Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты понятия «денежное обращение», рассмотреть закон денежного обращения и каким образом, в настоящее время, функционирует денежная система России. Во второй главе дать определение понятию «кредит» форм его проявления и описать перспективы развития кредитной системы в России.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие «денег» и «денежного обращения», выделить основные признаки, виды и функции денег;
- сформулировать понятие «денежного обращения» как правовой и экономической категории;
- определить место и роль Центрального Банка России в правовом регулировании денежного обращения;
- выявить проблемы денежного оборота стабильности в Российской экономике
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежное обращение и денежная система
1.1 Понятие денежного обращения …………………………………..…..7
1.2 Закон денежного обращения………………………………………….10
1.3Денежная система Российской Федерации и ее элементы……………18
Глава 2. Понятие и правовой режим денежного обращения в РФ
2.1 Анализ денежной массы в России, необходимость ее увеличения…25
2.2 Эффективность традиционных способов регулирования денежного
обращения в России…………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………34
Библиографический список………………………………………................37
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Денежное обращение и денежная система
1.1 Понятие денежного обращения …………………………………..…..7
1.3Денежная система Российской Федерации и ее элементы……………18
Глава 2. Понятие и правовой режим денежного обращения в РФ
2.1 Анализ денежной массы в России, необходимость ее увеличения…25
2.2 Эффективность традиционных способов регулирования денежного
обращения в России…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………….........
Введение
Любой человек имеет дело с деньгами постоянно и повсеместно. Каждый день мы расплачиваемся с их помощью в магазине, совершая покупки, оплачиваем поездки в транспорте и выполнение различных ус луг, берем взаймы, платим налоги, помещаем в банки для накопления. Практически ежедневно проблемы, касающиеся денег и денежного регулирования, обсуждаются в Правительстве РФ, Центральном банке РФ и Министерстве финансов РФ или освещаются в средствах массовой информации. Очевидно, что деньги нужны и важны не только для обычного человека, который использует их для удовлетворения личных потребностей, они необходимы и другим экономическим субъектам — предприятиям и государству. Предприятия используют деньги для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли, а государство — в основном в целях регулирования. Широкие возможности применения денег делают их особо значимыми и ценными для людей.
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты. Выступает средством распределения, обращения и обмена общественного продукта. Базовыми категориями денежного обращения являются: денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные сущностные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
Денежное обращение активно влияет на функционирование национальной экономики: 1) денежное обращение обеспечивает отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы. В случае невыполнения денежным обращением данной функции замедляется, сокращается товарно-денежный оборот, растут неплатежи; 2) денежное обращение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке. В решении этой задачи денежного обращения важнейшее значение имеет определение оптимального объема денежной массы на национальном рынке. При невыполнении данной функции денежного обращения в экономике могут возникнуть инфляционные явления или явления дефицита товарной массы, нарушения ценовых пропорций, натурализации обмена (бартер, взаиморасчеты); 3) сбалансированный денежный оборот обеспечивает социальную стабильность общества - своевременную выплату заработной платы, эффективное функционирование налоговой системы, обеспечивающее стабильное финансирование социальных статей бюджета (выплату пенсий, социальных пособий, финансирование медицинского обслуживания, образования и т. д.). Невыполнение данной функции денежного оборота влечет за собой отток денежной массы в теневую экономику, вывоз денежной массы за рубеж, выход из-под контроля Правительства социально-политической ситуации в обществе.
Не надо быть специалистом в области экономики, для того чтобы уметь пользоваться ими и вступать в товарно-денежные отношения. Для этого достаточно иметь обычные бытовые навыки. В современном мире деньги составляют основу боль шей части экономических отношений и представить в настоящее время функционирование экономики без них невозможно. Денежная система составляет тот необходимый базис, на котором в совокупности строится рыночная экономика. Эффективно и стабильно функционирующая денежная система — это залог нормальной работы экономики и ее устойчивого роста. Огромное значение денег доказывает и тот факт, что в денежном измерении определяются почти все макро- и микроэкономические показатели, что позволяет прослеживать их в динамике, и сравнивать между собой. Деньги также составляют основу платежной системы страны. А отлаженная платежная система — это условие нормальной и бесперебойной работы производства.
Экономика Российской Федерации, находящаяся в состоянии реформирования и перехода к рыночной системе хозяйства, нуждается в современном механизме финансово-правового регулирования, важнейшей составной частью которой является денежно-кредитная политика. Успехи здесь налицо – за последние годы ликвидирована гиперинфляция и кризис неплатежей.
Все это обусловливает важность и необходимость исследования проблем денег и доказывает, что для экономиста наличия простых обыденных знаний недостаточно.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящие время перед нашим государством стоит важная задача – выход из экономического кризиса и стабилизация денежно кредитных отношений. Именно поэтому стабильность денежной системы приобретает такое огромное значение: необходимо обеспечить устойчивость рубля, свести инфляцию к минимуму и урегулировать кредитную систему
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемые в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", определяют те конкретные задачи, которые в предстоящем году будет решать Банк России. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 75, п. 2) и Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 4) главной функцией Центрального банка страны является защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы - российского рубля. В данном документе формулируются цели денежно-кредитной политики и определяются основные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля, а также количественные ориентиры основных макроэкономических пропорций. Все это делает политику Банка России более прозрачной, служит повышению доверия к экономической политике государства, что является важным условием формирования в обществе устойчиво низких инфляционных ожиданий.
