Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:04, реферат

Описание

Данная тема очень актуальна в современное время, поскольку Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка.

Содержание

Глава 14
1.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции4
1.2 Этапы ценообразования6
1.3 Рыночное равновесие8
1.4 Равновесие в краткосрочном периоде9
1.5 Равновесие в долгосрочном периоде10
Глава 212
2.1 Роль кост-менеджмента в формировании цены12
2.2 Совершенно конкурентный рынок. Решение задач14
Заключение16
Список использованной литературы17

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат по экономике)))).docx

— 148.67 Кб (Скачать документ)

 

В ходе долгосрочного периода  фирмы могут приспособиться к  различным переменам на рынке. Для  долгосрочного периода на совершенном  конкурентном рынке характерны следующие  условия:

1. Функционирующие фирмы  наиболее эффективно используют  имеющееся капитальное оборудование. Это означает, что каждая фирма  отрасли во всех краткосрочных  периодах, которые в сумме и  образуют долгосрочный период, максимизирует  прибыль, производя такой объем  продукции, когда МС = Р.

2. Не существует побудительных  причин для фирм иных отраслей  входить в данную отрасль. Иными  словами, все фирмы отрасли  имеют объем производства, соответствующий  минимуму средних суммарных издержек  в каждом краткосрочном периоде,  и получают нулевую прибыль,  т.е. SATC = P.

3. Фирмы отрасли не  имеют возможности снижать суммарные  издержки на единицу продукции  и получать прибыль за счет  расширения масштабов производства. Это равносильно условию, при  котором каждая фирма отрасли  производит объем продукции q*, соответствующий минимуму средних  суммарных издержек в долгосрочном  периоде, где кривая LATC имеет минимум.

