Институциональные преобразования,
выражаются, прежде всего, в разработке
законов, регулирующих деятельность
экономических агентов в условиях
рыночного хозяйства. Рыночное
законодательство должно регулировать,
по крайней мере, следующие области:
а) права собственности;
б) договоры между
экономическими агентами, включая их
выполнение;
в) порядок начала
и окончания хозяйственной деятельности
(процедуры открытия фирм или
регистрации юридических лиц,
слияния, поглощения и банкротство
предприятий);
г) поддержание конкурентной
среды.
В переходный период
рыночные институты могут возникать
самостоятельно, без видимого участия
государства, в ответ на потребности
экономических агентов (например,
создание нескольких сотен товарных
бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие
стихийной либерализации хозяйственных
связей между предприятиями). При
этом, однако, могут возникнуть социально
нецелесообразные институты (вроде
«уполномоченных банков», получавших
- в нарушение принципов конкуренции
- особые выгоды от ведения
операций с государственными
финансами). Поэтому государство
должно играть активную роль
в формировании рыночных институтов,
в том числе путем отбора
социально полезных.
Поскольку речь не
идёт о чистой рыночной экономике,
которая является недостижимой (моделью
экономической системы), то степень
вмешательства государства хотя
и снизится, в дальнейшем, но не
исчезнет.
Здесь целесообразно
сказать о негативных последствиях
перехода всех функций государства
в руки частных лиц и негосударственных
юридических организаций. В случае
отсутствия госрегулирования экономическая
система столкнется с трудноразрешимыми
и неразрешимыми проблемами: монополизация
топливно-энергетического комплекса и
как следствие взлёт цен на его услуги
до недосягаемого для некоторой доли населения
уровня, что само собой уже представляет
катастрофическую ситуацию; отсутствие
социальной защиты и каких либо гарантий
на «завтрашний день»; отсутствие поддержки
развития медицины, либо частичная недоступность
её услуг ввиду их дороговизны; неразвитый
военный комплекс; элитарность сектора
образования; сильная дифференциация
доходов, расслоение общества и пр.
В переходный период
в экономике России возникли
основные институты рынка: частная
собственность, свобода установления
хозяйственных связей, конкуренция.
Право собственности
закрепляет материальную основу
любого общества - экономические
отношения собственности. Поэтому
отношения собственности и право
собственности - взаимосвязанные
категории. Собственность есть
отношение определенных лиц к
материальным благам как к
своим, как к принадлежащим
им. Соответственно все другие
лица относятся к этим благам
как к чужим, им не принадлежащим. Принадлежность
материальных благ конкретным объектам
составляет сущность складывающихся по
их поводу между людьми отношений собственности.
Таким образом, в
условиях рыночной экономики,
частная собственность является
показателем достатка и обеспеченности
граждан. К тому же если учесть,
что обесценивание собственности,
не является характерным событием,
а точнее наоборот, то логично
предположить, что вложения в
этом направлении наиболее выгодны
в первую очередь физическим лицам.
Соответственно, укрепление
института частной собственности
является не только условием,
но и следствием становления
рыночной экономики, показателем
её благополучия.
4. Государственная
собственность
Государственная собственность
– это закрепление права контроля
объектов за государством. В любой
стране существует большой массив
объектов, которые непосредственно
контролируется государством. Существуют
государственные предприятия и
учреждения, значительная часть
земли находится в государственной
собственности, государство контролирует
минеральные и водные ресурсы, дороги,
трубопроводы, системы связи и многое
другое. Контроль за этими объектами, должен
обеспечивать реализацию интересов всего
общества, производство ряда “общественных”
товаров и услуг, реализацию макроэкономической
стабилизационной политики и т.д. Вместе
с тем, как показывает опыт, управление
объектами государственной собственности,
выявление и реализация общественных
предпочтений оказывается на практике
довольно сложным делом.
Любое государство
имеет определенную форму административно-территориального
устройства. В каждом административном
регионе должны быть свои органы
государственного управления. Для
эффективного выполнения своих
функций они должны обладать
правом собственности на ряд объектов.
Совсем недавно, когда
экономика страны носила административно-командный
характер, понятие сущности государственной
собственности было иное, нежели чем сейчас.
Так, в теории марксизма
ликвидация частной собственности
на средства производства рассматривается
в качестве главного содержания
социалистической революции. В
соответствии с этой теорией
в России вслед за завоеванием
власти в октябре 1917 года была
ликвидирована частная собственность
в промышленности, на транспорте,
в строительстве, в торговле. Коллективизация
в деревне заменила индивидуальную
собственность крестьян кооперативно-колхозной
(фактически полугосударственной).
В результате утвердилось полное
господство социалистической, или
общественной (т.е. государственной
и полугосударственной), собственности.
В дальнейшем в СССР
продолжался процесс наращивания
общественных средств производства,
за счет накоплений. В результате социальная
структура собственности на средства
производства к началу 90-х гг. приняла
следующий вид: государственная 88,6%, колхозная
8,7%, кооперативов по производству товаров
и услуг (включая жилищно-строительные)
1,5%, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры
по существу выражают высокий государственный
монополизм на средства производства.
Установление господства
государственной собственности,
отождествлявшейся с общенародным
достоянием, имело свои достоинства.
Оно обеспечивало единое централизованное
управление экономикой, огромную
концентрацию ресурсов и их
использование для решения крупнейших
хозяйственных задач.
На развитии государственной
собственности базировался процесс
расширенного воспроизводства. Централизация
собственности являлась основой
относительного равенства в распределении
материальных и духовных благ между
членами общества.