Цель работы – изучить теоретические аспекты понятия «денежное обращение», рассмотреть закон денежного обращения и каким образом, в настоящее время, функционирует денежная система России. Во второй главе дать определение понятию «кредит» форм его проявления и описать перспективы развития кредитной системы в России.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие «денег» и «денежного обращения», выделить основные признаки, виды и функции денег;
- сформулировать понятие «денежного обращения» как правовой и экономической категории;
- определить место и роль Центрального Банка России в правовом регулировании денежного обращения;
- выявить проблемы денежного оборота стабильности в Российской экономике
\
Глава1. Денежное обращение и денежная система
1.1 Понятие денежного обращения
Под денежным обращением понимают непрерывное движение денег, выполняющих, прежде всего, функции средства обращения и средства платежа. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.[1]
Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д.).
В России количество наличных денег в обращении по балансу (с учетом остатков в кассах банков) на 1 января 2008 г. составило в сумме 4,1 трлн руб. и увеличилось за 2007 г. на 34,5%
Таблица 1. Количество денег в обращении в России[2]
Млрд руб. | Количество денег в обращении | Прирост за год |
01.01.2007 г. | 3 066,4 | 867,2 |
01.01.2008 г. | 4 124,3 | 1 057,9 |
Основными достоинствами наличных денежных знаков являются:
- универсальность данного средства платежа;
- легкость использования;
- обязательность к приему при всех видах платежей на всей территории государства в любое время суток;
- оплата наличными во много раз дешевле стоимости платежа с использованием платежных карт.
Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег.
Особенности безналичных денежных расчетов проявляются в следующем:[3]
- в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства;
- участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов;
- перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией. Это подчеркивает значение целесообразной организации процессов кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денег.
Общий порядок осуществления расчетов на территории Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 861-885), а также Положением Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» с изменениями от 22.01.2008 № 1965-У[4]
Определены следующие формы безналичных расчетов:
-
-
-
-
-
-
-
-
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Количество денег, необходимое для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:[5]
- количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
- уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
- скорости обращения денег (связь обратная).
Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.
Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:
- общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
- уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку, чем выше цены, тем больше требуется денег);
- степенью развития безналичных расчетов (зависимость обратная);
- скоростью обращения денег, в том числе кредитных (зависимость обратная).
Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, имеет следующий вид:
Количество денег, необходимых в качестве средства обращения и средства платежа |
| Сумма цен реализуемых товаров и услуг | - | Сумма цен проданных товаров в кредит, срок оплаты по которым не наступил | + | Сумма платежей по долговым обязательствам | - | Сумма взаимно погашающихся платежей |
= | ------------------------------ | |||||||
| Среднее число оборотов денег как средства обращения, так и средства платежа |
При металлическом обращении количество денег в обороте и устойчивость денежного обращения обеспечивались стихийно через функцию денег как средства накопления и образования сокровищ. В условиях бумажно-денежного обращения роль регулятора денежного обращения принадлежит государству.
Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.
Денежная масса в национальном определении - денежный агрегат М2, представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ.
В финансовой статистике России для анализа происходящих изменений используют денежные агрегаты M0, M1, M2, M3[6]
- M 0 являются показателями денежной массы или предложения денег в экономике.
- М1 учитывает наиболее ликвидные ресурсы: наличную валюту, средства на счетах "до востребования", дорожные чеки.
- М2 включает М1, срочные вклады (до $100 000) и другие высоколиквидные сбережения.
- М3 включает М2 и срочные вклады крупных размеров.
В классической экономической теории принято считать, что М2 отражает предложение валюты, а значит, при росте М2 курс валюты должен падать. Однако на практике все обстоит иначе: М2 отражает активность финансового рынка и темпы роста ВВП. Также темп роста М2 определяет уровень ставок (чем выше первый, тем выше и второй), а значит - доходность валютных депозитов. Особенности поведения индикатора М2 в долгосрочном аспекте является наиболее точным индикатором прогнозирования тренда инфляции и ВВП. Испытывает самый быстрый прирост в течение этапа восстановления. Средняя скорость роста М2 примерно одинакова как на фазе сжатия, так и на фазе расширения. Высшее значение М2 предвещает наступление фазы спада, а низшее значение означает конец фазы спада экономики. М2 самым тесным образом связан с хозяйственной деятельностью. Данный индикатор является регулируемым операциями государственного казначейства на открытом рынке. Его объем во многом зависит от объема проводимых аукционов по бумагам государственного внутреннего займа. Снижения показателя М2 производится путем увеличения продаж государственных долговых ценных бумаг (облигаций, векселей, закладных и т.д.), что означает фактическое изъятие денег из оборота и сохранение на счетах в центральном банке. Увеличение М2 производится обратной операцией - выкупом бумаг госзайма. Наиболее высокие показатели предшествуют наступлению стадии сжатия экономики, а наиболее низкие значения означают скорое наступление стадии восстановления. С точки зрения фактических показателей прироста испытывает самый быстрый прирост в течение этапа восстановления.