Важно отметить, что, поскольку  в условиях совершенной конкуренции  фирмы могут свободно входить  и выходить из отрасли, при равновесии в долгосрочном периоде каждая фирма  будет иметь нулевую экономическую  прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 РОЛЬ КОСТ-МЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМИРОВНИИ ЦЕНЫ.  
Особенности ценообразования и анализа конъюнктуры при планировании себестоимости разрабатываемого продукта  
Одним из несомненных факторов поддержания конкурентоспособности продукции является организация эффективного процесса управления затратами, или кост-менеджмента (далее -КМ). Основная цель КМ - создание на предприятии особых механизмов, обеспечивающих постоянное снижение себестоимости продукции в целях сохранения ее конкурентоспособности. Действие такого рода механизмов начинается в момент разработки продукта, продолжается в процессе производства и реализации и заканчивается только тогда, когда продукт снят с производства по той или иной причине.  
Можно выделить целый ряд приемов КМ, таких, как стоимостно-функциональный инжиниринг; система интер-организационного взаимодействия между предприятиями, непосредственно влияющими на производство конкретного продукта и метод таргет костинг (target costing)(далее ТК).  
Метод ТК, получивший широкое распространение на предприятиях Японии и завоевывающий популярность в США и Западной Европе, имеет две первостепенные задачи, первая из которых заключается в определении "целевой" себестоимости (от сл. target -цель), по которой продукт должен быть произведен, обеспечив получение "целевой" прибыли в соответствии с его "целевой" ценой. Целевая прибыль представляет собой величину прибыли, необходимой предприятию для его развития. Целевая цена, в свою очередь, эта цена, по которой планируемый продукт будет продаваться на рынке. Процесс установления целевой цены продукта предусматривает использование трехуровневого анализа "качество продукта - набор функциональных характеристик продукта (далее - НФХП) - цена продукта", где цена предполагается или "задается", как рынком в целом, так и непосредственными потребителями в частности. Таким образом, целевая себестоимость может быть рассчитана после установления продажной целевой цены и определения прибыли по конкретному продукту.  
Второй целью ТК является установление уровня цен на сырье, материалы и комплектующие, поставляемые контрагентами предприятия, и обеспечение того, чтобы контрагенты нашли пути и способы доставки предприятию необходимых сырья, материалов и комплектующих по установленным целевым покупным ценам.  
Стоит отметить, что предприятия разных стран используют метод ТК, прежде всего для того, чтобы быть уверенными в том, что "новые" продукты найдут своего потребителя и принесут определенную прибыль. Таким образом, можно сделать вывод, что ТК - это комплексный подход к установлению предполагаемых затрат на продукт с точно определенными НФХП и качеством, достаточными для того, чтобы предприятие достигло желаемого уровня рентабельности при ожидаемой продажной цене продукта. ТК анализирует функциональную интерактивность между ценой продукта, его качеством и НФХП.  
Целевая цена нового продукта устанавливается путем анализа рыночной конъюнктуры и закономерностями процесса планирования продукта. Целевая прибыль устанавливается путем комбинированного анализа "прибыльных ожиданий", результатов прошлых периодов, конкурентных отношений, а также путем компьютерного моделирования. "Смоделированные" целевые прибыль и продажная цена принимаются за основу при установлении целевых цен на покупаемые у контрагентов сырье, материалы и комплектующие. Целевые цены не могут быть установлены простым административным путем. Они определяются под воздействием "рыночных" факторов, а именно: преимущественные характеристики продуктов предприятия с продуктами конкурентов, динамика и сравнительная характеристика цен на данный вид продуктов компании и её конкурентов.  
Основными отличительными факторами систем ТК на различных предприятиях являются: тип производимого продукта, тип обслуживаемого потребителя и степень взаимозависимости между предприятием и его контрагентами.  
Фактор "тип производимого продукта" играет значительную роль в связи с усложнением структуры затрат и интенсификацией периода разработки продукта.  
Фактор "тип обслуживаемого потребителя" играет значительную роль, поскольку именно конечный потребитель определяет важность и необходимость каждой качественной характеристики интерактивной системы "цена - качество - НФХП". Если потребитель - население, а продукт - объект изменения вкусов и предпочтений, политика по поддержанию определенной направленности этих вкусов становится важной, а воздействие данного фактора на себестоимость значительной. Анализ поведения потребителей в данном случае становится необходимым. Если основные потребители - предприятия и организации, то возрастает значение таких факторов, как НФХП, прочность, износостойкость. Системы ТК в таких случаях большее внимание уделяют снижению затрат, чем анализу потребителей.  
Степень влияния на поставщиков и подрядчиков - очередной важный фактор, воздействующий на систему ТК, за счет действия такой составляющей как покупная цена единицы сырья, материалов или комплектующих. Фиксирование или целевое установление покупных цен возможно только при наличии действенного контроля над контрагентами.  
            Наличие целого ряда барьеров на пути внедрения метода ТК на предприятиях, таких как, финансовая нестабильность, невысокий уровень конкурентных отношений, недостаток высокотехнологичных производств и низкая автоматизация учетной работы на предприятиях, некоторые приемы и инструменты, применяемые системой ТК, являются достаточно интересными и эффективными для поддержания конкурентоспособности товаров, повышения их качества и рентабельности.

2.2 СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

 

В условиях совершенной конкуренции объём производства предприятия столь незначителен по сравнению с общей массой выпускаемой продукции данного рода, что каждый производитель не может влиять на цену. Поэтому при решении задачи максимизации прибыли отдельным предприятием в условиях совершенной конкуренции предполагается, что цена задана.

Решим несколько задач  на данную тематику.

Задача 1. Зависимость общих издержек совершенно конкурентной фирмы от объема выпуска описывается формулой ТС = X/3 + X²/48. Известно, что средняя прибыль при оптимальном объеме выпуска равняется 1/6. Найдите: 
1) оптимальный объем производства и рыночную цену продукции фирмы; 
2) общую прибыль фирмы при оптимальном объеме производства; 
3) эластичность предложения по цене при оптимальном объеме производства. 
Решение: 
1) Условие максимизации прибыли при совершенной конкуренции можно записать так: ТС’ = MC = P 
TC’ = 1/3 + Х*/24 
Также мы знаем, что средняя прибыль равна разности предельных и средних издержек: 
π = МС – AС = 1/3 + Х*/24 – 1/3 – Х*/48 = 1/6 
6Х* = 48 
Х* = 8 
Тогда 
P* = 1/3 + Х*/24 = 1/3 + 1/3 = 2/3 
2) П = Р*·X* – TC = 16/3 – X*/3 – X*²/48 = 8/3 – 64/48 = 4/3 
3) Условие максимизации прибыли – это неявная функция предложения: 
МС = Р = 1/3 + Х/24 
24·Р = 8 + Х 
ХП = 24·Р – 8 
EP(XП) = X’П·P*/X* = 24·2/3·8 = 2 
Ответ: Х* = 8, Р* = 2/3, П* = 4/3, EP(XП) = 2 
 