Вместе с тем опыт
СССР и других социалистических
стран показал, что глобализация
государственной собственности
имеет и крупные минусы, которые
со временем становятся нетерпимыми.
Государственные предприятия
экономически не были заинтересованы
в использовании новых достижений
науки и техники. Эти достижения
отторгались, так как существовавшая
монополия государственной собственности
делала более выгодным выпуск
традиционной продукции по устоявшейся
технологии. Отсутствие конкуренции
лишило предприятия экономических
стимулов к повышению качества
продукции и снижению издержек
производства. Внутренние источники
развития были заменены внешними
побудительными мотивами, основанными
на силе административной власти.
В результате эффективность
народного хозяйства, основанного
на государственной собственности,
оказалась невысокой, по многим
показателям она уступает эффективности
рыночной экономики. Замедлялись
темпы роста производительности
труда, из года в год снижалась фондоотдача,
росла материалоемкость продукции.
Однако можно выделить
и положительные моменты в
преобладании государственной собственности.
Так, концентрация значительной
части фонда накопления в руках
государства позволила планомерно
перестраивать экономику, создавая
новые отрасли, крупнейшие предприятия,
в короткие сроки произвести
техническое перевооружение народного
хозяйства.
Государственная собственность
всегда выступает одним из
факторов ускорения развития
экономики. Безусловно, нельзя отрицать
и значительное влияние данной
формы собственности для общего
развития экономики страны. Без
надлежащей государственной помощи
в снабжении предприятий современными
средствами производства, без организации
производства таких средств производства,
развитие частной инициативы и предприимчивости
невозможно.
4.1 Сущность государственной
собственности
Так какова же должна быть сущность
государственной собственности, страны
в которой стремятся построить рыночную
экономику?
Для определения сущности
государственной собственности
достаточно определить функции
вмешательства государства, а
также его монопольные отрасли
ведения: войны и национальная оборона,
рост народонаселения и урбанизация, проблемы
окружающей среды и социальная защита
населения и др.
При определении сущности
государственной собственности
необходимо учитывать «потребности»
государства в лице его полномочных
органов для осуществления вышеназванных
функций. Так, например, для обороны
внешних и внутренних границ
государства необходима соответствующая
материальная база, которая и будет
основой для обороны.
Таким образом, сущность
государственной собственности
должна определяться исходя из
вышеназванных обстоятельств, а
остальная часть собственности
должна принять иные формы: индивидуальная,
коллективная.
В экономике западных
стран велико значение государственной
собственности. В нее входят
обычно некоторые крупные промышленные
предприятия, банки, а также
предприятия тех отраслей, которые
обслуживают производство и социально-бытовую
сферу — грузовой транспорт,
энергетика, связь и т.д. Создание
государственных предприятий обусловлено
отчасти желанием ускорить научно-технический
прогресс. Вместе с тем государство
иногда берет на себя перевооружение
слабых звеньев экономики. Такое
же значение государственной
собственности сейчас принимает и Россия.
Государственная собственность
в нашей стране существует на 3-х
уровнях:
1. На уровне всей федерации
— федеральная собственность.
2. На уровне субъектов
федерации (их 89). Каждый из них
имеет свою региональную собственность.
3. Муниципальная собственность
(собственность на уровне отдельного
города, округа, села и т.д., кроме
Санкт-Петербурга и Москвы, которые
выступают как субъекты федерации).
4.2 Государственная
собственность как форма регулирования
производственной деятельности
хозяйственной системы
Государственная собственность
делится на четыре группы: федеральная
(собственность Федерации); федеральная
и субъектов Федерации; субъектов
Федерации (субфедеральная собственность);
муниципальная собственность, находящаяся
в ведении местных органов управления.
Государственная собственность
в корпорациях возникла в результате
акционирования предприятий, и
играет весомую роль. Поэтому
первостепенной задачей становится
определение целей, задач и
принципов управления государственной
собственностью в корпорациях,
создаваемых, прежде всего, в
организационно-правовом статусе
акционерных обществ. Особенность
государственной собственности
состоит в том, что она непосредственно
связана с осуществлением политической
власти с социально-экономическим
развитием страны. По этой причине
не возможно было проводить
разгосударствление собственности
в широких масштабах. Это неизбежно
должно было привести к разрушению
экономической системы в целом,
к спаду производства и резкому
снижению уровня жизни населения.
В России повсеместная
приватизация в широких масштабах
привела к резкому сужению
границ государственного сектора
без соответствующего повышения
доходов госбюджета, что явилось
в 1990-х гг. одной из существенных
причин финансово-экономического
кризиса. Широкомасштабное разгосударствление
вышло за объективно оправданные
пределы и преждевременно лишило
народное хозяйство и властные
органы государства тех преимуществ,
которые присущи государственной
собственности в условиях перехода
к конкурентным условиям хозяйствования.
Рациональное отношение
масштабов государственной федеральной,
государственной собственности
РФ и субъектов Федерации, государственной
субфедеральной, муниципальной, частной
групповой, частной индивидуальной
форм собственности, налаживание
возможностей их совмещения и
преобразования из одной нормы
в другую – важнейшая проблема
в процессе трансформации хозяйственной
системы. Положение осложняется
тем, что границы между этими
базовыми формами собственности
оказываются разными, на стыке
их возникают такие, которые
трудно отнести к одной из
базовых форм, что обусловлено спецификой
субъектов собственности. В рамках некоторых
сформировавшихся в рыночных условиях
форм собственности, например акционерной,
сочетаются индивидуальная и групповая
частная собственность, а при наличии
государственных пакетов акций происходит
совмещение разных форм собственности.