Цивилизации Древнего Востока и особенности их хозяйственной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 02:03, реферат

Описание

Возникновение понятий «Восток» и «Запад» связано с расширением географического кругозора первобытных и древних людей. Во времена «неолитической революции», начавшейся примерно 12–10 тысяч лет назад, усиливается обмен продуктами между земледельцами и скотоводами, что вынуждает наших предков выходить за рамки племенной территории. Благодаря сохранившимся письменным памятникам мы можем представить географический кругозор создателей древнейших на земле цивилизаций: Месопотамии, Египта, Индии, Ирана, Китая, Финикии и Греции.

Работа состоит из  1 файл

РАБОТА_Цивилизации Древнего Востока и особенности их хозяйственной жизни.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Территориальная община включала в себя несколько (иногда до десяти и более) общин низшего порядка, которые мы называем «домами» или «домашними общинами». Они в свою очередь состояли из нескольких десятков членов, возглавлявшихся отцом-патриархом, которому подчинялись все члены «дома».

Важнейшие изменения  происходят в праве собственности. По-прежнему сохраняется верховная  собственность общины на освоенную  землю и угодья. Но с другой стороны, большая семья и, прежде всего, возглавляющий ее отец-патриарх, имеет в своем полном распоряжении дом, скот, орудия труда и другое имущество. Все более укрепляются владельческие права патриарха на надельный участок земли. Однако самое главное, что происходит в эволюции владельческих прав, – это появление обособленной собственности на получаемый в процессе производства продукт (то, на что в первобытном обществе был наложен строжайший запрет). Часть продукта по-прежнему поступает в общественный фонд. Из него формируется страховой запас общины. Но часть остается в «доме», т.е. в полном распоряжении патриарха. А поскольку большие семьи отличались друг от друга, со временем между ними начинает возникать все более заметное имущественное неравенство, а следом и неравенство социальное. Выделяются «старшие» и «младшие» дома, богатая, уважаемая всеми знатная верхушка, и зависящие от нее бедняки. Так возникает институт клиентелы, наряду с распространением патриархального рабства.

В других странах Ближнего Востока, где ирригационное земледелие не играло такой огромной роли как в Нижней Месопотамии и Египте, складывание и эволюция сословно-классового общества и государства проходили по тем же законам, но с определенным временным отрывом и под сильным влиянием первичных цивилизаций [4].

Для Китая и древнего и, можно сказать, современного, характерна клановая структура – мощная и  разветвленная, нередко включающая в себя целые крестьянские общины. В древности в китайской сельской общине проходил тот же процесс, который  мы наблюдали в обществах Ближнего Востока. Здесь также идет процесс индивидуализации семьи, как низовой автономной ячейки в рамках крестьянской общины [1].

 

  1. Экономика и хозяйство Древнего Востока

Человечество, развившее  могучие производительные силы, само загнало себя на грань экологической катастрофы. И в прошлом интенсивная деятельность древних земледельцев часто приводила к истощению жизненных сил земли и даже становилась причиной гибели развитых цивилизаций.

Следствиями появления  производящей экономики стали переход  к оседлому образу жизни, развитие специализированного ремесла (керамика, ткачество, строительство прочных домов и т.д.), к большим успехам в интеллектуальной сфере. В общем, за переходом к новым формам хозяйства последовали кардинальные изменения в образе жизни, социальной структуре, в семейных отношениях, культуре.

Именно в общинах  земледельцев скотоводов создается  значительный устойчивый продукт и  накапливаются материальные и духовные ценности. Раннеземледельческие общества стали исходным пластом первых цивилизаций, хотя лишь отдельные из них самостоятельно прошли этот путь. Основной объем информации по неолитическим  культурам доставляет Ближний Восток. Здесь, по меньшей мере, сложилось четыре значительных центра производящей экономики – Иордано-Палестинский, Мало-Азийский, Северо-Месопотамский и Египетский. В этих районах появляются крупные поселения, что открывает большие возможности для длительной социальной и культурной эволюции.

