Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:17, реферат
Фактор ограниченности жизненных благ и экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления правил контроля за ними. Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть равнодоступными для распоряжения, применения абсолютно для всех членов общества. Так, частная собственность всегда была актуальной и животрепещущей темой. Во все времена человек хотел иметь то, что принадлежит лишь ему.
Введение………………………………………………………………3-4
1. Понятие собственности в экономической теории………………5-10
1.1 Юридический аспект понятия собственности
1.2 Экономический аспект понятия собственности
2. Частная собственность как основа рыночной экономики……...10-23
2.1 Понятие и экономическое содержание частной собственности
2.2 Условия возникновения и развития частной собственности
2.3 Формы хозяйствования на базе частной собственности
3. Формирование частной собственности в РФ……………………..23-28
Заключение……………………
Актуальность
темы обусловлена тем, что в начале
90-х ХХ в. наша страна начала переход
к рыночной экономике, рыночному
хозяйственному механизму.
Многие экономические проблемы приходиться
решать впервые. Прощаясь с административно-командной
системой в экономике и хозяйстве, создаются
предпосылки для рыночного хозяйства,
становление которого не может произойти
в одночасье. Известно, что зарождение
рыночных отношений началось еще при разложении
первобытнообщинного строя. Но своего
расцвета товарно- денежные отношения
достигли при капитализме. Конечно, нам
не надо повторять все этапы и перипетии,
которыми богата история рынка. Мы можем
воспользоваться опытом других государств.
Но сложность задачи состоит в том, что
до сих пор никто в мире не переводил на
рыночные рельсы столь громадный хозяйственный
комплекс, каким является наша экономика.
Нет исторических аналогов этому процессу.
Но есть гибко реагирующий на требования
времени рыночный механизм современного
западного общества.
Первая
глава работы рассматривает систему
отношений собственности. Во второй
главе сбыла проанализирована специфика
собственности в российской переходной
экономике. В третьей и четвертой главе
была исследована структура собственности,
госсобственности и борьба за ее передел
в России в
1992-2000.
1. Система отношений собственности
Исходным
пунктом для исследования экономического
содержания категории
«собственность» является определение
понятия «присвоение» средств производства
и (или) продукта труда социально определенным
агентом экономического процесса. Первое
описательное определение этой категории
может быть .таково: предмет присвоен данным
лицом, если никто другой не может использовать
его в процессе производства, не вступая
с первым в производственное отношение.
А теперь
рассмотрим отношение собственности
в тот момент, когда предмет
присваивается экономическим
(земли, товара, капитала, рабочей силы)
в собственность одного лица и его отчуждение
от другого.
Соответственно простейшее определение отчуждения есть лишение данного лица возможности использовать некий предмет в производстве, потреблении и т.п., что происходит опять же в результате некоего производственного отношения (например, продажи).
В любом случае отношения собственности (пользование, распоряжение, присвоение, отчуждение) имеют своим экономическим содержанием («начинкой») систему производственных отношений. Ключевое из них — соединение работника со средствами производства — определяет и сущность отношений собственности: кто и как в конечном итоге присваивает общественное богатство, а кто и как от него отчужден.
Поскольку отношения во всяком обществе образуют сложную систему объективных связей, взаимодействий между людьми в процессе их социально- экономической жизни, а эта жизнь не исчерпывается только производственными отношениями, включая и отношения управления, и институты и т.п., постольку и отношения собственности имеют сложную структуру, проявляясь на поверхности как совокупность прав собственности, принадлежащих определенным лицам, способным осуществлять те или иные функции собственника.
Итак,
отношения собственности
Однако отношения собственности имеют не только экономический, но и технико-производственный, юридический и другие аспекты, являясь предметом целого ряда общественных наук.
2. Специфика собственности в российской переходной экономике
Что же
отличает отношения и права
Во-первых,
эти отношения и права носят
переходный характер. Это тавтологическое
утверждение скрывает ряд существенных
следствий.
