Безработица и инфляция в РК. Кривая Филлипса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы – определить понятия инфляции и безработицы, показать способы их измерения и методологические проблемы, возникающие при этом; проанализировать влияние инфляционных процессов на результаты финансовой деятельности предприятия и на уровень жизни населения Казахстана в 2000 – 2006 гг.

Содержание

Содержание
Введение
1 Инфляция и безработица в краткосрочный и длительный периоды
1.1 Сущность, причины и виды инфляции и безработицы
1.2 Кривая Филлипса для краткосрочного периода
1.3 Кривая Филлипса для длительного периода
2 Инфляция и безработица в Республике Казахстан
2.1 Анализ темпов инфляции в 2000-2006 годах
2.2 Анализ уровня безработицы в 2000-2006 годах
2.3 Построение кривой Филлипса для экономики Казахстана
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

bezrabotica_i_inflyaciya_v_rk._krivaya_fillipsa.doc

— 620.00 Кб (Скачать документ)

 

 

   Теперь если представить,  что каждое физическое или  юридическое лицо в республике  является субъектом  или самостоятельным институтом, то напрашивается вывод, который иногда использует правительство в оправдание своих действий и результатов работы. Каждый свободный экономический микроинститут должен сам для себя находить партнеров, определять род своего занятия, решать проблемы внутри института самостоятельно. С этим, конечно же, не согласны те, у которых статус на данный момент определяется как «безработный» в силу привычки, унаследованной от социалистического строя, когда правительство целиком и полностью регулировало экономику, а значит, и решало проблему безработицы.

  Единственная сейчас по-настоящему проблема государства – это низкий уровень производства. Именно по этой причине безработица в Казахстане имеет столь высокий уровень. Это общеизвестно, что если предприятия заработают в полную мощность, то, как мы рассмотрели в теоретической стороне этой проблемы, люди предпочтут работать там,  где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться на свою специальность, образование, интерес к работе в данной отрасли. Для этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и обеспечения рабочих мест.

   Но при этом следует  помнить, что даже на рынке  труда должно быть некоторая  численность «армии резерва», чтобы поддержать естественное условие конкуренции. Иначе при избытке рабочих мест будет повышаться спрос на рабочую силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности компенсации издержек за счет средств производства в нашем государстве, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции.

   На 1990-91 года, во время распада  Советского Союза, по стране  уровень безработицы составлял  4,6%. Как же получилось так, что  ее уровень так заметно вырос  за несколько лет? Следует отметить, также, что до 1993 года ее рост не принимал столь серьезных масштабов, то есть, ее уровень сопровождался естественным течением потока «активного населения». Но вспомним время перехода к рынку.

   Тогда, при постоянной  заработной плате, гиперинфляция, как волшебник, превращала заработок населения в гроши, которых не хватало для обеспечения себя и семьи. Люди стали заниматься коммерцией и, соответственно, оставили малодоходную работу. Также в советский строй нехватку средств на зарплату обеспечивало государство. Теперь же каждое предприятие испытало на себе всю суть рыночной экономики, и чтобы избежать разорения, в целях уменьшения издержек на производство, было вынуждено сокращать штат своих работников, так как уровень технологических достижений был очень низок. Таким образом, «на улице» оказались тысячи желающих найти работу.

   Сейчас идут частые дебаты  по поводу того, какой подход  для решения проблемы безработицы  нужен: кейнсианский или неоклассический.  Продумаем оба этих варианта.

   Для выхода из кризисной  ситуации и подъема производства  необходимо активное участие  государства. Если оно этим  не займется, то кто тогда будет  поднимать экономику? Но государство  должно ограничить свое влияние  в меру. Это как? Просто поощрять  отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.

   Вторым ключом решения  проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 18% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.

   Но этого всего нельзя  добиться без поддержки народа  Республики Казахстан. Как сказал  президент  Н.А. Назарбаев на  презентации своей новой стратегии  вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет». И думаю, что не только я соглашусь с этим высказыванием.

   На данный момент требования  к кандидатурам на вакантные  места распределяются таким образом: 40% профессионально-техническое образование; 30% высшее экономическое образование и бухгалтерское дело; 3% охранники и водители автотранспорта; 2% юридическое образование; остальные профессии и специальности.

   Со стороны государства  необходимо предоставлять возможности  переквалификации населения на наиболее требуемые профессии и специальности. В отношении безработицы среди молодежи возможно применение опыта Германии. Очень большой процент безработных среди сельского населения. Из-за плохого состояния сельскохозяйственной отрасли, безработные мигрируют в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям.        Восстановление сельского хозяйства не только уменьшит численность безработных, но и принесет значительное количество средств в государственный бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства республики.

