Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:22, реферат

Описание

Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России.

Содержание

Виды и формы безработицы

Расчет численности безработных

Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия

Методы борьбы с безработицей

Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы

Анализ динамики и структуры безработицы в России

Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 62.72 Кб (Скачать документ)
div align="left">
Таблица 2
Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом  исчислении, млн. чел.)
Наименование  отрасли 1995

год

1996

год

1997

год

1996 год

в % к

1995

1997 год

в % к

1996

1 2 3 4 5 6
Численность занятых в

экономике

 
67,1
 
66,5
 
65,9
 
99,1
 
99,1
в том  числе:

в отраслях материального производства,

 
45,6
 
45,1
 
44,4
 
98,9
 
98,4
из  них в:

промышленности

 
17,2
 
17,1
 
16,8
 
99,4
 
98,2
сельском  и лесном хозяйстве  
10,6
 
10,8
 
10,9
 
101,9
 
100,9
строительстве 6,5 6,2 6,0 95,4 98,4
торговле, общественном

питании, материально-

техническом снабжении и сбыте, заготовках

 
6,5
 
6,2
 
6,2
 
95,4
 
98,4
прочих  видах деятельности в сфере материального производства  
1,5
 
1,5
 
1,5
 
100,0
 
100,0
в отраслях непроизводственной сферы,  
21,5
 
21,4
 
21,5
 
99,5
 
100,5
из  них в:

жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании

 
3,3
 
3,2
 
3,3
 
97,0
 
100,5
транспорте и связи

(обслуживание  населения)

 
1.7
 
1,6
 
1,5
 
94,1
 
93,7
здравоохранении, физической культуре и

социальном обеспечении

 
4,5
 
4,4
 
4,4
 
97,8
 
100,0
образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании  
9,3
 
9,4
 
9,5
 
101,1
 
101,1
прочих  видах деятельности в непроизводственной сфере  
2,9
 
2,8
 
2,8
 
96,6
 
100,0
 

В различных  хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. чел. находились в отпусках по инициативе администрации без  сохранения или с частичным сохранением  заработной платы.

Продолжалось  сокращение потребности организаций  в работниках. По сравнению с 1995 г. число вакантных рабочих мест сократилось почти на 30%. На крупных и средних предприятиях в 1996 г. было ликвидировано в 3 раза больше рабочих мест, чем введено дополнительных. Общий прием на работу в течение 1996 г. был меньше выбытия на 2,4 млн. чел., что почти в 2 раза превышает показатель 1995 г. Основная часть граждан - 67% увольнялась по собственному желанию.

Подавляющее большинство  промышленно развитых стран с  социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику , направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Подразумевается, что государство создает условия  и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда  выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения, государство  проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

•развитие людских  ресурсов для труда;

•обеспечение  равных возможностей всем гражданам  Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

•поддержку  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

•обеспечение  социальной защиты в области занятости  населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

•предупреждение массовой и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

•поощрение  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

•сочетание  самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;

•координацию  деятельности в области занятости  населения с деятельностью по другим направлениям экономической  и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

•координацию  деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

•обеспечение  занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

•международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью  граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными задачами государственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являются следующие три направления:

•формирование благоприятных условий для занятости  населения и обеспечения организаций  работниками через экономическую  стабилизацию;

•повышение  качества и конкурентоспособности  работников;

•развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

Трудовая активность населения и предложение труда  в 1996-1997 годах будут характеризоваться  показателями, приведенными в табл.3.

Таблица 3
(в  среднем за год, млн. чел.)
  1996 год 1997 год
Экономически  активное население 72,3 71,8
в том  числе: занятое население или  удовлетворенный спрос 66,5 65,9
безработные или неудовлетворенный спрос 5,8 5,9
Экономически  неактивное население 8,0 8,2
 

Механизм государственного регулирования занятости населения  осуществляется через органы исполнительной власти путем составления и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

Показатели численности  безработных и уровня безработицы  в России за последние годы характеризуются  данными, приведенными в табл. 4.

Таблица 4
Динамика  численности безработных  и уровня официально зарегистрированной безработицы в  России
На  конец периода, годы Численность безработных, тыс. чел. Уровень безработицы, %
1991 61,4 0.08
1992 577.7 0,76
1993 835,5 1,11
1994 1635,7 2,21
1995 2326,9 3,15
1996 2506,0 3,4
янв. 1997 2515,5 3,4
 

Как следует  из табл. 4, скачок численности официально зарегистрированных безработных произошел в 1992 г. Затем в течение четырех лет количество зарегистрированных безработных увеличилось еще в 4,4 раза и достигло к концу января 1997 г. - 2,5 млн. чел.

Показатели безработицы  по причинам увольнений на основании  данных о лицах, обратившихся в государственную  службу занятости в 1996 г., имеют следующий  вид (в % к общей численности безработных):

уволенные в  связи с ликвидацией предприятий  или сокращением численности  персонала (штата) составляют - 19,0%, уволенные  по собственному желанию - 50,0%, уволенные  за нарушение трудовой дисциплины - 1,0%, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва - 19,0%, ищущие работу впервые - 11,0%. За январь 1997 г. численность безработных возросла на 9,5 тыс. чел., тогда как численность лиц, которым назначено пособие по безработице. сократилась по России за январь почти на 4 тыс. чел. Численность ищущих работу увеличилась в январе 1997 г. быстрее, чем численность безработных; при этом в 28 субъектах Российской Федерации сократилось число ищущих работу, а в 38 субъектах - число безработных.

При сохранении того же общероссийского уровня регистрируемой безработицы в 3,4% максимальный уровень безработицы в 10,7% сохраняется в Ивановской области , в Республике Ингушетия - 8,9% и в Республике Калмыкия - 9,1% . Из 16 регионов, отнесенных в 1992 г. к территориям с критической ситуацией на рынке труда, уровень безработицы снизился в 14-ти и только в двух повысился: в Архангельской области - на 0,3% и в Республике Дагестан - на 1,3%. Характеристика масштабов безработицы в регионах России показана в табл. 5.

Таблица 5
Численность безработных и  уровень регистрируемой безработицы в  январе 1997 г.
  Зарегистрировано  безработных, тыс. чел. Доля безработных, которым назначено пособие, % Уровень безработицы, %
Российская  Федерация 2515,5 89,9 3,4
в том  числе районы: Северный 172,5 86,0 5,8
Северо-Западный 139,1 91,6 5,8
Центральный 477,9 92,1 3,1
Волго-Вятский 209.9 88,3 5,0
Центрально-Черноземный 92,6 95,7 2,5
Поволжский 273,0 92.0 3,2
Северо-Кавказский 234,9 81,9 2,9
Уральский 336,5 90.3 3.4
Западно-Сибирский 215.8 90,9 2,8
Восточно-Сибирский 172,8 89,1 4,1
Дальневосточный 148,3 91,9 3,8

Информация о работе Безработица в России