Переходность отношений собственности
означает, в частности, их чрезвычайную
подвижность, изменчивость — причем эта
динамика принципиально нелинейна.
Во-вторых, права собственности в условиях переходной экономики слабо специфицированы или не специфицированы вообще. Последнее характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций.
В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности в переходной экономике происходит в условиях сохранения значительной инерционности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах.
В-четвертых,
объективная необходимость
Наконец, в-пятых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированность ее прав обусловливают существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и иных волевых факторов в динамике собственности в переходной экономике и типичность разрыва (а не единства) форм и содержания собственности. Последнее, например, характерно для государственной собственности, которая в отечественных условиях, подчас, оказывается частной собственностью группы чиновников.
Можно ли выделить какую-то систему в отношениях собственности в переходной экономике, если они столь специфичны и своеобразны?
Можно, при этом по важному критерию классификации: взяв за основу общецивилизационную тенденцию социализации частной собственности, т.е. развития общественного, ассоциированного распоряжения и присвоения общественного богатства, выделив в качестве двух «полюсов» частную и общественную собственности.
Частная собственность — это отношения собственности, при которых экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции распоряжения и присвоения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица.
Общественная собственность — это такие отношения, при которых различные экономические лица совместно осуществляют распоряжение, присвоение и правомочия собственника.
Что такое «экономическое лицо»? Это и фермер, самостоятельно ведущий хозяйство, и мелкий бизнесмен, организовавший маленькую лавочку, и акционерное общество, и в этом случае вопрос сложнее: отдельный акционер — частный собственник или он совместно с другими акционерами осуществляет распоряжение и присвоение богатства, принадлежащего данной акционерной фирме; еще более сложен вопрос о государстве и т. д.
За
предельную величину возьмем индивидуальную
частную собственность работник
(капиталист). Развитие индустриального
производства и капиталистической экономики
в массовых масштабах приводит к экспансии
акционерной формы собственности, а затем
и корпоративного капитала. И то и другое
уже содержит элементы общественного
распоряжения и присвоения богатства,
т.е. является переходным к общественным
формам собственности. Более
«продвинутыми» по шкале социализации
являются коллективная (кооперативная)
и государственная собственности, если
они конечно, содержательно являются собственностью
работников (граждан), а не бюрократии.
В принципе еще ближе к ассоциированной должна находиться собственность общественных организаций, но так же лишь при условии, что ею распоряжаются и ее присваивают члены этих объединений на равных для всех основаниях и что сами эти объединения носят открытый и добровольный характер.
Всю эту цепочку в ускоренном темпе и нелинейно проходит собственность российской переходной экономики.
3. Структура собственности и борьба за ее передел
в России в 1992-2000 гг.
К исходу
десятилетия имущественные
- с 91% в 1992 г. до 40% в 1999 г. Доля других форм
собственности возросла почти в семь раз
- с 9% до 60%. В государственной, удельный
вес федеральной уменьшился с 66% до 45%,
муниципальной, увеличился с 18% до 39%, субъектов
РФ - сохранился на уровне 15-17%. В общем
объеме негосударственной собственности
смешанная составляет 60%, частная - 36-38%.
Сейчас в накопленном основном капитале
и инвестициях в него на федеральную приходится
соответственно 20,7% и 11%, на региональную
- 7,5% и 11%, на муниципальную — 17,2 и 5%, на
смешанную российскую — 35,3% и 49%, на частную
- 18,2"% и 21%, на смешанную иностранную
—0,8% и 3%.
Процесс
разгосударствления разворачивался в
несколько этапов хотя их границы
размыты, и часто последующий
начинался в недрах предыдущего. В 1986-
1991 гг. частная собственность утверждалась
стихийно, полулегально, снизу.