По итогам 2008 г. денежная масса М2 увеличилась на 1,7%, тогда как за 2007 г. ее рост составил 47,5%. При этом в отличие от предыдущих лет в IV квартале 2008 г. наблюдалось сокращение денежного агрегата М2 на 6,1%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 в 2008 г. обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 10,3%, тогда как в 2007 г. ее реальный рост составил 31,8%.[7]
Рисунок 1. Темпы прироста основных денежных агрегатов (к соответствующей дате предыдущего года, %)
Рисунок 2. Темпы прироста денежного агрегата М2 (месяц к предыдущему месяцу, %)
Денежный агрегат М0 за 2008 г. увеличился всего на 2,5% (в 2007 г. — на 32,9%). При этом объем наличных денег в обращении значительно сократился в I квартале (на 6,1% против 1,6% в январе—марте 2007 г.), во II и III кварталах наблюдался умеренный рост (на 7,2% против 10,4% и на 4,8% против 6,4% соответственно). В IV квартале объем наличных денег в обращении вновь уменьшился на 2,8% против роста на 14,9% в последнем квартале 2007 года. В условиях складывающейся курсовой динамики существенное влияние на замедление темпов роста денежного агрегата М0 оказало повышение спроса населения на наличную иностранную валюту и операции по ее покупке. Нетто-продажи уполномоченными банками иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам возросли в 2008 г. до 47,5 млрд. долл. США (при этом в октябре—декабре они достигли 29,4 млрд. долл. США), что значительно больше, чем в 2007 г. (3,3 млрд. долл. США).
Темп прироста безналичной составляющей денежной массы М2 в 2008 г. составил 1,3% (за 2007 г. — 54,1%). В то же время темпы прироста в I и II кварталах 2008 г. были соответственно примерно в 2 и 3 раза ниже, чем в 2007 г., а в III и IV кварталах средства на рублевых банковских счетах сократились в абсолютном выражении (на 0,5% и 7,4% соответственно).
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2009 выросла относительно 1.01.2008 на 0,2 процентного пункта (до 28,1%), удельный вес депозитов “до востребования” снизился на 3,3 процентного пункта (до 28,9%), а срочных депозитов — вырос на 3,1 процентного пункта (до 43,0%).
Прирост широкой денежной массы за 2008 г. составил 2138,0 млрд. руб., или 14,6% (за 2007 г. — 4487,3 млрд. руб., или 44,2%). При этом по сравнению с 2007 г. уменьшился как прирост чистых иностранных активов (2294,5 против 3042,1 млрд. руб.), так и прирост внутренних требований (2461,9 против 2526,7 млрд. руб.).
Рисунок 3. Основные источники прироста широкой денежной массы в 2007—2008 гг. (изменение за квартал, млрд. руб.)
Денежная масса в национальном определении в России выросла в феврале 2009 года на 0,25% - до 12,021 триллиона рублей на 1 марта с 11,991 триллиона рублей на 1 февраля. В январе денежная масса снизилась на 11% на фоне долларизации экономики в период ускоренной девальвации рубля. [8]
Объем наличных денег, входящих в состав денежной массы, составил на 1 марта 3,302 триллиона рублей против 3,313 триллиона рублей на 1 февраля, а объем безналичных средств - 8,720 триллиона рублей против 8,678 триллиона рублей соответственно.
Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.
Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные. Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов: как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.). Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов - компьютеризация банковского дела, применение электронных средств денежных расчетов.
Рисунок 4. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 (в среднегодовом выражении)
Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась в 2008 г. на 2,0% (за 2007 г. — на 18,8%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 32,2 до 32,8%. Денежный мультипликатор, рассчитанный по М2 и широкой денежной базе, увеличился с 2,407 на 1.01.2008 до 2,419 на 1.01.2009, или на 0,5% (за 2007 г. — на 10,3%).
1.3 Денежная система РФ и ее элементы
Денежная система представляет собой в самом общем виде исторически сложившуюся в данной стране группу денежных знаков, с помощью которой государство организует денежное обращение. В современном обществе, где огромное количество товаров производится для продажи на рынке, каждый работающий гражданин становится как бы купцом: он реализует произведенные им товары или услуги, принимая участие в денежном обращении либо в качестве покупателя, либо в качестве продавца. Но это участие в денежном обращении невозможно без наличия денежной системы. Денежное обращение - это субстанциональная категория, денежная система - категория функциональная.
В основе любой денежной системы лежат деньги или денежные знаки, которые используются в качестве всеобщего эквивалента, универсального товара, обладающего свойством всеобщей непосредственной обмениваемости. Имея соответствующую сумму денег, человек в процессе купли и продажи может приобрести квартиру, автомобиль, туристическую путевку во Францию и т.д. Это свойство денег позволяет называть их "особым универсальным товаром", "всеобщим эквивалентом", "благом, обладающим совершенной ликвидностью". В выразительной метафоре это свойство денег отметил немецкий философ А. Шопенгауэр: "Часто упрекают людей за то, что их желания направлены главным образом на деньги, которые им милее всего. Но ведь вполне естественно, даже неизбежно любить то, что, подобно неутомимому Протею, способно в каждый момент превратиться в любой объект наших столь капризных желаний и разных потребностей. Всякое другое благо может удовлетворять лишь одну потребность, одно желание: еда важна для голодного, лекарства - для больного, вино - для здорового, шуба - для зимы, женщина - для молодежи и т.д. Все эти блага относительны; лишь деньги - абсолютное благо, т.к. они удовлетворяют не одну какую-либо потребность - in concreto, а всякую потребность - in abstracto"
Роль денег хорошо проявляется в их функциях. Охарактеризуем вкратце основные из них.
