Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:21, курсовая работа
Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются:
- регулирование темпов экономического роста;
Введение……………………………………………………………………………………………………… 3
1.Банковская система Российской федерации……………………………………………… 4
2.Центральный банк Российской Федерации………………………………………………. 6
3.Денежно - кредитное регулирование………………………………………………………… 6
4.Денежно – кредитная политика Центрального банка………………………………. 7
5.Инструменты денежно-кредитного регулирования…………………………………. 8
6.Регулирование процентных ставок……………………………………………………………. 9
7.Резервные требования………………………………………………………………………………… 12
8.Операции на открытом рынке……………………………………………………………………. 15
9.Рефинансирование банков…………………………………………………………………….... 22
Заключение……………………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………………….
3) операции на открытом рынке;
4) депозитную политику;
5) валютную политику.
Содержание и сочетание стандартного набора методов в разных странах зависят от целого ряда предпосылок. В практике воздействия на экономику страны монетаризм и теория государственного регулирования в чистом виде не выражены. В будущем следует ожидать сочетания выбора стратегии Центральных банков. В текущем периоде приоритет все больше отдается рыночному механизму по сравнению с административными методами регулирования. Применяемые инструменты регулирования характеризуются с позиции таких критериев:
1) Традиционные или нетрадиционные.
2) Административные или рыночные.
3) Общего
действия или селективной
4) Прямого или косвенного воздействия.
5) Краткосрочные,
среднесрочные или
Следует уметь различать прямое и косвенное воздействие какого-либо механизма. Примером может служить проведение учетной политики через прямое регулирование на денежном рынке с одновременным косвенным воздействием на рынке капиталов.
Долгосрочными целями денежно-кредитной политики является стратегия Центрального банка, рассчитанная на период от года до нескольких десятилетий. И эффективность комбинирования применяемых/в один и тот же период зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей. Пример: инструменты денежной политики – минимальных резервов, рефинансирования и др. – относятся традиционно к инструментам долгосрочного регулирования.
Регулирование процентных ставок.
Влияние
процентной политики ЦБ на
изменение объема и динамики
денежной массы происходит как
непосредственно, так и
— учетная ставка;
— ставка рефинансирования;
— ломбардная ставка;
— депозитная ставка.
Учетная
(дисконтная) ставка является старейшим
методом кредитного
Ставка
рефинансирования более широко
применяется в практике
Особенно
широко ставка
Ставка
рефинансирования составляет
Ставка рефинансирования должна:
— находиться в «положительной» области значений;
—
приближаться к рыночным
— соответствовать экономической политике.
Первое
требование означает, что уровень
ставки рефинансирования
Ломбардная
ставка применяется для
Расширение числа инструментов регулирования привело к появлению депозитных ставок Центробанка, которые стали применяться также с 1996 г. Особенность данной ставки заключается во временном привлечении свободных ресурсов коммерческих банков, отражающихся на беспроцентных корреспондентских счетах в Центробанке, на депозитные счета ЦБ с целью ограничения роста остатков на корсчетах и их давления (перетока) на другие сегменты финансового рынка. Следовательно, повышая данную ставку, ЦБ может ограничить воздействие наиболее ликвидных активов на весь финансовый рынок. Но при этом не происходит расширения денежной массы, меняется только соотношение между агрегатами и ограничивается ликвидность безналичных денег. В связи с ростом предложения рублевых средств и сокращением применения других доходных финансовых инструментов ЦБ может расширить использование депозитных ставок.
Резервные требования.
Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.
Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.
С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной резервной системы.
В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным институтам применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента денежно- кредитного регулирования подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита ( в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.
В России минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций ( статья 38 закона « О Центральном Банке России»). Тем не менее на практике процедура возврата денежных средств кредиторами из резервного фонда банка в Центральном Банке четко регламентирована. Возможно, было бы целесообразным передать часть суммы резервных отчислений для формирования резерва Корпорации по гарантированию вкладов (этот институт вводится в России в случае принятия Закона « О гарантировании вкладов граждан в банках», что, возможно, произойдет в начале 1997г.).
В Современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения темпов роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.
По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только эффективным, но и сильнодействующим « экономическим лекарством»(П. Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого « лекарства», что , к сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.
Минимальные резервные требования к коммерческим банкам стала применяться в России с конца 80-хгг., когда происходило бурное развитие коммерческих банков. Государственным Банком СССР была установлена норма резервов в размере пяти процентов от суммы привлеченных средств. Однако даже такая скромная норма резервирования ( по сравнению с действующими в настоящие время) считалось непомерно завышенной в газах политиков и банкиров. Центральный Банк Российской Федерации в 1991 г. издал известную Инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которой устанавливалась норма резервирования в размере двух процентов. В определенной мере это был политический шаг, так как в это время (1990-1991гг.) линия фронта в войне Центра и республик проходила в банковской системе. Спустя всего год, в 1992 г., норма резервирования всего за четыре месяца увеличилась до двадцати процентов. Правительство Гайдара быстро отбросило в сторону популизм и иллюзии, и стало проводить жесткую монетарную политику. Высокие нормы резервирования в условиях инфляции- краеугольный камень монетаристской политики.
Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы в зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по счетам до востребования- двадцать процентов; по срочным обязательствам коммерческого банка и кредитного учреждения – пятнадцать процентов.
Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно вследствие « более избирательного удара», нежели единые номы, но и более разумны в социальном аспекте.
С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения.
В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.
Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России.
Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.