Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются:
- регулирование темпов экономического роста;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………… 3
1.Банковская система Российской федерации……………………………………………… 4
2.Центральный банк Российской Федерации………………………………………………. 6
3.Денежно - кредитное регулирование………………………………………………………… 6
4.Денежно – кредитная политика Центрального банка………………………………. 7
5.Инструменты денежно-кредитного регулирования…………………………………. 8
6.Регулирование процентных ставок……………………………………………………………. 9
7.Резервные требования………………………………………………………………………………… 12
8.Операции на открытом рынке……………………………………………………………………. 15
9.Рефинансирование банков…………………………………………………………………….... 22
Заключение……………………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.docx

— 44.06 Кб (Скачать документ)

3) операции  на открытом рынке;

4) депозитную  политику;

5) валютную  политику.

   Содержание и сочетание стандартного набора методов в разных странах зависят от целого ряда предпосылок. В практике воздействия на экономику страны монетаризм и теория государственного регулирования в чистом виде не выражены. В будущем следует ожидать сочетания выбора стратегии Центральных банков. В текущем периоде приоритет все больше отдается рыночному механизму по сравнению с административными методами регулирования. Применяемые инструменты регулирования характеризуются с позиции таких критериев:

1) Традиционные  или нетрадиционные.

2) Административные  или рыночные.

3) Общего  действия или селективной направленности.

4) Прямого  или косвенного воздействия.

5) Краткосрочные,  среднесрочные или долгосрочные.

   Следует уметь различать прямое и косвенное воздействие какого-либо механизма. Примером может служить проведение учетной политики через прямое регулирование на денежном рынке с одновременным косвенным воздействием на рынке капиталов.

   Долгосрочными целями денежно-кредитной политики является стратегия Центрального банка, рассчитанная на период от года до нескольких десятилетий. И эффективность комбинирования применяемых/в один и тот же период зависит от успешного их со­четания при достижении разных по срокам целей. Пример: инструменты денежной политики – минимальных резервов, рефинансирования и др. – относятся традиционно к инструментам долгосрочного регулирования.

Регулирование процентных ставок.

 Влияние  процентной политики ЦБ на  изменение объема и динамики  денежной массы происходит как  непосредственно, так и косвенно. Для понимания этих процессов  необходимо рассмотреть особенности  действия различных процентных  ставок, таких, как:

   —  учетная ставка;

   —  ставка рефинансирования;

   —  ломбардная ставка;

   —  депозитная ставка.

   Учетная  (дисконтная) ставка является старейшим  методом кредитного регулирования.  Возникновение этого инструмента  связано с превращением центрального  банка в кредитора коммерческих  банков, которые переучитывали у  него свои векселя или получали  кредиты под собственные долговые  обязательства. Повышая ставку  по кредитам, ЦБ побуждает кредитные  учреждения сокращать заимствование  дешевых денежных ресурсов, зачастую  на эмиссионной основе. Это затрудняет  пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению процентных ставок и в конечном счете — к сокращению кредитных операций. Под учетной политикой понимается определение условий покупки ЦБ векселей и прочих платежных обязательств банков. Учетная ставка — это процентная ставка ЦБ, устанавливаемая для приобретения платежных обязательств. Учетная ставка ЦБ, как правило, на 0,5-2 пункта меньше текущих ставок коммерческих банков, что затрудняет или облегчает получение кредитов от коммерческих банков. В современной деятельности Центробанка России данный вид процентных ставок используется редко.

   Ставка  рефинансирования более широко  применяется в практике денежно-кредитного  регулирования. Под ставкой рефинансирования  обычно понимается процентная  ставка по кредитам центробанка, т. е. ставка, по которой центробанк кредитует коммерческие банки. Процесс кредитования связан с обычной практикой ссудозаемных операций на основе индивидуальных кредитных договоров. Уровень ставки рефинансирования (в соответствии с принятым в 1994 г. решением) может быть ниже справочной межбанковской рыночной процентной ставки не более чем на 5 процентных пунктов. В России этот вид ставки играет основную роль.

   Особенно  широко ставка рефинансирования  и кредитные договоры с коммерческими  банками использовались в 1992-1995 гг. Однако начиная с 1996 г. данная  ставка приобрела информационное  значение. Ее изменение отражает  изменение стоимости денег на  финансовом рынке, так как в  условиях проведения жесткой  стабилизационной политики и  необходимости уменьшения предложения  рублевых средств в экономике  ЦБ резко ограничил выдачу  кредитов КБ на основе индивидуальных  договоров и на относительно  длинный срок. Вместо индивидуальных  договоров с использованием ставки  рефинансирования Центробанк начал  выделять кредитные средства  КБ на аукционной основе под  плавающую (рыночную) ставку, которая  определялась на основе торгов.