Деньги как измеритель стоимости товара (услуги). В деньгах как всеобщем эквиваленте измеряется стоимость каждого товара или услуги. Это, однако, не означает, что именно деньги делают товары соизмеримыми. Все производимые товары и оказываемые услуги имеют отношение друг к другу, но их стоимость определяется количеством и качеством затраченного на них необходимого труда. Деньги только обозначают данную меру стоимости каждого товара и каждой услуги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Благодаря этому деньги делают товары и услуги соизмеримыми и с этой точки зрения являются измерителями товаров и услуг. Для того чтобы измерять стоимость товаров и проставлять на нем цену, а также чтобы сравнивать цены различных товаров, необходимо выражать их в одинаковых единицах. В каждой стране такой единицей является определенный денежный знак с общепринятым наименованием (рубль, доллар, евро), служащий для измерения цен всех товаров.
Деньги как средство обращения. За проставлением цены товара следует продажа товара, т.е. превращение товара в действительные деньги, а этот процесс называется денежным обращением. Причем данный процесс включает в себя две метаморфозы: 1) превращение товара в деньги, т.е. продажу товара и получение продавцом денег (Т - Д), и 2) превращение денег в товар, т.е. покупка товара (Д - Т). В этом процессе деньги играют роль посредника и выполняют функции средства обращения. Таким образом, благодаря функционированию денег в качестве средства обращения возникает денежное обращение, способствующее развитию товарного обмена и экономики в целом.
Деньги как средство платежа. По целому ряду обстоятельств товары и оказываемые услуги не всегда могут продаваться за наличные деньги. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженное в деньгах долговое обязательство. По истечении срока кредита покупатель-должник обязан уплатить продавцу-кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Будучи орудием погашения долгового обязательства деньги выполняют функцию средства платежа. Всякий платеж прекращает какое-нибудь обязательство. Например, уплата налога прекращает налоговое обязательство.
Поэтому деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств: при возврате денежных ссуд, уплате налогов, внесении арендной платы за жилое помещение и т.д. Деньги как средство платежа сопровождают денежное обращение.
Деньги как средство накопления и создания соответствующих денежных фондов. Будучи всеобщим эквивалентом, на который можно приобрести любой товар, деньги вследствие этого могут быть средством их накопления и создания самых разнообразных фондов: частных, государственных, негосударственных. Денежный (финансовый) фонд - это денежные средства, предназначенные для какой-либо цели или принадлежащие какому-либо гражданину либо организации: например, валютный фонд, фонд заработной платы, фонд, образующий бюджет муниципального образования и т.д. К фонду модно отнести денежные средства гражданина, находящиеся на счете в банке. При создании определенного накопительного денежного фонда за актом продажи Т - Д может не следовать акт купли Д - Т; деньги извлекаются из обращения и выполняют для их собственника функцию образования фонда. Все обозначенные функции между собой тесно связаны и характеризуют деньги как товар всеобщей непосредственной обмениваемости. Так, функция денег как измерителя стоимости товара и функция денег как средства обращения находятся в тесной связи и единстве. Если стоимость товара измеряется (оценивается) посредством денежных знаков, то после оценки товар может доказать свою необходимость обществу, если он по установленной цене будет продан (обменен) на рынке и заплаченные за этот товар деньги выступят в качестве средства обращения. Все обозначенные функции в совокупности образуют основу, на которой государством создается денежная система, складывающаяся из ряда элементов.
Чтобы охарактеризовать денежную систему России, функционирующую в соответствии с Федеральным за коном о Центральном банке России, который определяет ее правовые основы, необходимо раскрыть каждый ее элемент.
Денежной единицей страны является российский рубль, который имеет одинаковую платежную силу на всей территории РФ, выпуск и обращение других денежных единиц и денежных суррогатов законом запрещаются. Российский рубль имеет в своем составе 100 копеек — это и есть масштаб цен нашего государства. Золотое содержание не фиксируется, так как наше государство стало полноправным членом мировой валютной системы, которая в соответствии с Ямайскими соглашениями 1976 года основывается на свободных и плавающих курсах валют на основе коллективной валюты SDR.
Сегодня в нашей стране функционируют банкноты и разменная металлическая монета. Право выпуска их в обращение принадлежит Центральному банку России, если они обеспечиваются его активами. Денежный обо рот страны (наличный и безналичный) также организует и регулирует Банк России. Безналичный денежный оборот регулируется Положением о безналичных расчетах в РФ, в котором устанавливаются формы без наличных расчетов, виды платежных документов, способы платежей, документооборот и сфера применения безналичных форм расчетов. Банк России обязан обеспечить:
- создание резервных фондов банкнот и монет;
- определение правил хранения, перевозки и ин кассации наличных денег;
- установление признаков платежности денежных знаков;
- определение порядка замены и уничтожения Денежных знаков, вышедших из обращения;
- утверждение правил ведения кассовых операций.