Экономика в основе своей  натуральна, поскольку каждая деревня  в состоянии обеспечить себя всем необходимым, а на большее у нее все равно не хватит средств. Это не значит, конечно, что никто ничего не продает и не покупает. Это значит лишь, что в обществе обычно очень мало людей, которые сделали бы частную торговлю единственным источником своего существования, жили бы за счет купли-продажи, т.е. очень мало профессиональных торговых посредников - частных купцов. Единственным серьезным исключением здесь могла бы стать внешняя торговля: ресурсы и технологические традиции разных стран были и в самом деле достаточно различны, чтобы обеспечить экономическую «разность потенциалов», необходимую для налаживания постоянной торговли. Однако внешняя торговля - дело очень сложное рискованное, и как правило, она будет осуществляться под патронажем государства (или в основном им самим). Таким образом, условий для формирования крупной чисто частной торговли в большинстве случаев не окажется вновь.

Почему, если современное  государство намерено выкопать канал, оно предпочитает нанимать работников, а древнее государство неизменно прибегало в таких случаях к использованию принудительного (повинностного) труда? Дело в том, что технологически неразвитая экономика не производит почти ничего среднего между продуктами повседневной необходимости (которые произвести может любой неквалифицированный работник), либо предметами роскоши. Какой заработной платой могло бы соблазнить государство наемного работника на тяжелой ирригационной работе? Предметов роскоши на всех попросту не хватит. В итоге остается лишь мобилизовать работников по повинности.

Ирригационное земледелие не было основой экономики древнего Востока в целом. На ирригации  строилось земледелие только в долинах  великих рек, где размещалось  меньшинство древневосточных государств (хотя именно это меньшинство до конца II тыс. и внедрения железа составляло «золотой миллиард» древнего Востока).

Производство древности  так примитивно, что основные трудности  представляет собой не его техническая  сторона, а организация труда  и перераспределение ресурсов и  продуктов - т.е. те сферы жизни общества, которые регулирует государство в меру своей политической власти. Именно в этом причина так называемого «примата политики над экономикой» в древности.

Для любого древнего общества самым болезненным социально-экономическим  вопросом был баланс частной и государственной эксплуатации. Дело в том, что всякая эксплуатация может быть «социально полезна» только в той мере, в какой изъятый с ее помощью продукт вкладывается затем в торговлю, производство, политическое и культурное обеспечение социума - т.е. в сферы жизни, полезные в конечном счете для всего общества. Частное богатство добывалось, как правило, путем успешного использования имущественного неравенства, втягиванием в долговую кабалу и концентрацией земли, т.е. чисто паразитическими формами эксплуатации. Таким образом, для неразвитого промышленно общества древности частная эксплуатация была в больших масштабах всегда вредна, государственная же могла быть весьма полезна (в зависимости, правда, от доли продукта, взыскиваемого государством), а в определенных размерах – всегда необходима [2].

 

4.1 Экономика Древнего Египта

Древнейшее на планете  египетское государство возникло в  конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Территория, на которой создавалась  египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Северной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного периода.

Земля принадлежала фараону, который жаловал их чиновникам, военачальникам, жрецам. Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов, подъемных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью которых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъемом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать большой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун [4].

 

4.2 Экономика Древнего Китая

Самую крайнюю восточную  часть Азии занимает Китай, на территории которого с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация.

Китай - горная страна. Примерно 80% территории - горы и плоскогорья. Природные условия западной и  восточной частей страны отличаются друг от друга. Западный Китай - это  в основном гористая местность с  резко континентальным климатом. Восточный Китай, прорезанный долинами больших рек Хуанхэ и Янцзы, имеет мягкий климат, плодородные аллювиальные почвы и хорошую растительность.

Благоприятные природные  условия Восточного Китая позволили  населению уже с времен неолита  приручить различные породы животных и заниматься скотоводством, а затем и земледелием.

