Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:59, курсовая работа
Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда. Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей. Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
Введение
1.Безработица: понятие, причины и виды
1.1.Понятие безработицы
1.2.Причины безработицы
1.3.Виды безработицы и её показатели
2. Особенности безработицы в Республике Беларусь
2.1.Причины безработицы в Республике Беларусь
2.2Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь
3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь
3.1. Основные направления по снижению уровня безработицы в РБ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.
Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности. [13, с. 11]
Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.
Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.
Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности. [18]
Для снижения безработицы в РБ вышеперечисленные меры можно представить следующим образом: организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости; развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных; развитие системы оплачиваемых общественных работ; содействие территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул, а также информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства; социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.
Заключение
На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня. [14, с.32]
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Как было отмечено выше, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно невозможно. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Список использованных источников
1. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.
2. Экономическая энциклопедия.-М., 1972.
3. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения. №9, 2001.
4. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.
5. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.
6. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука. -М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.
7. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.
8. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 1996.
9. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. - М.: Дело, 1999-360 с.
10. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.
11. Никифорова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. – М. , 2004. – С. 280.
12. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.
13. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2001.
14. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда Восточной Европе и России.- М., 1995.
15. www.communist.ru
16. www.belstat.gov.by
17. www.mintrud.by
18. www.belta.by
Приложения
Таблица П.А.1
Численность экономически активного населения Республики Беларусь
| 2000 | 2002 | 2004 | 2006 | 2008 | ||
Тыс. человек | |||||||
Экономически активное население – всего | 4537,0 | 4500,3 | 4428,2 | 4466,1 | 4638,1 | ||
мужчины | 2151,5 | 2103,8 | 2066,9 | 2099,7 | 2188,7 | ||
женщины | 2385,5 | 2396,5 | 2361,3 | 2366,4 | 2449,4 | ||
Из общей численности экономически активного населения занятые – всего | 4441,0 | 4380,8 | 4316,3 | 4401,9 | 4594,4 | ||
мужчины | 2113,9 | 2056,9 | 2029,0 | 2078,1 | 2172,7 | ||
женщины | 2327,1 | 2323,9 | 2287,3 | 2323,8 | 2421,7 | ||
В процентах от экономически активного населения | |||||||
Экономически активное население – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
мужчины | 47,4 | 46,8 | 46,7 | 47,0 | 47,2 | ||
женщины | 52,6 | 53,2 | 53,3 | 53,0 | 52,8 | ||
Из общей численности экономически активного населения занятые – всего | 97,9 | 97,3 | 97,5 | 98,6 | 99,1 | ||
мужчины | 46,6 | 45,7 | 45,8 | 46,5 | 46,9 | ||
женщины | 51,3 | 51,6 | 51,7 | 52,1 | 52,2 |
Таблица П.Б.1
Распределение численности занятого населения
по формам собственности, в % к итогу
| 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего занято | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
государственная | 59,8 | 57,2 | 57,2 | 55,1 | 52,9 | 52,4 | 51,7 | 51,2 | 50,5 | 50,0 |
частная | 40,1 | 42,4 | 42,2 | 44,0 | 46,1 | 46,4 | 47,0 | 47,4 | 48,0 | 48,4 |
смешанная с иностранным участием | 0,5 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,9 | 3,2 |
иностранная | 0,1 | 0,4 | 0,6 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 |
Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия. Закон Оукена