Безработица в РК. Современный этап

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:50, реферат

Описание

Цель данного доклада – изучить проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.

Содержание

Введение 3
1 Безработица. Ее определение. Причины ее роста.
1.1 Теоретическая сторона вопроса.
1.2 Занятые, незанятые и безработные
2 Безработица в Республике Казахстан
2.1 Трудоустройство населения
2.2 Уровень безработицы на современном этапе
2.3. Программа расширения доступности достойного труда
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Безработица.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

     Тем  временем основной проблемой  агентств по трудоустройству  являются пожилые  клиенты.  Кадырбеков утверждает, что  найти  работу человеку старше 45 лет   крайне сложно:

- Работодатели в  основном предпочитают молодых  специалистов в качестве постоянных  сотрудников. А люди старше 60 лет  в структуре занятого населения  составляют всего 3,5 процента. Средний  возраст работающего населения  Казахстана - 37 лет. 

            Проблемы трудоустройства толкают людей в возрасте 45 лет и старше на поиски неофициальных заработков. Вдоль всей улицы Сейфуллина можно встретить тысячи мужчин-разнорабочих. В основной массе это люди без постоянного места жительства, несемейные. Но есть среди них и мужчины с высшим образованием, имеющие семью и детей. Каждый день они выходят на улицу в ожидании случайного заработка.

- Где-то подмести, что-то разгрузить, помочь по хозяйству  - вот наша работа, - говорят они. - В месяц мы зарабатываем около  10 тысяч тенге.

- Я привык, подрабатываю  так уже 11 лет, - откровенничает  Виктор Викторов, один из тех, "кому за 40". - Единственная проблема - это узбекские и киргизские  гастарбайтеры. Они дешевле оценивают  свой труд и трудятся, не спорю,  хорошо. Но из-за них у нас стало меньше работы.

           По словам Виктора, за долгие 11 лет на Сейфуллина ему встречались  разные люди: бывшие афганцы, военные,  профессора, летчики. 

- Всех нас сюда  привела безработица. Я знаю, - говорит Викторов, - что есть какие-то  агентства по трудоустройству, но это ведь стоит денег, времени, волокиты. Да и потом, где гарантия, что мне действительно найдут работу?

           Когда-то он пытался устроиться  на постоянную работу. Три месяца  трудился на стройке, а работодатель  исчез, не заплатив ни копейки. С тех пор Викторов, как и многие другие безработные, вынужден перебиваться случайными заработками.

- Люди, имеющие какой-либо  нестабильный заработок, редко  ищут другие пути трудоустройства.  В моей практике, - рассказывает  Кадырбеков, - был только один случай обращения в кадровое агентство мужчины, ранее промышлявшего случайными заработками на Сейфуллина.

          Кстати, 70 процентов клиентов кадровых  агентств - это специалисты, желающие  сменить место работы на более  престижное и высокооплачиваемое, 25 - это учащиеся, которые хотят  начать работу по специальности,  и только 5 процентов составляют  безработные. Основной возраст клиентов агентств по трудоустройству от 18 до 50 лет.

         К слову сказать, в 1995-1999 годах  число занятого в экономике  Казахстана населения постоянно  снижалось, а с 2000 года стабильно  повышалось. В 2004 году уровень  занятости населения в стране составил 7,2 миллиона человек. 70 процентов всего населения занималось экономической деятельностью, а 30 было экономически пассивным. В 2004 году мужчины в общей численности занятого населения составили 3,7 млн. человек (51,8 процента), женщины - 3,5 млн. человек (48,2).

         Половину безработных в мире  составляют люди в возрасте  до 24 лет. Это данные Международной  организации труда. Так, на 2004 год мировой уровень безработицы  среди молодежи достиг рекордного  показателя: 88 миллионов человек. Молодежь до 24 лет составляет 47 процентов от общего числа безработных, и она же составляет 25 процентов трудоспособного населения планеты.

          Не менее плачевная ситуация  складывается и в Казахстане. В 2005 году в Алматы безработной  молодежи было 22,1 процента. По статистике 32 процента выпускников при трудоустройстве меняют полученную профессию на другую. Каждый седьмой бывший студент остается без работы.