Задача 2. Предприятие максимизирует прибыль в условиях совершенной конкуренции. Производственная функция фирмы имеет вид: Х = 6L1/3. Расходы на сырье, материалы, энергию и амортизационные отчисления в стоимостном выражении на единицу продукции равны 2. Ставка заработной платы равна 6. Цена реализации единицы продукции равна 14. Найдите функцию предложения и рассчитайте эластичность предложения по цене и разницу между предельными и средними издержками при оптимальном объеме производства. 

 

 

 

Решение: 
Запишем общие издержки: 
TC = a·X + w·L = 2·X + 6·X³/216 = 2·X + X³/36 
По условию максимизации прибыли: 
TC’ = MC = P = 14 
2 + (X)²/12 = P 
Получили неявную функцию предложения. Перепишем: 
ХП = √(12P – 24), Р ≥ 2 
Найдём равновесные значения объёма и цены: 
2 + (X*)²/12 = 14 
(X*)² = 144 
X* = 12 
Запишем эластичность предложения по цене: 
ЕP(XП) = X’П·P*/X* = (1/2)·12·[1/√(12P - 24)]·P*/X* = (6/12)·(14/12) = 7/12 
Прибыль на единицу продукции π = МС – AC = P – TC/X = 14 – 2 – X²/36 = 8 
Ответ: ХП = √(12P – 24), Р ≥ 2; ЕP(XП) = 7/12; π = 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Главное условие  стабильности системы, основанной на товарных отношениях, - отлаженность механизма  ценообразования, который представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и  изменения. При разработке этого  механизма необходимо учитывать  многие факторы, такие, как издержки на производство и реализацию продукцию, конъюнктура рынка, государственное  регулирование. 

Не маловажную роль в процессе ценообразования  играет наличие конкуренции, характер конкуренции и т.п. В определении  цены с учетом ценовой конкуренции  существенное влияние оказывают  конкурентоспособность товара и  ценовая конкуренция на рынке. Причем, чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при противоположных  равных условиях цена товара. Ориентация на сравнительные цены продаваемых  товаров позволяет устанавливать  реальную рыночную цену и удерживать позицию, занимаемую торговым предприятием на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость  в разбивке партии товара, наличие  у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные  расходы, и, конечно же, фактическая  себестоимость товара.

 

В своей работе я  раскрыла теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассмотрены такие вопросы как ценообразование в условиях совершенной конкуренции, этапы ценообразования , рыночное равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах. В практической части приведены примеры формирования цены, а также задачи по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.Алкычев А. Политика цен и действие на экономические процессы. 
-//Экономист, №5,1998 
2. Ганелес О. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и забугорный опыт. -// Экономист№10,2000. 
3. Глазукова И. Регулирование цен в АПК. -// Экономист, №2, 2001. 
4. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии.// Москва, 2001.

5.Донскова С.В., Елагина А.С. Механизм ценообразования - база расчета цен на продукцию пищевых производств. Пищевая индустрия,№ 2,2001.

6.Порошина Н. Новейшие аспекты ценообразования -//Маркетинг,№6,1999. 
7.Есипов В.Е. Цены и ценообразование.-// Санкт – Петербург, 2001. 
8.Пирожкова Н.А. Трудности ценообразования и учет издержек.-//Бух. Учет,№1,1995.

9.Рэйзберг Б.А. Рыночная экономика. – М.: Деловая жизнь,1995.

10.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории.-М.: Экономика – Техлит,1996.

 

 

Ссылки:

  1. www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya
  2. www.diplstud.ru

 


Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной конкуренции