Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:32, реферат

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа состоит из  1 файл

Дефицит государственного бюджета.docx

— 39.84 Кб (Скачать документ)

  Введение

  

   Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

   Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами. выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.

   Объектом  исследования данной работы являются  причины образования и пути  ликвидации государственного бюджета.

   Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

   Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

   Раскрытие  цели и задач работы предполагается  при изучении учебной литературы  по курсу «Экономическая теория»,  а также смежных наук.

1. Причины образования дефицита государственного бюджета и пути его ликвидации

 

1.1 Причины образования дефицита государственного бюджета

   Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.

К сожалению, в отечественной экономической  науке до недавних пор превалировал сугубо отрицательный взгляд на бюджетный  дефицит; он рассматривался как крайне отрицательное свойство, присущее, якобы, лишь бюджетам западных стран. В  литературе утверждалось, что в нашей  экономике с ее планомерным развитием  бюджетный дефицит не может существовать. Отсутствие глубоких научных разработок о причинах, допустимом пределе и  социально-экономических последствиях бюджетного дефицита, сравнительно низкая общая финансовая культура привели  к тому, что прежние экономические  ведомства страны оказались неподготовленными  к управлению бюджетным дефицитом.

   Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита 90-х годов явились:

     - низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

     - нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам;

     - неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

   Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства страны, снижения государственных доходов и роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны.

   Резкое увеличение бюджетного дефицита привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (т.н. видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворительного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.

   Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач.

   При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.

   На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита, но расходы превышают доходы.

   В 2010 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме

9 трлн. 822,8 млрд. и по доходам в сумме 6 трлн. 636,2  млрд. рублей.

Превышение  доходов над расходами определено в сумме 129,3 млрд. рублей..

рублей. При  этом объем ВВП прогнозируется в  сумме 43 187,0 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 7,5 процентов.

   Ранее в Минфине предупреждали, что к концу 2010 года Резервный фонд будет исчерпан, поскольку все средства будут направлены на покрытие дефицита бюджета. В последнее время объемы Резервного фонда тают прямо на глазах. Если 1 января 2009 года совокупный объем средств составлял 4 трлн. 027,64 млрд. рублей ($137,09 млрд), то 1 апреля 2010 года уже 1 трлн. 553,28 млрд. рублей ($52,9 млрд). Объем средств ФНБ за прошлый год практически не изменился. Если 1 января 2009 года он составлял 2 трлн. 584,49 млрд. рублей ($87,97 млрд), то к 1 апреля 2010 года – 2 трлн. 630,27 млрд. рублей ($89,58 млрд).

   Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение

государственного  долга в последующие годы.

   На примере Челябинской области с численностью 800 тыс. человек параметры бюджета примерно следующие: расходы определены в

сумме 13 295 968,80 тыс. рублей, а доходы в сумме 17 237 286, 76 тыс. . рублей, превышение доходов над расходами составляет 3 941 317, 98 тыс. рублей.

   На примере муниципального образования рассмотрим порядок

определения параметров возможных расходов. Собственные  доходы

муниципального  образования – города с численность  населения порядка 100

тыс. жителей  составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного

кодекса дефицит  не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит

32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов  других уровней

определена  в сумме 100 млн. рублей.

   Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх. = Дох. собст. + Дох. фин. пом. + Деф. =320+100+32= 452 млн. рублей.

   Если объем планируемых расходов будет превышать определенную

выше сумму  местному самоуправлению придется или  сократить расходы по

каким-то статьям  или изыскать на муниципальном уровне дополнительные

доходы.

   Выше уже отмечалось, что если бюджет принимается с дефицитом, в

документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его

финансирования.

 

1.2 Причины возникновения бюджетных дефицитов

   Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;

дефицит может  быть связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики.

Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово - кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит :

  а) явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений;

  б) сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

  в) усиление влияния политического бизнес - цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

  г) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

     - увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

     - увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

   Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

 

1.3 Пути ликвидации дефицита государственного бюджета

   Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние. Внешние источники определены в следующих формах:

     - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем

выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм,

международных финансовых организаций, предоставленных  в

иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

   Внутренние источники финансирования дефицита определены

следующих формах:

     - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных

организаций в валюте Российской Федерации;

    - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг

от имени  Российской Федерации;

     - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов

других уровней  бюджетной системы РФ;

    - поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной

собственности;

    - сумма превышения доходов над расходами по государственным

запасам и  резервам;

    - изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального

бюджета.

   Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько

отличаются  от федерального уровня и состоят  только из внутренних

источников  в следующих формах:

    - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг

от имени  субъекта РФ;

    - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов

других уровней  бюджетной системы;

    - кредиты, полученные от кредитных организаций;

    - поступления от продажи имущества находящегося в государственной

собственности субъекта РФ;

     - изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета

субъекта  РФ.

   Для муниципального уровня источники финансирования дефицита

бюджета по формам практически не отличаются от источников,

определенных  для субъекта РФ:

     - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска

муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

     - кредиты, полученные от кредитных организаций;

     - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов

других уровней;

     - поступления от продажи муниципального имущества;

     - изменения остатков средств на счетах по учету средств местного

бюджета.

   На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.

 

 

1.4  Государственный и муниципальный долг

   Долги бюджетов разных уровней в силу особенностей заимствований, отличаются.

   Государственным долгом Российской федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета