Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание

Наша страна разделена на экономические районы, каждый из которых имеет свои особенности. В своей работе предлагаю подробнее рассмотреть Дальневосточный экономический район, так как по моему мнению он является одним из самых интересных. По той причине, что занимает огромную площадь, большое количество природных ресурсов – но мало освоенный. Задачей данной работы является подробное рассмотрение места района в экономике России и разделении труда. А так же изучение природных и трудовых ресурсов, уровень развития промышленности, транспорта и проблем данного региона. Целью является анализ взаимосвязей экономических явлений, ресурсов, а так же нахождение методов решения проблем региона.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Регион.экономика Максимова.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

В общероссийском территориальном  разделении труда ДВЭР специализируется на добыче золота, алмазов, олова, свинца, цинка, вольфрама, ртути, плавикового шпата. На долю региона приходится почти 90 % производства сои, половина общероссийского улова рыбы и морепродуктов страны, более 10 % вывоза древесины, около 5 % производства бумаги и картона. Ведущее место в хозяйстве ДВЭР принадлежит промышленности – 97,3 %, на сельское хозяйство приходится 22,2 %. Сельское хозяйство региона решает первостепенной важности внутрирайонные и сырьевые задачи. Удельный вес отраслей специализации промышленности  Дальнего Востока в конце 1990-х гг. в масштабе России составлял: цветная металлургия – 16,1%;  пищевая промышленность – 8,7 %;  лесная,  деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – 8%. Удельный вес топливной промышленности в регионе – менее 3 %, электроэнергетики – 5,7 %, машиностроения и металлообработки – 3 %, химической и нефтехимической промышленности – 1,3 %, черной металлургии – 1,1 %. В регионе сложилась неэффективная отраслевая структура с преобладанием добывающей отрасли промышленности;  в горнорудной,  цветной,  пищевой отраслях и в судостроении используется сильно изношенное оборудование (60 % и более).

Отрасли рыночной специализации.

Ведущее место среди  отраслей рыночной специализации Дальневосточного района приадлежит цветной металлургии. Основные центры цветной металлургии размещаются в Якутии и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова,  ртути,  полиметаллов, вольфрама, мышьяка.

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. Освоены крупные месторождения свинцово-цинковых руд – Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения построен горно-обогатительный комбинат.

Выделяется на Дальнем  Востоке алмазодобывающая промышленность.  Построены три крупных горно-обогатительных комбината в Якутии: «Мир», «Айхал», «Удачная».

К ведущим отраслям рыночной специализации относится рыбная промышленность.  По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов страны. Его удельный вес – около 20 % в объеме производимой продукции региона, а по численности занятых – 25 %. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета,  горбуша),  сельдь, камбала, тунец и др. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы, китобойные флотилии.

Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. Район занимает значительный удельный вес в общероссийской вывозке древесины (10 %), производстве пиломатериалов,  древесноволокнистых плит, бумаги (5 %), целлюлозы (10 %).

Машиностроение имеет  разнообразную структуру, однако ведущими отраслями, т.е. отраслями рыночной специализации, являются судоремонт и  производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск. Здесь работает ряд заводов, выпускающих оборудование для многих отраслей промышленности. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре,  Петропавловске-Камчатском,  Владивостоке,  Находке,  а речное судостроение – в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область).

Отрасли,  дополняющие  территориальный комплекс,  представлены добычей угля,  нефти, природного газа, электроэнергетикой, черной металлургией и др. Черная металлургия пока еще развита недостаточно. Имеются лишь два небольших завода. Легкая промышленность Дальнего Востока представлена:  текстильной,  швейной,  трикотажной, кожевно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах. Производство стройматериалов размещено в Приморье,  Республике Саха,  Хабаровском крае и других городах региона. Химическая и нефтехимическая отрасли в комплексе с нефтеперерабатывающими заводами в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности –  рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим представителем которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная,  в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая, сырьем для которой служит соя, представлена масло и жирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Доля топливной промышленности в структуре промышленности ДВЭР – 14,0 %, электроэнергетики – 27,9 %. Запасы угля в регионе превышают 5 % от общероссийских, добыча – 32… 33млн.  т,  или 12 %  российской.  Это,  прежде всего,  высококачественный южно-якутский коксующийся уголь. Выход к якутским углям обеспечивают Малый БАМ и железная дорога БАМ Тында-Бирканит, по которой уголь вывозится через порт Восточный.

Запасы нефти в ДВЭР – не более 1,5 % от российских – сосредоточены на Сахалине, на континентальном шельфе в Охотском море (по оценкам, в перспективе можно добывать 300 млн. т). В 1996 г. добыча нефти составляла около 2 млн. т (0,6 % от российской), потребность района в собственной добыче не удовлетворяется, поэтому в цистернах по железной дороге нефть доставляется в регион из Ангарска, куда она в свою очередь поступает из Западной Сибири. При этом стоимость ее становится в 10 раз дороже из-за дорогого транспорта.

Запасы природного газа сосредоточены в Якутии и на Сахалине и составляют не более 5 %российских, добыча в 1996 г. – около 3,6 млрд. м3.

Дальний Восток функционирует  в режиме, изолированном от единой РАО ЕЭС (Российское акционерное общество  «Единая энергетическая система»),  энергосистемы  «Дальэнерго»,  и представлен следующими объектами:  электротеплоэнергетическими  (Якутская,  Петропавловск-Камчатская КЭС и ТЭЦ –  наиболее крупные),  гидравлическими электростанциями (Зейская, Колымская и др.), атомными (Билибинская АЭС), геотермальной станцией (Лаужетской на Камчатке). Наиболее развита электроэнергетика в Амурской, Магаданской, Камчатской областях, доля валового производства электроэнергии составляла около 20 % всей промышленной продукции ДВЭР. Завышенные тарифы на транспортировку топлива и на использование отпускаемой потребителю электроэнергии усугубляют тяжесть экономического положения в регионе.

