Деловая этика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:56, реферат

Описание

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги) . Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка.

Работа состоит из  1 файл

ОПД.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

Своеобразная этика покера отличается от этических идеалов цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает  питать недоверие к партнеру, игнорирует претензии на дружбу.

Не доброта и добросердечие, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вот что лежит в основе этой игры. Тем не менее никто не осуждает покер за его правила. Точно так же нельзя осуждать правила игры в сфере предпринимательства из-за того, что понятия "справедливо" и "несправедливо" трактуются в ней не так, как того требуют моральные традиции, господствующие в обществе.

Разумеется, такой подход вовсе  не предполагает, будто в частной  жизни предприниматели непременно безразличны к этическим нормам, но на работе эти люди перестают быть обычными гражданами. Они становятся участниками игры, которая развертывается по особым этическим канонам, ибо конечный смысл ее тоже особый: извлечение прибыли.

Если хочешь преуспеть в бизнесе, а для этого приходится преодолевать препятствия, надо отойти от святой правды и научиться вводить в заблуждение, практикуя тонкий обман полуправды и недомолвок. Какую бы форму блеф ни принимал, он неразрывная часть игры, и предприниматель, который не овладел ее техникой в достаточной мере, вряд ли сумеет сколотить состояние или прорваться к власти.

Конкуренция должна быть "честной", жульничество недопустимо. Тем предпринимателям, кто ведет "нечестную игру", никогда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти  хорошего партнера. Очень важно уметь общаться с партнером. Завоевание авторитета - очень сложный и долгий процесс. Но зато, если предприниматель им обладает, то это 50 процентов успеха.

 

 

 

 

ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ ФИРМАМИ  В АМЕРИКЕ

Деловой мир Соединенных  Штатов за свою историю выработал  стройную систему общения между фирмами как внутри страны, так и во всем мире. Это касается всех форм коммуникаций: переписки, переговоров, рекламы. Российским бизнесменам, вступающим в этот необъятный и незнакомый мир, совершенно необходимо придерживаться этих правил для успешного решения своих проблем.

Американские специалисты в  области исследований бизнеса выработали сводку правил кодекс для предпринимателей, выходящих на американский рынок.

Часть этого кодекса  предлагает в статье "Делайте  бизнес по-американски" госпожа Вивиан Кей, руководитель группы стратегических исследований американского бизнеса, осуществляющей проекты и обучение в области маркетинга и хозяйственных связей.

Если придерживаться краткости  в изложении огромного кодекса  поведения в мире бизнеса, то можно указать на ряд основных правил.

1. Постарайтесь вникнуть в суть  американских деловых отношений.  Американцы считают, что они  превосходно разбираются в бизнесе  любой страны и любой национальности. При деловых контактах они  не дают вам знаний о всех деталях, но ожидают от вас понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски.

 

2. Если при ведении деловых  переговоров вы не имеете информации, которую вам излагают, то принимайте  ее как уже известную вам.  Американцы быстро реагируют  на все и требуют от партнеров того же.

3. В деловых письмах  всегда используйте имена людей  или названия организаций, которые  представили вас партнеру. Весьма  желательно попросить человека, предлагающего вам контактировать  с какой-либо фирмой, позвонить  в эту фирму и представить вас.

4. При деловых переговорах обязательно  найдите оригинальные черты вашего  предложения, отличающие вас от  других аналогичных фирм, всегда  фиксируйте внимание партнера  на этом. Вы обязаны знать и  четко сказать, кто вы, что делаете  и почему вашему партнеру выгодно вести переговоры с вами, а не с другими фирмами. Если вы этого сделать не сможете, то американцы не будут терять время на выяснение ваших преимуществ. Им проще и быстрее найти другую аналогичную компанию, знающую о себе все.

5. Фиксируйте свое  внимание на целях партнера  и на вашей помощи в достижении  этих целей. Всеобщий принцип  американского бизнеса - получение  прибыли. Цели ваших совместных  действий могут быть ближними  и дальними. Если ваши предложения  помогают достижению важнейшей цели, то они обязательно заинтересуют американского партнера. Но эти предложения должны быть только реальными.

6. Одним из наиболее  популярных методов поиска партнера  является "Networking". "Networking" отнимает  много времени, но очень выгоден:  спрашивайте каждого, чтобы дали имя хотя бы одного человека, который может контактировать с вами по данной проблеме; используйте имена этих людей при новых контактах. Таким образом найдите фирму, которая будет участвовать в вашем бизнесе.

7. Перед деловыми переговорами определите заранее желаемый результат. Спланируйте разговор так, чтобы он коснулся ваших главных задач и преимуществ, постарайтесь организовать встречу.

Наряду с приведенными выше правилами существует огромное количество нюансов ведения бизнеса, помогающих успешно вести дела на американском рынке. В связи с этим весьма ощутима помощь различных фирм, специализирующихся на организации деловых связей (business-to-business) .

Соблюдая деловой этикет и четко организуя свою деятельность, можно ожидать успеха на американском рынке.

 

 

 

 

 

 

ЭТИКА И СОВРЕМЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ

 

За свою историю человечество выработало всего три принципиально  различных инструмента управления - то есть воздействия на людей.

1. Иерархия, организация,  где основное средство воздействия отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.

2. Культура, этика, то  есть вырабатываемые и признаваемые  обществом ценности, социальные  нормы, установки, шаблоны поведения,  ритуалы, которые заставляют человека  вести себя так, а не иначе.

3. Рынок, то есть  сеть равноправных отношений  по горизонтали, основанных на  купле-продаже продукции и услуг,  на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавца  и покупателя.

Эти явления сложные, это не просто "инструменты управления". В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.

 

В нашей стране долгое время существовала административно-командная  система. Ее корнем была иерархия, самый  мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и "жесткая" этика  советского общества, когда большое  влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах. А какая ситуация сегодня, рассматривалось в первом разделе данной работы.

 

 

 

Этика и современное управление.

Люди, полагающие, что  организации должны максимизировать  прибыль, подчиняясь закону, скорее всего  придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

 

Однако этика бизнеса  затрагивает не только проблему социально  ответственного поведения. Она сосредоточена  на широком спектре вариантов  поведения управляющих и управляемых.

Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.

Действия руководителей  или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать  как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться  неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример: Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят.

А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что  здесь плохого? " Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается  в зависимости от личной системы  ценностей.

Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации "Менвилл", которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

Этические проблемы в  бизнесе имеют отношение к  конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта  между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное  корпоративное поведение, любое  лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят: 1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения; 2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах; 3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение; 4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте; 5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих; Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Нужно перечислить некоторые  черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех  в делах и чтобы он нашел  полное понимание подчиненных.

Предприниматель будет  лучше воспринят людьми, если:

-он будет первым  приветствовать собеседника, независимо  от его положения (подчиненный  или партнер) ;

-он будет обращаться  к сослуживцам по имени и  отчеству;

-он будет в деловой  обстановке обращаться к подчиненным на "Вы";

-он не будет без  особой необходимости отдавать  распоряжения "через голову" нижестоящего  руководителя, подрывая его авторитет; 

-он будет относиться  ко всем сотрудникам ровно  и выдержанно вне зависимости  от личных симпатий и антипатий;

-он установит четкий  порядок, при котором максимально  уменьшится вероятность того, что  ему кто-то помешает в работе;

-установит порядок,  когда любой сотрудник в достаточно  короткий срок сможет встретиться  с ним и обсудить любой вопрос;

Информация о работе Деловая этика предпринимательства