 Эта проблема  в Казахстане решается путем  создания организаций и общественных  фондов по трудоустройству молодого населения. Сегодня в стране действует программа содействия в трудоустройстве молодежи. Она разработана общественным фондом "Современное образование" совместно с Ассоциацией вузов РК. В рамках этой программы планируется создать объединенную структуру "Центр содействия трудоустройству молодежи Казахстана". Также в Алматы функционирует бюро по трудоустройству "Отан-Ана". Оно рассчитано на молодежь в возрасте от 16 до 24 лет. Этот проект был поддержан департаментом внутренней политики, Алматинским советом профсоюзов и центром занятости. Сотрудники бюро разработали специальные анкеты, где каждый может описать свои предпочтения в будущей профессии, и большую компьютерную базу вакансий. "Отан-Ана" предлагает молодым людям бесплатное обучение, курсы по выбранной специальности и последующее трудоустройство.

          В целом специалисты говорят,  что казахстанская молодежь отчасти  сама является виновницей проблемы  с трудоустройством. Необдуманный  выбор специальности в вузе  и просто нежелание трудиться способствуют повышению уровня "молодежной" безработицы. В то же время опыт показывает, что кадровых компаний и общественных фондов по трудоустройству недостаточно, чтобы свести к минимуму уровень незанятого населения республики.

2.2.  Уровень безработицы на современном этапе

       В Казахстане уровень безработицы во II квартале 2008 года составил 6,6%.

         Во II квартале 2008 года численность  безработного населения (лиц,  в возрасте 15 лет и старше, которые  не имели доходного занятия,  активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 557,2 тыс. человек.

           Как сообщает Агентство Казахстана  по статистике, по сравнению с  аналогичным периодом 2007 года этот  показатель меньше на 44,6 тыс. человек  или на 7,4%. Уровень безработицы сложился в 6,6% (во втором квартале 2007г. - 7,3%). Среди безработных численность мужчин составила 228,7 тыс. человек (41%), женщин - 328,5 тыс. человек (59%), уровень безработицы - соответственно, 5,4% и 7,9%. Из общего числа безработных в городской местности проживает 57%, в сельской - 43%.

           В структуре безработного населения  доля молодых людей в возрасте 15-24 лет составляет 17,5%, а лица  в возрасте 25-29 лет - 22,1%, 30-39 лет  - 24,6%, 40-44 лет - 7,7%. Уровень молодежной  безработицы (15-24 лет) сложился в 7,4%. Высшее образование имели 123,8 тыс. безработных (22,2% от их общего числа), среднее профессиональное (специальное) - 129,3 тыс. (23,2%), начальное профессиональное - 55,3 тыс. человек (9,9%), среднее общее - 212,2 тыс. (38,1%).

           Лица, высвобожденные с предприятий  и организаций в связи с  ликвидацией, сокращением штатов  или окончанием срока трудового  договора составили 116,9 тыс. человек  (21% от всех безработных), уволились  по собственному желанию - 104,6 тыс. человек (18,8%).

          Во II квартале 2008 г. не имели работу  год и более 144,8 тыс. человек  или 27,7% от всех безработных.  Уровень долгосрочной безработицы  составил 2,7% (во II квартале 2007 г. - 3,3%).

          Численность лиц, состоящих на  учете в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в качестве безработных, на конец июня 2008 года составила 62,2 тыс. человек, что на 12,1 тыс. человек (на 16,3%) меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в июне т.г. сложилась в 0,7% (в июне 2007г.  0,9%).

          В экономике республики во  втором квартале 2008 года были  заняты 7,9 млн человек. Относительно II квартала 2007 г. их численность увеличилась на 226,3 тыс. человек или на 3%. Численность наемных работников в указанном периоде составила 5,2 млн человек (65,9% от общего числа занятых), самостоятельно занятых - 2,7 млн человек (34,1%).   

2.3. Программа расширения  доступности достойного труда

     Особое  значение для уменьшения безработицы  имеет расширение доступности  достойного труда. 