Успешное ведение сельского  хозяйства зависело от дождевых осадков. Неравномерное распределение осадков  нередко приводило к неурожаям  и голоду. Поэтому уже в древние  времена китайцы создавали системы искусственного орошения. Но населению приходилось постоянно вести работы и по защите земель от наводнений. Особенность китайских рек - периодические наводнения: лес, который, несут воды этих рек, оседая на дно, поднимает их уровень, что в сочетании с дождливой погодой становится причиной затопления больших пространств. Естественно, для проведения таких работ родам, а затем племенам приходилось объединять свои усилия. Все это стало причиной раннего создания древнекитайского государства.

Как и в других странах древности, в основе экономики Древнего Китая была сельская община. На фоне постоянной борьбы между вольными общинниками и родовой и племенной верхушкой общинные земли захватывались племенными вождями. С образованием государства, появлением вана (царя), его двора, чиновников, военачальников этот процесс ускорился. Часть общинников, лишившихся своих наделов, попадала в рабство, рабами становились пленные, которые трудились на полях и в домах вана и богатых людей.

В древнекитайском государстве ван был не только верховным светским правителем, но и первосвященником. Более того, он был «сыном неба», т. е. обожествлялся. Все, что было на земле, - принадлежало ему. Земли сельских общин также принадлежали вану. В сельской общине земли делились на участки, один из которых обрабатывался сообща членами общины для общественных нужд. Сначала работы проводились на общественном участке, а затем на семейных. Кроме того, общинники платили налоги.

Ван раздавал земли с  жившими на них общинниками своим  чиновникам, военачальникам. В первую очередь он передавал им земли, захваченные в ходе войн. Главным образом это были земли кочевников, которых китайцы называли презрительным словом, подобным слову «варвар» у греков. Ван дарил своим людям рабов целыми родами, селениями.

Рабов также покупали, обменивали. Например, имеется запись об обмене пяти рабов на лошадь и  моток шелка.

По мере развития древнекитайского государства создавался чиновничий аппарат. Во главе этого аппарата был помощник вана. Ему подчинялись  три чиновника, руководивших тремя главными ведомствами. Первое ведомство осуществляло надзор за хозяйственной жизнью страны, т. е. за сельскохозяйственными работами, торговлей, ценами на рынках и т. д. Второе - руководило войском. Третье - ведало всем земельным фондом и ирригационной системой страны. Позднее появились другие ведомства, руководившие судами, управлявшие царским дворцом и поместьями и, наконец, ведомство, осуществлявшее организацию религиозного культа. В свою очередь, каждое из ведомств имело штаты своих чиновников по всей стране.

Для содержания вана, его  двора, войска и чиновничества средства с населения собирались в виде налогов. Самым важным был налог  на пахотные земли. Он собирался в  виде десятины с урожая. Налог с  гор и озер взимался в размере  четвертой части от полученных здесь доходов. Торговцы платили сборы за место на рынке, при заключении торговых контрактов [4].

 

4.3 Экономика Древней Индии

Среди цивилизаций и  древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская  цивилизация, оказавшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии.

Уже в III тыс. до н. э. коренным населением на севере полуострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро и Хараппа, раскопки в  которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей.

Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки  крытого большого рынка с постоянными  прилавками, найденные гири, большие  складские помещения. Жители имели  свою иероглифическую письменность. Существовали торговые связи с государствами Месопотамии, на территориях которых были найдены печати с древнеиндийскими письменами.

Основным занятием населения  было земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. - сахарный тростник. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов.

В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися  с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках  новых пастбищ захватили сначала  долину Инда, а затем и Ганга. Экономический и уровень ариев был ниже завоеванных ими народов. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельности долгое время было кочевое скотоводство.

Со временем арии стали  заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами [4].

4.4 Месопотамия

«Месопотамия» – значит «Земля между  реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Информация о работе Цивилизации Древнего Востока и особенности их хозяйственной жизни