были проведены опросы, - "каковы самые предпочитаемые и действительные способы поиска работы". Люди рассчитывают:

  на  личные связи- 42,9%

  на  государственную службу занятости - 26,5%

  на  объявления - 11,1%

  на организацию собственного дела - 7,3%

  на  коммерческую службу занятости - 6,1%

  на  обращение к работодателю - 6,1%.

  Итак, большинство респондентов исходит  из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства.

  С другой стороны, возникновение и существование безработицы имеет некоторые положительные черты:

  • Повышение социальной ценности рабочего места.
  • Увеличение личного свободного времени.
  • Возрастание свободы выбора места работы.
  • Увеличение социальной значимости и ценности труда.

  Положительные черты безработицы, на мой взгляд, носят определенно субъективный характер, поскольку принимать их в подобном ракурсе или нет - зависит от каждого отдельного человека.

  Экономические последствия безработицы:

  Помимо  проблем чисто социального характера, существуют также экономические проблемы. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества безработица неминуемо влечет за собой:

  • Обесценивание последствий обучения.
  • Сокращение производства.
  • Затраты на помощь безработным.
  • Понижение уровня квалификации незанятого населения.
  • Снижение жизненного уровня.
  • Недопроизводство национального дохода.
  • Снижение налоговых поступлений.

  Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым коллективам. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей; выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы; демобилизованные из рядов Вооруженных сил; женщины предпенсионного возраста; а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам.

  Отметим, что есть и некоторые положительные моменты:

  • Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  • Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  • Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  • Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Возникновение безработицы в России связано  с развитием рыночных отношений  и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы  выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев:

  - регистрация безработных в службе  занятости; 

  - незанятость и активный поиск  работы независимо от факта  регистрации; 

  - отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

  Следует сделать вывод о том, что в  нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством  безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России совсем небольшие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.

  Таким образом, низкий уровень  безработицы в  большей мере связан с:

  • действующей системой регистрации безработицы;
  • чрезвычайно низким пособием по безработице;
  • ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства;
  • предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

  Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости.

  Эта концепция должна включать:

  · макроэкономическое регулирование, создающее  общую среду, содействующую эффективной  занятости (инвестиционная, структурная  политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

  · государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень  занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;

  · регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление  создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными  центрами занятости;

  · регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

  Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть:

  - повышение экономической и социальной  эффективности занятости за счет  изменения ее структуры, форм;

  - создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

  Для этого необходимо снижать уровень  избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и  виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Информация о работе Безработица и ее факторы