     Политика  занятости, как неоднократно отмечал  Глава государства, остается самым  действенным средством преодоления  бедности и повышения благосостояния.

     В рамках  реализации Программы занятости   населения Республики Казахстан   на 2005-2007 годы для содействия продуктивной  занятости использовались активный  поиск и подбор свободных рабочих  мест, обучение, переподготовка и  повышение квалификации безработных и иных представителей целевых групп населения; организация общественных работ; создание социальных рабочих мест, проведение ярмарок-вакансий, организация молодежной практики и др.

     Ежегодно  в стране создавалось более  двухсот  тысяч рабочих мест, более половины из которых - в сельской местности. Из пятисот тысяч граждан, обратившихся в 2005-2007 гг. в органы занятости в поисках работы трудоустроено 87 %; на профессиональное обучение и переподготовку направлены 55,5 тыс. безработных. В целях социальной защиты безработных внедрено обязательное социальное страхование и предоставляется адресная социальная помощь.

     В результате  предпринятых мер на фоне устойчивого  экономического роста  численность  занятого населения в 2007 году  увеличилась до 7,6 млн. человек (с 7,4 млн. в 2006 г.), а уровень безработицы снизился с 7,8% до 7,3%.

     Характерным  трендом современного рынка труда  является  увеличение ввоза иностранной  рабочей силы. В 2007 г. на казахстанских  предприятиях и в организациях  использовался труд 58,8 тыс. иностранных специалистов, что более чем в 2 раза превышает их численность в 2005 году. В целях защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан РК Правительство РК устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, проводит политику замены иностранных специалистов местными кадрами.

     Вместе  с тем, ситуация на казахстанском   рынке труда не лишена проблем,  важнейшими из которых на формальном рынке труда являются: низкое качество рабочей силы и наличие неэффективной занятости  (высокий удельный вес занятых в трудоемких отраслях экономики). Значительным остается число самостоятельно занятого населения (в т.ч 1,3 млн. чел., занятых на личном подворье), сохраняется теневая занятость.

     Сохраняется  безработица, особенно высок уровень   молодежной и женской безработицы.

     На  перспективу (2012 по 2020 гг.) прогнозируется  дефицит рабочей силы, связанный  с неблагоприятной демографической  ситуацией 90-х годов XX столетия.

     Развитие  ситуации на внутреннем рынке  труда  все больше испытывает  на себе вызовы, связанные с  глобализацией экономики и предстоящим  вступлением Казахстана в ВТО.

     В такой  ситуации управление риском потери (отсутствия) работы явится первым стратегическим направлением деятельности Министерства и местных уполномоченных органов.

     В регулировании  трудовых отношений  следует  отметить:

     - принятие  Трудового кодекса РК;

     - внедрение  международных стандартов безопасности и охраны труда.

     - работу  по развитию социального партнерства  и повышению корпоративной социальной  ответственности;

     - контроль  за соблюдением трудового   законодательства;

     - внедрение  страхования ответственности работодателя  за вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;

     - совершенствование  оплаты труда  гражданских  служащих.

     Анализ  основных тенденций развития  трудовых отношений и результатов  работы Государственной инспекции труда и иных подразделений Министерства, занимающихся вопросами трудовых отношений, свидетельствует о таких позитивных тенденциях, как внедрение международных стандартов охраны и безопасности труда, снижение производственного травматизма; расширение сферы и повышение роли социального партнерства; рост оплаты труда. Так среднемесячная заработная плата по стране увеличилась с 40 775 тенге в 2006 году до 53 238 тенге – в 2007 году. При этом уровень заработной платы работников бюджетной сферы в истекшем году был увеличен на 30%.

     Вместе  с тем в определении стратегии  дальнейшего развития трудовой  сферы необходимо принять во  внимание следующие проблемы:

     1. Недостаточное  развитие коллективно-договорных  отношений. Коллективными договорами  охвачены сегодня немногим более  16% всех предприятий и организаций.

     2. Сохранение  относительно высокого  уровня  производственного травматизма.

Информация о работе Безработица в РК. Современный этап