В 1992-1993 гг. власти максимально раскрыли
шлюзы для массовой приватизации сперва
в ваучерной, а затем в денежной форме
с использованием валюты и инфляционных
рублей обесценившихся за два года в 36
раз. Огромный сброс госсобственности
в частный и смешанный секторы позволил
несколько затормозить разрушительное
действие глубокого системного кризиса,
вызревшего в экономике в советскую эпоху,
особенно после двух нефтяных шоков 70-х
и 80-х гг. Без этого сброса темпы падения
производства, самораспад экономики и
страны были бы еще выше.
B 1993-1995
гг. в отраслях началась
Самые
кардинальные перемены произошли в промышленности.
Доля государственных предприятий сократилась
с 15% в 1993 г. до 3% в 1996 г, муниципальных -
с 4,4% до 1,4%, принадлежащих общественным
организациям - с
0,8% до 0,6%, смешанных российских - с 17,3% до
6%, зато частных увеличилась с 61,3% до 87,1
%, с иноучастием - с 1,2% до 2,2%.
По
удельному весу занятых показатели
государственных производств
По
производственной продукции доля государственных
упала с 43,6 до
9,2%, муниципальных - с 1,3% до 1,2%, общественных
организаций сохранилась на уровне 1,3%. Резко нарастили
выпуск товаров частные предприятия -
с 9,3% до 25,2%, смешанные российские - с 43,7%
до 60,8%, совместные иностранные - с 1,8% до
3,4%.
Производительность труда на государственных предприятиях снизилась по сравнению со среднеотраслевой с 93% до 68%, с инокапиталом 257% до 179%. Но на остальных повысилась на муниципальных – с 59% дo 80%, общественных организаций - с 43% до 50%, на смешанных российских – со 125% до 129%.
Численность занятых на средних по размеру промышленных производствах уменьшилась на государственных с 570 чел. до 440 чел., на частных-—с 42 чел. до 38 чел, с участием иностранцев - со 106 чел. до 83 чел. На других увеличилась - со 159 чел. до 191 чел. на принадлежащих общественным организациям, с 91 чел. до 103 чел. - на муниципальных с 368 чел. до 753 чел. - на смешанных российских.
Борьба за передел собственности в России обуславливалась следующими малоприятными факторами:
. фиктивными банкротствами;
. махинациями с ценными бумагами;
. войной между инсайдерами и аутсайдерами;
. неафишируемыми расчетами и пр.
Во всех случаях
государство рассматривалось
Если верить многим
опросам и обследованиям, предприятия,
которые приватизировались
В специфических
российских условиях концентрация собственности
в руках отдельных акционеров и их групп
может не приводить к повышению прозрачности,
управляемости, рентабельности, правовой
защите инвесторов, к росту котировок
ценных бумаг, улучшению работы АО, снижению
в них внутренних противоречий и конфликтов.
Бывало, что хорошие результаты достигались
благодаря полученному за взятки эксклюзивному
доступу к бюджетным ресурсам, госзаказам,
подрядам, льготному налоговому, таможенному
режиму, административной опеке, двойной-тройной
бухгалтерии, неплатежам
(персоналу, кредиторам, казне), прочим
теневым технологиям, позволяющим без
проблем работать и процветать. Показуха
консервировалась фиктивным контролем
(государственным, корпоративным), что
приводило к полной утрате ответственности,
ориентиров, инвесторов, рынков, а затем
и собственности.
Развитие системного
кризиса в 1997-1999 гг. не изменило этих
тенденций, но в них появились
новые элементы, Значительное обесценение
(из- за девальвации и инфляции) корпоративных
ценных бумаг создало предпосылки
для привлечения уцелевших
Гораздо энергичней, чем прежде, начали
бороться за. Собственность регионы, переподчиняя
себе федеральную и национализируя полностью
или частично корпоративное имущество.
В обществе все громче зазвучали требования
усилить госсектор, вмешательство государства
в экономику. На российском рынке остались
лишь те иностранные собственники, которые
имеют в РФ долгосрочные стратегические
интересы.
Информация о работе Частная собственность, её виды и роль в рыночной экономике