Государство наделяет как банковские билеты, так и металлическую монету качествами законного платежного средства, обязательного к безотказному приему во всех денежных платежах по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Статья 30 Федерального закона "О Центральном банке РФ" прямо предписывает: "Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации". При этом слово "обязательный" относится лишь к обязательности самого факта приема денежных знаков во всех платежах и сделках, к их формальной силе погашать все номинальные денежные обязательства, но отнюдь не к уровню их реальной ценности или покупательной силы.
Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банковские билеты в соответствии с установленными им правилами.
Эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение и изъятие денег из обращения в основном государственными банками и является монополией государства. В подавляющем большинстве государств банк, осуществляющий эмиссию денег, один. Это центральный (национальный или государственный) банк. Из наиболее крупных государств только в США существует 12 эмиссионных банков, входящих в федеральную резервную систему и представляющих фактически единый банк.
В Российской Федерации эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении осуществляет Центральный банк РФ. Федеральный закон о Центральном банке РФ указывает на то, что монопольное право выпуска (эмиссии) на территории России банковских билетов и металлической монеты принадлежит Центральному банку РФ (ст. 29). Он является единственным эмиссионным органом страны: никакой другой орган не имеет права выпускать денежные знаки. При этом следует отметить, что в осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные подразделения, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.
В любом государстве независимо от общественно-политического строя эмиссия денег в обращение носит плановый характер в соответствии с потребностями экономики, которые просчитываются и прогнозируются. На основе эмиссионного планирования Правительство РФ может принимать эмиссионную директиву на определенный период времени, а руководство Центрального банка РФ - соответствующие эмиссионные разрешения.
Безналичные деньги представляют собой запись на банковском счете в банке, которая, будучи юридической фикцией, опирается на определенные финансово-правовые реальности. Данная запись обозначает: а) задолженность банка перед клиентом - владельцем счета и его право требования к банку о выплате определенной денежной суммы или перечислении этой суммы на другой счет; б) право клиента на получение наличных денег.
Наличными деньгами осуществляются прежде всего расчеты населения и выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия. Но в хозяйственной сфере взаимные погашения денежных обязательств и требований юридических лиц осуществляются путем безналичных расчетов, или, что то же самое, путем обращения безналичных денег.
На Центральный банк РФ возложена важная функция денежно-кредитного регулирования, которая дает банку право определять и регулировать денежную массу в обращении и экономические процессы. Инструментами денежно-кредитного регулирования в рыночной экономике являются установление ставки рефинансирования (учетной ставки), резервных требований и проведение операций на открытом рынке. С помощью оперативного эмиссионно-кассового регулирования путем выпуска и изъятия денег из обращения в соответствии с потребностями экономики производится перераспределение денежной массы между территориями страны.
Таким образом, денежная система России — это типичная современная денежная система с использованием кредитных знаков стоимости, не разменных на золото, регулируемая Центральным банком России посредством экономических нормативов и инструментов денежно-кредитной политики.
В России функционирует денежная система современных неразменных банкнот. В этом случае прирост кредитной эмиссии должен сопровождаться соответствующим увеличением валового внутреннего продукта и национального дохода. Такого соответствия сегодня не наблюдается. Продолжается обесценение кредитных денег, которые практически ничем не отличаются от бумажных.
Глава 2. Проблемы денежного обращения в России
2.1 Анализ денежной массы в России, необходимость ее увеличения
В настоящее время решение проблемы выхода российской экономики из кризиса -возобновление устойчивого экономического роста, уменьшение неплатежей, осуществление инвестиций, нормализация финансового и банковского секторов и целый ряд других вопросов - в значительной мере упираются в низкий уровень капитализации экономики, в недостаточность ресурсов. Либерализация цен привела к тому, что их рост значительно обогнал рост денежной массы. Это вызвало ее реальное сжатие. Так, за период 1992-1999 гг. индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП возросли примерно в 6000- 6500 раз, тогда как агрегат денежной массы М2 увеличился за тот же период примерно в 530 раз. В результате реальная денежная масса сократилась более чем в 10 раз.
При этом не произошло адекватного увеличения скорости оборачиваемости денег, которая могла бы компенсировать сжатие. Более того, с учетом частых задержек перевода средств, осуществления платежей и т.д. скорость оборота для экономики в целом даже несколько замедлилась (при всей условности этого показателя в России, когда к середине 1990-х гг. лишь около 20% экономики обеспечивалась «живыми» деньгами, а 80% операций осуществлялось без их участия).