Сельское хозяйство

Важной отраслью экономики  района является сельское хозяйство. Ведущее  место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля  и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура –  соя.  Развивается овощеводство закрытого грунта,  особенно на Камчатке,  где для выращивания овощей используются горячие подземные воды.  Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы,  что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство,  особенно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, пантовое оленеводство. На долю Дальнего Востока приходится почти половина поголовья северных оленей страны. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей. Однако потребности в производимой сельскохозяйственной продукции в ДВЭР удовлетворяется лишь на 35 … 40 %.

Транспорт и экономические  связи

Транспортный комплекс Дальнего Востока включает все виды транспорта с преобладающей долей  в грузообороте (более 40 %) железнодорожного. Наибольшая густота железных дорог в Сахалинской и Амурской областях и Приморье (123, 83, 98 км соответственно на 1000 км территории). Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России.  Она играет и важнейшую транзитную роль,  обеспечивая перевозки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений, одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил с постройкой Байкало-Амурской магистрали,  второй мировой магистрали.  От большого БАМа отходит Малый БАМ:  Тында -Беркакит -Томмот-Якутск. Исключительно велико значение для Дальнего Востока, имеющего такую большую береговую линию, морского транспорта. На морской транспорт приходится 15 % внутренних перевозок ДВЭР; доля внешних перевозок этим транспортом составляет 5 … 6 %. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка,  Советска Гавань, порт Восточный, Владивосток. На долю речного транспорта приходится 15 % внутренних перевозок по рекам: Лена, Амур и их притокам.

Автомобильный транспорт  не имеет большого распространения.  Главные магистрали –Магадан –  Якутск, Невер – Якутск, Приморье. Широкое развитие получил воздушный транспорт, особенно для северных районов. Трубопроводный транспорт  (от Охи до Комсомольска-на-Амуре, через Татарский пролив обеспечивает перекачку нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Комсомольске-на-Амуре.

Импортные грузопотоки: транспортные средства, металлы, нефть и нефтепродукты, хлеб, машины, оборудование, промышленные товары, японские автомобили, радио- и электронная техника.

Экспортные грузы (27 % – в Приморье, 24 % – в Хабаровском крае, около 20 % – на Камчатке): древесина, пиломатериалы, концентраты цветных металлов, рыба и рыбопродукты.

В среднем транспортировка 1 т импортной продукции из Японии на Дальний Восток в 3 – 5 раз ниже, чем из западных и центральных районов России. В рыночных условиях сильные позиции Дальнего Востока оказались по природному газу и минеральному сырью, а по развитию рыночной среды,  емкости рынка,  уровню развития технологий Дальний Восток оказался на последнем месте.

Из 100 наименований товаров  в экспорте ДВЭР 60 % их стоимости  составляют три отрасли -лесная,  рыбная,  топливная,  обеспечивающие поставку природных ресурсов.  Рост экспорта ДВЭР сопровождался снижением объема внутреннего рынка из-за уменьшения платежеспособного спроса. При этом на Хабаровский край приходится 30 % экспорта, на Приморский край и Сахалин – по 20 … 21 %, на Якутию – 10 %.

Рыбную продукцию на экспорт поставляют в основном Приморье,  Камчатка,  Сахалин; лесную –  преимущественно Хабаровский край и Амурская область;  уголь –  Якутия  (Южно- Якутский территориально-производственный комплекс). В целом экспорт ДВЭР носит сырьевой характер. Весь экспорт ДВЭР – 100 %, в том числе 20% – лес и древесина, 13 % – продукция ТЭК, 13 % – машиностроительная, 10 % – рыбная и морепродукты, 6 % – цветные и черные металлы. Главный потребитель сырьевых поставок из ДВЭР – Япония (47 %); также возросли поставки в Китай, США, Южную Корею.

По импорту зависимость  ДВЭР в конце 1990-х гг. значительно  возросла и составила около 2 млрд.  долл. Главным образом,  ввозятся производственные товары,  технологическое оборудование, транспортные средства, продукция материально-технического характера.

Наибольшую долю импортируемой  продукции (22 %)  составляют продовольствие,  транспортные средства, арктическое  дизельное топливо. На втором месте  импортируемые товары из Южной Кореи и Японии (12 и 11 % соответственно): продовольствие, медицинское оборудование, транспортные средства, плавсредства, суда, пластмасса.

Значительна доля импорта (9 %)  из Китая.  Структура импортируемых  в ДВЭР товаров следующая: машины, оборудование, транспортные средства – 45 %, продовольственные товары – около 35 %, продукция ТЭК – более 5 %, нефтехимическая продукция – более 4 %. Как следует из приведенных данных, в своих внутренних потребностях ДВЭР в значительной степени ориентируется на внешние источники.

 

Перспективы развития Дальнего Востока

Перспективы развития в  условиях рынка связаны с освоением  новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности,  машиностроения,  добычи олова и др.  полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Возникнут отрасли машиностроения – производство дорожных машин,  будет создана мощная ремонтная база.  На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленности.  В районах города Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти Сахалинского шельфа, Якутского природного газа, Южно-Якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

Намечается ввести в  эксплуатацию около 40 млн. га Сибирской  и Дальневосточной тайги. Планируется  заготовку древесины довести до  6 млн. м3. Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

Южно-Якутский ТПК формируется  на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне реки Алдан, севернее Станового хребта, находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведано Чульмаконское месторождение. Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42 %. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходима приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций со стороны в первую очередь соседних государств: Японии, Китая, Южной Кореи.

Информация о работе Дальневосточный экономический район