   В программе правительства  по выводу страны из кризисной  ситуации «Казахстан-2030» говорится, что в скором будущем мы выйдем в разряд двадцати экономически развитых стран мира. Этого можно достичь только при объединении усилий правительства и народа, при полном их взаимопонимании. Мы, как народ, надеюсь, будем поддерживать нашу власть, и понимать всю необходимость нашего участия в поднятии государства на уровень высокоразвитых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Построение кривой Филипса для экономики Казахстана.

 

  Чтобы построить кривую Филлипса для Казахстанской экономики необходимо проанализировать следующие данные:

  Во-первых, необходимо просмотреть уровень инфляции за какой-то промежуток времени. Так как я рассматриваю инфляцию за 2000-2006 гг., следовательно буду брать уровень инфляции за эти годы.

   Во-вторых, просмотреть  уровень безработицы за этот же промежуток времени.

    В Казахстане уровень  безработицы с 2000 по 2006 год изменялся  следующим образом. В 2000 году  уровень безработицы составлял  12,8%, к 2001 году уровень безработицы снизился и составлял 10,4%, незначительное снижение было в 2002 году (9,3%), в 2003 году 8,7%, в 2004 году по отношению к 2000 году уровень безработицы значительно снизился (7,9%), в 2005 и 2006 гг. инфляция составляла 7,6% и 6,5% соответственно.

   Сравнив данные об уровне  безработицы за эти годы можно сделать вывод, что уровень безработицы с каждым годом, не намного, но снижается. В снижении уровня безработицы главную роль играет государство, именно от грамотной политики государства зависит насколько высоким будет уровень безработицы.

   В отличие от безработицы, которая с каждым годом снижается, инфляция в Казахстане растет. Прирост инфляции за 2000-2006 гг. составил 2,2%. Такому росту инфляции способствует рост цен на все непродовольственные и продовольственные товары и платные услуги.

   Если просмотреть данные об инфляции за 2000-2006 гг., то видно, что с 2000 по 2003 годы, инфляция стабильно увеличивалась на 0,2%. После 2003 года рост уровня инфляции резко увеличился. В 2006 году уровень инфляции составлял уже 8,4%.

   Сопоставив данные об  уровне инфляции и безработицы можно начертить кривую Филлипса для казахстанской экономики.

   Кривая Филлипса  для экономики Казахстана представлена ниже на рисунке 4. Она отображает обратную зависимость инфляции и безработицы. Увеличение инфляции в нашей республике не намного влияет на увеличение уровня безработицы и наоборот.

   В настоящее время правительство  республики обещает снижение  уровня инфляции в 2007 году примерно  на 1,5%. Нельзя не согласиться с  тем, что это довольно существенное  снижение, которого не так то просто достичь. 

   Следуя свойствам кривой  Филлипса, если обещаемое снижение  уровня инфляции всё же будет,  то нам следует ожидать повышения  уровня инфляции.             В общем обстановка относительно инфляции и безработици в Казахстане стабильная, но изменений всё же стоит ожидать.

Рис 4. Кривая Филипса  для экономики Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Итак, я написал курсовую работу, которая рассматривает одну из самых сложных  проблем макроэкономической политики - одновременное регулирование инфляции и безработицы. Я пришел к следующим выводам.

    Инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения.

     Инфляция может быть вызвана различными причинами, основными из которых являются:

- диспропорциональность  - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета;

-   инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики;

-   отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части; 

- “импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;

- инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.

 Также выделяют две альтернативные концепции причин инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

   В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели.

   Инфляция оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и рентабельность предприятия снижаются.

   Для статистического анализа влияния инфляции на уровень жизни населения используются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары.

    Кроме того, значительная концентрация доходов  в высшей доходной группе населения, способствует заметному завышению показателя средних душевых доходов и занижению доли заработной платы в структуре доходов рядовых граждан. Таким образом подтверждается тезис о том, что инфляция является не только экономическим, но и социальным явлением, задевающим интересы абсолютного большинства населения нашей страны.

   Управление инфляцией представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постоянного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

   Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не толь макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Безработица выступает на рынке труда как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В среднем уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы. Среди основных направлений регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия по найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда, представляющие собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

Информация о работе Безработица и инфляция в РК. Кривая Филлипса