Ситуация еще более усугубилась тем, что на денежную массу, которая до этого традиционно обслуживала текущие операции, стала ложиться дополнительная нагрузка по обслуживанию и обеспечению ликвидности принципиально нового сегмента рынка - акций, облигаций и т.д., ранее не являвшихся объектами сделок, а потому не обслуживавшихся денежной массой. По оценке журнала "Эксперт" монетизация хозяйства в России в преддверии августовского кризиса составила 16 процентов, в то время как в Южной Корее в прошлом году она составляла 47 процентов, а в Китае - 100. Вице-президент РАЕН и директор центра финансовых и банковских исследований Института экономики РАН профессор Вячеслав Сенчагов оценивает существующий уровень денежной массы в 12 процентов от ВВП, в то время как необходимый уровень для российской экономики, по его мнению, должен составлять от 30 до 60 процентов. При этом для реальной экономики проблема выглядела еще более остро, поскольку при нехватке денег они стали настолько дорогими (процентная ставка иногда превышала 100%), что их окупаемость по такой цене можно было обеспечить только на краткосрочных операциях финансового рынка, где и сконцентрировалась большая часть финансовых ресурсов, оголив тем самым реальный сектор (к середине 1998 г. объем рынка ГКО составил свыше 300 млрд. руб. при денежной массе М2 около 370 млрд. руб. в тот же период). Кроме того, часть денег утекла на обслуживание теневого оборота. Очевидно, что такой перекос ускорил развитие двух встречных процессов: падения экономического роста, с одной стороны, и восполнения недостающей денежной массы различными суррогатами - с другой. Возникающие на местах средства расчетов (векселя и прочее), а также неплатежи, которые, по сути, являются вынужденным коммерческим кредитом, выдаваемым со стороны продавца неплатежеспособному покупателю, и фактически представляют собой стихийную эмиссию, не поддающуюся контролю со стороны ЦБ, - все это значительно затрудняло проведение эффективной денежно-кредитной политики.
При этом интенсивный рост неплатежей стал отмечаться в 1994-1996 гг. сразу же вслед за наибольшим реальным сжатием денежной массы. ЦБ РФ в 1993 г. справедливо отмечал, что ограничительные меры в денежно-кредитной сфере «привели к лавинообразному росту неплатежей предприятий». Так, если в середине 1992 г. размер неплатежей составлял около 3 трлн. руб., то к 1994 - уже около 100 трлн. руб., а в 1996-м - 540 трлн. руб.
Отсутствие денег усилило и натурализацию обмена - бартерные операции. Поэтому предположения о том, что предприятия добровольно отказываются от использования "живых" денег для минимизации расходов или налоговых платежей, представляется односторонним. Как показывает практика, использование бартера вынуждает оценивать товары по более высоким ценам, что увеличивает налогооблагаемую базу, приводит к недоимкам, ведет к потерям и удорожанию денежных ресурсов для продавцов, которые в большинстве случаев предпочли бы «живые» деньги в качестве платежа за свои товары. И хотя, конечно, сложившаяся ситуация создавала благоприятную почву для нарушений, и действительно можно найти немало примеров злоупотреблений и преднамеренного использования бартера, в целом речь идет о его вынужденном использовании из- за отсутствия "живых" денег. Когда же после ликвидации рынка ГКО-ОФЗ в результате августовского кризиса финансовые ресурсы стали возвращаться в реальный сектор, то это сразу привело к увеличению доли расчетов в этом секторе денежными средствами - с 37% в июне 1998 г. до 47% в июне 1999 г. и более чем до 50% - на начало 2000 г. Если бы речь шла действительно о преднамеренных злоупотреблениях при помощи бартера и о его "системном" характере, то приток дополнительных денежных ресурсов не привел бы к столь значительным изменениям и бартер продолжал бы использоваться в прежних объемах.
В условиях необходимости «живых» денег и невозможности получить их внутри страны регионы, предприятия и банки были вынуждены выходить на внешние рынки, где ресурсы были дешевле и доступнее. Привлекаемые таким образом средства частично восполняли недостающую внутреннюю денежную массу в масштабах экономики в целом (при этом, однако, рос внешний долг на федеральном, региональном и корпоративном уровнях). Более того, к 1998 г., по сути, весь дефицит бюджета финансировался из внешних источников, что и предопределило августовский кризис.
В связи с этим давайте критически посмотрим на тезис, предполагающий, что все увеличение ресурсов в экономике должно идти в жесткой привязке к золотовалютному обеспечению и лишь на величину поступающей валюты можно увеличивать денежную массу.
Отметим, что данный подход основывается на давно переставшем выполняться многими странами принципе, когда эмиссия осуществлялась под соответствующее золотое или золотовалютное обеспечение. В настоящее время для США соотношение резервы/денежная база составляет около 35% (в России - свыше 100%). Если учесть при этом государственный внутренний долг Соединенных Штатов, который потенциально может быть превращен его держателями в доллары, то величина обеспечения такого «расширенного долларового навеса» составляет менее 5%. Это лишний раз подчеркивает, что принципы и критерии пополнения ликвидности в развитых странах давно модифицировались и исходят из иных экономических ориентиров. В современных условиях центр тяжести при проведении денежно-кредитной политики и привлечении дополнительных ресурсов переместился в развитых странах с объема имеющихся золотовалютных резервов на денежный спрос, формирующийся реальными операциями в экономике, для осуществления которых требуются деньги, а также на создание условий для удержания ресурсов на соответствующих сегментах рынка.
В этой связи реальные операции, которые обслуживаются суррогатами или валютой в России, - это неиспользованный потенциал для расширения капитальной базы и одна из форм опосредованного обеспечения национальной валюты. При этом пополнение ликвидности в экономике должно осуществляться в первую очередь на внутренней основе, с использованием возможностей ЦБ, как это происходит во многих ведущих странах (так, объемы государственных казначейских обязательств, находящихся на балансе Федеральной резервной системы США - т.е., по сути, накопленная эмиссия, - составляли к концу 1990-х гг. около 500 млрд. долл.). И вопрос состоит в том, какие механизмы следовало бы использовать, для того чтобы обеспечить поступление этих ресурсов в реальную экономику и их удержание там, минимизировав при этом негативные последствия для наиболее чувствительных сегментов, таких, в частности, как валютный рынок.