   Ставка  рефинансирования составляет основу  различных нормативов (лимитов) в  практике налогообложения, бухгалтерском  учете, отдельных экономических  операциях и т. д. Она играет  своеобразную учетную роль, которая  в дальнейшем должна сокращаться,  поскольку это лежит за пределами  сферы денежно-кредитного регулирования.  За весь период радикальных экономических преобразований ставка рефинансирования менялась много раз, поскольку менялись условия хозяйствования.

  Ставка  рефинансирования должна:

   —  находиться в «положительной»  области значений;

   —  приближаться к рыночным ставкам;

   —  соответствовать экономической  политике.

   Первое  требование означает, что уровень  ставки рефинансирования должен  превышать уровень текущей инфляции (за квартал или год). С другой  стороны, ставка не должна носить  запретительный характер (кроме  чрезвычайных случаев), поскольку  это негативно действует на  хозяйственную активность. Изменение  ставки рефинансирования должно  находиться в русле экономической  политики государства, в том  числе и обеспечивать антициклическое регулирование производства.

   Ломбардная  ставка применяется для получения  денежных средств под высоколиквидные  финансовые активы (государственные  ценные бумаги, золото). В результате  расширения рынка государственных  ценных бумаг центробанк проводит ломбардные аукционы. Кроме того, ломбардные ставки широко применяются как средство регулирования ликвидности коммерческих банков с помощью залога высоколиквидных финансовых инструментов, прежде всего, государственных ценных бумаг. В практике Центробанка РФ ломбардные кредиты начали предоставляться коммерческим банкам с 1996 г. на весьма ограниченный срок (до 28 дней). Однако ломбардная ставка на кредиты со сроком меньше 28 дней была по своему значению ниже ставки рефинансирования, поскольку соответствовала рыночным кредитным ставкам с аналогичным сроком. В других странах, как правило, ломбардная ставка чуть превышает либо учетную ставку, либо ставку рефинансирования, поскольку не существует больших различий в уровнях ставок на разные сроки.

   Расширение числа инструментов регулирования привело к появлению депозитных ставок Центробанка, которые стали применяться также с 1996 г. Особенность данной ставки заключается во временном привлечении свободных ресурсов коммерческих банков, отражающихся на беспроцентных корреспондентских счетах в Центробанке, на депозитные счета ЦБ с целью ограничения роста остатков на корсчетах и их давления (перетока) на другие сегменты финансового рынка. Следовательно, повышая данную ставку, ЦБ может ограничить воздействие наиболее ликвидных активов на весь финансовый рынок. Но при этом не происходит расширения денежной массы, меняется только соотношение между агрегатами и ограничивается ликвидность безналичных денег. В связи с ростом предложения рублевых средств и сокращением применения других доходных финансовых инструментов ЦБ может расширить использование депозитных ставок.

Резервные требования.

   Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.

   Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.

    С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной резервной системы.

   В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным институтам применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента денежно- кредитного регулирования подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита ( в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.

   В России минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций ( статья 38 закона « О Центральном Банке России»). Тем не менее на практике процедура возврата денежных средств кредиторами из резервного фонда банка в Центральном Банке четко регламентирована. Возможно, было бы целесообразным передать часть суммы резервных отчислений для формирования резерва Корпорации по гарантированию вкладов (этот институт вводится в России в случае принятия Закона « О гарантировании вкладов граждан в банках», что, возможно, произойдет в начале 1997г.).

   В Современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения темпов роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.

   По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только эффективным, но и сильнодействующим « экономическим лекарством»(П. Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого « лекарства», что , к сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.

    Минимальные резервные требования к коммерческим банкам стала применяться в России с конца 80-хгг., когда происходило бурное развитие коммерческих банков. Государственным Банком СССР была установлена норма резервов в размере пяти процентов от суммы привлеченных средств. Однако даже такая скромная норма резервирования ( по сравнению с действующими в настоящие время) считалось непомерно завышенной в газах политиков и банкиров. Центральный Банк Российской Федерации в 1991 г. издал известную Инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которой устанавливалась норма резервирования в размере двух процентов. В определенной мере это был политический шаг, так как в это время (1990-1991гг.) линия фронта в войне Центра и республик проходила в банковской системе. Спустя всего год, в 1992 г., норма резервирования всего за четыре месяца увеличилась до двадцати процентов. Правительство Гайдара быстро отбросило в сторону популизм и иллюзии, и стало проводить жесткую монетарную политику. Высокие нормы резервирования в условиях инфляции- краеугольный камень монетаристской политики.

   Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы в зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по счетам до востребования- двадцать процентов; по срочным обязательствам коммерческого банка и кредитного учреждения – пятнадцать процентов.

   Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно вследствие « более избирательного удара», нежели единые номы, но и более разумны в социальном аспекте.

   С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения.

   В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.

   Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России.

   Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства