Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:31, курсовая работа
Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов его расходов, избыточностью или дефицитом личного кошелька.
Бюджеты и бюджетное регулирование
Бюджетная система и бюджетное устройство
Для любого человека
понятие «бюджет» ассоциируется
с его финансовым состоянием, накоплением
денежных средств, соответствием денежных
доходов его расходов, избыточностью
или дефицитом личного
Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, использования бюджетов в них обладают принципиальными различиями.
Так в централизованной экономике бюджет полностью подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько - нибудь важного самостоятельного значения. В странах с рыночной экономикой процессу составления, утверждения и исполнения государственного бюджета отводится огромное внимание.
Чтобы выяснить к какому типу государства относится Кыргызстан, и как у нас обстоят дела в бюджетной сфере, прежде всего, необходимо изучить бюджетное устройство нашей республики.
Понятию бюджетного устройства в силу его значимости в настоящее время уделено соответствующее внимание. Под бюджетным устройством понимают организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Как видно из определения, бюджетное устройство включает в себя два составляющих элемента:
Бюджетную систему;
Принципы построения бюджетной системы.
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней, т.е. в унитарных государствах местные бюджеты не входят в центральный бюджет, в федеративных государствах не включаются в бюджеты членов федераций, доходы и расходы которых не входят в центральный бюджет.
Согласно Ст.1 Конституции КР, Кыргызстан является унитарным государством, и ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов:
республиканский (центральный) бюджет;
местные бюджеты
40 районов; 27
2 городов республиканского значения;
11 городов областного значения;
12 городов районного значения;
472 айыл окмоту.
Каждый бюджет, формируемый в Кыргызской Республике, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно республиканское и местное значение.
Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Кыргызской Республики являются принципы построения бюджетной системы, к которым относятся принципы единства, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов, гласность.
1) Принцип единства бюджетной системы КР обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, формами бюджетной документации, едиными бюджетными классификациями, а также согласованными принципами бюджетного процесса в КР (Ст.14 Закона «Об основных принципах бюджетного права в КР»).
2) Разграничение
доходов и расходов между
3) Принцип самостоятельности бюджетов, обеспечивается наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня и правом определять направления их использования и расходования в соответствии с законодательством КР (Ст. 1 Закона «Об основных принципах бюджетного права в КР»).
4) Принцип полноты
бюджетной системы
5) Принцип гласности
в бюджетной деятельности
Государственный (консолидированный) бюджет КР представляет собой совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов КР. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты. Государственный (консолидированный) бюджет не утверждается законодательным органом власти.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. Обычно под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, основанную на четких, закрепленных законодательством нормах. Таким образом, изначально термин «бюджетный федерализм» употреблялся в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризуют главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.
Идеальная система
бюджетного федерализма предполагает,
что объем доходных полномочий полностью
адекватен объему расходных полномочий,
28
закрепленному за конкретным уровнем государственной власти. Однако идеал достижим лишь теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации полномочий всегда существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня государственной власти.
ТЕМА 4. Доходы и расходы республиканского и местных бюджетов
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства, которые помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора. Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставлении государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды. Доходы государственного бюджета состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов.
В свою очередь
текущие доходы образуются за счет
налогов и неналоговых
Налоги представляют собой обязательные, безвоздмездные и невозвратные платежи субъектов хозяйствования населения органам государственного управления.
Неналоговые поступления
включают доходы от государственной
собственности и
Доходы от операций с капиталом включают поступления от продажи капитальных активов доходы от операций с золото-валютными резервами страны.
К полученным официальным
трансфертам относятся все
Наиболее существенным источником средств являются налоги, с помощью которых мобилизуются средства налогоплательщиков. Их доля в государственном бюджете КР составляет порядка 70 % всех доходов. Налоговая система любого государства не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае должна способствовать ей.
Согласно Большому экономическому словарю налоговая система – система состоящая из следующих элементов: налоговых органов, налогового законодательства и практики его применения, совокупности налогов, сборов, пошлин взимаемых в установленном порядке.
Первая налоговая реформа ориентированная на рынок была проведена и введена в действие с начала 1992 года. Построена она была на основе двух главных принципов:
Во-первых, необходимо было с учетом предстоящего объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы;
Во-вторых, обеспечить
применение зарубежных схем и моделей
налогообложения, приемлемых для изменившейся
политической и экономической обстановки.
Построенная на
таких основаниях налоговая система
КР включала 16 основных налогов, отчислений
и сборов, распределяемых между республиканским
и местным 29
бюджетами. С 1 июля 1996 года с принятием Налогового кодекса КР число налогов сократилось до 12.
В настоящее время налоги, рассматриваются, чуть ли не как главная причина продолжающегося спада производства и усиления финансового кризиса. Используя в качестве косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации.
В зависимости от объекта обложения налоги делятся на прямые и косвенные, от органа, осуществляющего взимание и распоряжение налогом, - на республиканские и местные, а от порядка использования - на общие и целевые.
Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход и имущество. В КР основными прямыми налогами поступающими в бюджет являются – подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с юридических лиц.
Косвенные налоги - это налоги на товары, работы и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы от потребностей, которые перечисляет государству, т.е. является косвенным налогоплательщиком. В налоговой системе КР основными косвенными налогами формирующие доходы государства являются – НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.
В КР действуют общегосударственные налоги, которые устанавливаются и действуют на всей территории страны. Общегосударственные налоги – это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории КР.
Основными общегосударственными налогами относятся, следующие:
1. Подоходный налог с физических лиц;
2. Налог на прибыль с юридических лиц;
3. Налог на добавленную стоимость;
4. Акциз;
5. Налог с продаж;
6. Налог на недра.
Также, на территории КР действуют местные налоги и сборы, которые вводятся решениями районных и городских органов местного самоуправления – местных Кенешей.
Местные налоги – часть системы налогов, взимаемых с юридических и физических лиц в доход местного бюджета.
Местные сборы – платежи с граждан, предприятий и организаций для частичного возмещения расходов, связанных с предоставлением им услуг или предоставлением им права осуществлять определенную деятельность, установленные местными органами власти, носящие разовый характер.
Общий перечень местных налогов и сборов нашли отражение в 8 разделе Налогового кодекса КР, значит, перечень местных налогов и сборов устанавливают центральные органы власти, а порядок исчисления и уплаты определяют органы местного самоуправления.
К законодательно
закрепленному перечню местных
налогов и сборов относятся: земельный
налог и налог на имущество. 30
Управление государственными
расходами традиционно
Транспарентность, или открытость, является характерной чертой надлежащего управления. Она связана с доступностью для общественности информации об операциях государства и гласностью процессов принятия решений.
Прежде чем принять решение об осуществлении определенных государственных расходов необходимо подробно изучить программы и их компоненты. Этапы их изучения можно изложить в виде следующих общих принципов:
все расходы должны быть определены как комплексные программы;
каждая комплексная программа должна основываться на смете расходов;