При этом также есть большой международный опыт и уже накапливающийся российский опыт подходов к данному вопросу. В тех же Соединенных Штатах и Японии до сих пор действуют законы, которые стимулируют финансовые компании и банки к участию в различных целевых программах, поощряют инвестиции в регионы с отстающими темпами роста. Применяются рычаги, способствующие удешевлению инвестиционных ресурсов.
Естественно, следует вести речь о комплексном подходе, создающем благоприятные предпосылки на всех этапах движения финансовых средств – от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Так, начинать следует с набора мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что даст возможность устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. То же самое касается и последующих этапов движения ресурсов.
В целом монетизацию российской экономики и предшествующие ей мероприятия целесообразно осуществлять в увязке с нормализацией денежного оборота, структуры денежной массы и с политикой валютного контроля. В более долгосрочном плане необходимо рассматривать монетизацию как системную проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.
Таким образом, с учетом тех подходов, которые используются в других странах и, принимая во внимание специфику нынешней ситуации в российской экономике, можно говорить о возможности увеличения ее ресурсной базы на основе внутренних рычагов при минимизации негативных последствий. Это будет способствовать устранению препятствий для экономического роста, которые создаются перекосами в денежно-кредитной сфере, а также в целом уменьшит зависимость от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
2.2 Эффективность традиционных способов регулирования денежного обращения в России
Приведенные выше данные в обоснование необходимости смягчения денежно- кредитной политики ЦБ, свидетельствуют о недостатке денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота. В результате доля денежной составляющей в выручке многих предприятий крайне мала. Порой она меньше, чем сумма причитающейся работникам заработной платы и начисленных налогов. В моей работе уже упоминалось, что использование бартера и суррогатов повышает себестоимость продукции многих предприятий порой на 20 - 25%. Другой фактор повышения себестоимости продукции - слишком низкий уровень загрузки производственных мощностей. И как следствие увеличение средне-постоянных издержек.
Все эти аргументы используются для обоснования необходимости денежной эмиссии. Предполагается, что с появлением большего количества "живых" денег предприятия охотно откажутся от вексельных и бартерных схем, начнут увеличивать производство, что приведет к снижению издержек на единицу продукции и цен, что, в свою очередь, запустит механизм экономического роста.
Все эти предложения основаны на той же предпосылке, что и аргументы стойких монетаристов, утверждающих необходимость продолжения жесткой кредитно- денежной политики. И те, и другие предполагают, что макроэкономическими процессами в экономике можно управлять приведенными ранее методами (денежная эмиссия, ставка ЦБ и так далее). На самом деле в России сложилась ненормальная ситуация. Параллельно существуют два рынка: спекулятивный высокодоходный финансовый рынок и отдельно рынок производства и обращения товаров, имеющие весьма относительную связь между собой. Часть предприятий более включена в работу по законам нормального денежного рынка, реализует свою продукцию полностью или большей частью за деньги, использует кредиты для пополнения оборотных средств и зависит от параметров денежного рынка. Другая часть использует бартер и взаимозачеты и практически никак не зависит от состояния финансового рынка, а стало быть, практически не поддается регулированию традиционными макроэкономическими методами.
В результате обеспеченность денежной массой реального сектора экономики, ориентирующегося на денежное обращение, оказывается значительно выше среднестатистических данных. Но удельный вес этого сектора в общем объеме российской экономики относительно невелик и влияние предпринимаемых властями макроэкономических мер в целом оказывается незначительным.
Попытки использования классических рычагов макроэкономического регулирования или не приводят ни к каким результатам, или требуют несоразмерно резких мер для получения эффекта, который в конце концов оказываются невелик. Доля банковских кредитов корпоративным заемщикам составляет сейчас в российской экономике 12 процентов от объема ВВП, в то время как в развитых странах Запада и в Японии эта величина составляет 60 - 120 процентов от ВВП. Но даже приведенная цифра не отражает реальной ситуации. В тех случаях, когда предприятия используют в своих расчетах живые рубли (например, алюминиевая отрасль и некоторые металлургические комбинаты), речь идет о замкнутом кредитно-финансовом цикле.
Свои банки кредитуют завод по сути дела его же деньгами, только очищенными от налогов. И влияние величины ставки ЦБ или ситуации на рынке ГКО на использование этих денег является минимальным. Поэтому когда ставка рефинансирования изменяется в несколько раз, эффект этой чрезвычайной меры на состояние экономики оказывается значительно ниже, чем при изменении ставки на доли процента в Германии, Великобритании или США.
Причины, по которым большая часть реального сектора российской экономики неадекватно реагирует на сокращение денежной массы и повышение учетных ставок, кроются не только в менталитете российского директорского корпуса. Нормальная реакция рыночной экономики, вызывающая при снижении спроса соответствующее снижение цен, не может работать в наших условиях в силу целого ряда причин. Во-первых, это налоговая система, предусматривающая в случае продажи продукции или товара по цене ниже себестоимости необходимость уплаты налога. Убытки от такой продажи резко возрастают, и предприятия используют встречный бартер, чтобы этого избежать. Однако более высокие зачетные цены бартерных операций повышают издержки предприятий, что приводит к более высокому уровню себестоимости, и история повторяется. В результате образуется дутый товарооборот. По данным Института проблем инвестирования банка "Менатеп", к началу 1998 года объем фиктивного ВВП составил 38 процентов. С учетом этого дефицит денежной массы в российской экономике может оказаться не так велик, как это говорилось ранее.
