Ценовая дискриминация. Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание

Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Ценовая дискриминация…………………………………………………...4
1. Что понимают под ценовой дискриминацией…………………………….4
2. Общие предпосылки возникновения………………………………………5
3. Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации……...5
4. Типы Ценовой дискриминации……………………………………………6

2. Естественные монополии………………………………………………….8
1. Понятие естественной монополии……..………………………………….8
Государственное регулирование естественных монополий……………..9
1. Необходимость регулирования цен в естественных монополиях………9
2. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России……………………………………………………………………...10
3. Задачи государственного регулирования………………………………..10
4. Задачи дальнейшего развития системы государственного регулирования в России……………………………………………….….12

Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 38.91 Кб (Скачать документ)

  в) Ценовая  дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени) означает установление разных цен для разных категорий  покупателей 
(сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает. При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.
 
 
 
 
 
 
 

II. Естественные монополии.

1.  Понятие естественной монополии

 

       Как известно, наиболее эффективной  организацией экономики, многими  крупными учеными и политиками  признается конкурентный рынок.  Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.

     Классическими примерами естественных монополий  на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также отдельные  подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

     Естественная  монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда  для общества в целом монополистическая  организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между  собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в  ряде отраслей исключительно высокой  отдачи от масштаба производства одним  предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

     Отличительная черта таких отраслей - использование  сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует  больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних  инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым  условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное  снижение удельных издержек на единицу  продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

     В случае рынка электрической и  тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике  высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами. 

     Государственное регулирование естественных монополий. 

  1. Необходимость регулирования цен  в естественных монополиях.
 

     В странах с развитыми рыночными  экономиками современная концепция  регулирования естественных монополий  предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным  в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при  условии, что конкуренция между  аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим  причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

     Переход к рыночной экономике обусловил  необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана  рядом причин.

     Несмотря  на наличие технической эффективности  концентрации производства в руках  одного предприятия, практика рынка  выявляет немало фактов злоупотребления  монопольным положением в форме  завышения издержек или вздувания  прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата  неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне  в силу того, что реальное положение  дел монополиста является, как  правило, тщательно скрываемой информацией.

     Ввиду того, что естественные монополии, как  правило, производят продукцию, необходимую  для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими  ресурсов, неплатежи за продукцию  естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах  экономики государства. Распространение  неплатежей - результат ценовой дискриминации  естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

     Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию  естественных монополий может служить  мощным инструментом экономической  политики государства, позволяющим  регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику  через систему регулируемых цен  является эффективным дополнением  к фискальной макроэкономической политике.

  1. Воздействие естественных монополий  на реформируемую  экономику России

     Россия  не избежала негативного воздействия  отраслей естественных монополий в  условиях рынка.

     С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и  услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно  снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно  капиталоемкими, значительная часть  их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени  субъекты естественных монополий финансировали  инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые  за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

     Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения  и бюджетных организаций субсидировались  за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном  транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

     Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи  и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные  сегменты, заработная плата превышала  среднюю по экономическим подсчетам и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

     Учитывая  основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим  фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

     Однако, нельзя однозначно утверждать, что отрасли естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

  1. Задачи  государственного регулирования  цен в естественных монополиях

     Как итог данного раздела можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:

  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий отраслей-естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
  • использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.
  • управление развитием экономики в регионах.

Развитие  системы государственного регулирования  естественных монополий в России

     Проблема  необходимости государственного регулирования  естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен  на производимую ими продукцию уже  оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять  большее внимание проблемам регулирования  естественных монополий не столько  в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

     По  Закону "О естественных монополиях", сфера регулирования включает транспортировку  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и  аэропортов, услуги общедоступной и  почтовой связи.

     Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение  потребителей для обязательного  обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования  также вменяется в обязанность  контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в  аренду имущества.

     Зарубежные  опыт регулирования показывает, что  главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

     Уже сейчас видно, что процесс формирования органов регулирования будет  не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать соответствующие  полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так  как заработная плата государственных  служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые  могли бы выполнять подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности  в организациях, которые должны подвергаться регулированию.

     Поэтому на сегодняшний день наиболее остро  стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей  принимать обоснованные решения.

  1. Задачи  дальнейшего развития системы государственного регулирования деятельности естественных монополий в России
 

     Прежде  чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что только часть видов  хозяйственной деятельности осуществляемых в таких отраслях, как газовая  промышленность, электроэнергетика, железнодорожный  транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать  в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость  проведения адекватных структурных  изменений.

Информация о работе Ценовая дискриминация. Естественные монополии