Другой существенной причиной, влияющей на завышение себестоимости продукции российских производителей, является действующий порядок начисления амортизации. В результате ежегодно проводившихся переоценок основных фондов балансовая стоимость производственных фондов предприятий оказалась сильно завышена относительно реальной рыночной стоимости. Завышенная балансовая стоимость мешает избавляться от них по реальным ценам (см. выше о налогообложении при продаже ниже себестоимости). В результате всего этого, как только в нашей экономике проявляются инфляционные тенденции, цены начинают расти. Но при обратной ситуации их снижению препятствует слишком много обстоятельств.
Заключение
Деньги это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны.
Функции денег рассматриваются как проявление их сущности, они стабильны и мало подвержены изменениям. В большинстве случаев осуществляются лишь деньгами и могут выполняться только при участии людей.
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Денежной единицей страны является российский рубль. Сегодня в нашей стране функционируют банкноты и разменная металлическая монета. Право выпуска их в обращение принадлежит Центральному банку России, если они обеспечиваются его активами. Денежный обо рот страны (наличный и безналичный) также организует и регулирует Банк России. Безналичный денежный оборот регулируется Положением о безналичных расчетах в РФ, в котором устанавливаются формы без наличных расчетов, виды платежных документов, способы платежей, документооборот и сфера применения безналичных форм расчетов.
На Центральный банк РФ возложена важная функция денежно-кредитного регулирования, которая дает банку право определять и регулировать денежную массу в обращении и экономические процессы. Инструментами денежно-кредитного регулирования в рыночной экономике являются установление ставки рефинансирования (учетной ставки), резервных требований и проведение операций на открытом рынке. С помощью оперативного эмиссионно-кассового регулирования путем выпуска и изъятия денег из обращения в соответствии с потребностями экономики производится перераспределение денежной массы между территориями страны.
Банки России устанавливают курс продажи и курс покупки. Банковская система России включает ЦБ РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков на ее территории. Организация банковской системы и правовое регулирование банковской деятельности осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ. Банк России проводит денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
В настоящее время главными инструментами контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России - интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации - изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.
В целом можно сделать вывод о том, что проводимая в России денежно – кредитная политика отличается большим разнообразием инструментов и средств ее реализации. В целом запланированные мероприятия Центробанка реализуются практически полностью, хотя есть и недочеты и просчеты.
Подводя итог рассмотрения основ правового регулирования денег в Российской Федерации необходимо отметить, что деньги как объект гражданского права недостаточно полно урегулирован.
В связи с этим, считаем необходимым, в Гражданском кодексе РФ сформулировать понятие денег как объекта гражданского права путем закрепления функций денег, выполняемых ими в гражданском обороте, определить правовую природу безналичных денег.
Необходимо развитие информационного поля фондового рынка, что подразумевает организацию работ, направленных на повышение уровня информированности инвесторов.
Библиографический список
1. Денежное обращение и банки" под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. 2000 г.
2. Деньги, кредит, банки». О.И.Лаврушин. 2004 г.
3. «Денежное обращение» Г.М. Колпакова Финансы и статистика 2002г.
4. Общая теория финансов: учебник для вузов по направлению «Экономика», под ред. Л.А. Дробозиной 2005 г.
5. «Финансы, денежное обращение, кредит», Дробозина Л.А., 1999 г.
6. Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ »от 27.06.2002 г.
7. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России. - М., -1997.
8. Демушкина Е. Становление системы безналичных ценных бумаг в России: правовые проблемы. // Экономика и жизнь, 1995. - № 25.
9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. Учебник для вузов. М., 2004. С.
10. Сергиенко Я. Некоторые особенности монетарных процессов в переходной экономике России//Вопросы экономики – 1996 - №8.
11. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М., 1999. С. 110.
12. Финансы и кредит/ Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М.: Юрайт, 2003.
13. Шарапов С.Ф. Бумажный рубль. СПб., 1995.
14. Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург, Солярис, 2001.
15. Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2000 Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2001.
16. Глазьев С., Диянский А., Центральный банк России: цена "независимости" /Российский экономический журнал, - 2001- № 5 – 6.
33
[1] Денежное обращение и банки" под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой.-изд. «Финансы и статистика». М. 2000 г.
[2] По данным аналитических материалов Центрального Банка России - http://www.cbr.ru
[3] Кредитно-банковская система России http://kredit-bank.3dn.ru
[4] Центральный Банк России – нормативные акты http://www.cbr.ru
[5] «Финансы, денежное обращение, кредит», Дробозина Л.А., 1999 г.
[6] Форекс Евро Клуб http://enc.fxeuroclub.ru
[7] Вестник Банка России Март 2009 года № 19 (1110)
[8] По данным информационного агентства «РИА Новости» www.rian.ru
Информация о работе Денежное обращение и проблемы его стабильности в российской экономике