Денежные Реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию, условия проведения.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;
- рассмотреть основные виды денежных реформ, а так же методы стабилизации денежного обращения;
- рассмотреть социально-экономические последствия денежных реформ на примере СССР и России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ.………...4
1.1 Денежные реформы: сущность и виды…………………….………………....4
1.2 Денежные реформы за рубежом……………………………………………… 8
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ………………………………15
2.1 Денежные реформы Московского княжества и дореволюционной России...15
2.2 Денежные реформы в России конца 20в……………………………………...21
2.3 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2010 году………………………………………………………..........................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40

Работа состоит из  1 файл

курсовая по микроэкономике.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ.………...4

1.1   Денежные реформы: сущность и виды…………………….………………....4

1.2   Денежные реформы за рубежом……………………………………………… 8

ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ……………………………15

2.1  Денежные реформы Московского княжества и дореволюционной России...15

2.2  Денежные реформы в России конца 20в……………………………………...21

2.3  Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2010 году………………………………………………………..........................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений без укрепления денежной системы добиться устойчивого экономического роста экономики невозможно. Стабилизация денежного обращения и снижение инфляционных процессов достигается за счет проведения центральными банками денежно-кредитной и антиинфляционной политики. Изменение элементов денежной системы связано с денежными реформами.

Денежные реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.

Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию, условия проведения.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;

- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;

- рассмотреть основные виды денежных реформ, а так же методы стабилизации денежного обращения;

- рассмотреть социально-экономические последствия денежных реформ на примере СССР и России.

        Актуальность темы и научная значимость исследования определяются несколькими взаимосвязанными факторами:

      • недостаточной разработанностью современной методологии историко-экономического анализа советской денежно-кредитной системы;

    • слабой изученностью темы в современной отечественной и зарубежной литературе;

    • потребностью преодоления традиционных, сложившихся за полвека, в значительной мере, догматических взглядов на развитие советской денежно-кредитной системы;

    • необходимостью изучения отечественного опыта проведения дефляционной политики, сравнения его с мировым опытом.

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - Денежные реформы в России.

    ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - денежные реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

1.1 Денежные реформы: сущность и виды

Денежная реформа – это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения сираны.

     Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов организации денежной системы, как правило, ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных финансов, созданием условий для укрепления экономики страны.

     Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшой срок отдельные отрицательные явления в денежной сфере.

     После отказа от золотого стандарта и повсеместного перехода стран на не разменные на золото банкноты и казначейские билеты, которые подвержены хроническому обесценению, денежные реформы не могли обеспечить длительную стабилизацию денежных систем. С помощью денежной реформы удается добиться лишь временного и частичного упорядочения некоторых элементов денежной системы.

     В современных условиях в развитых странах денежные реформы заменяются антиинфляционными программами в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной политики центральными банками.

     Виды денежных реформ:

     В истории денежного обращения известны следующие виды денежных реформ.

     1. Переход от одного денежного товара к другому (от медных денег - к серебряным, от серебряных - к золотым либо от биметаллизма - к монометаллизму, далее -  к золотослитковому, золотодевизному стандарту) или от одного типа денежной системы к другому (от металлического обращения - к обращению кредитных и бумажных денег).

     2. Замена неполноценной и обесцененной монеты на полноценную или неразменных обесценившихся денежных знаков на разменные либо восстановление размена бумажных денег на золото или серебро.

     3. Частичные меры по стабилизации денежной системы (изменение порядка эмиссии, обеспечения банкнот, масштаба цен, золотого содержания или курса валют).

     4. Формирование новой денежной системы в связи с созданием новых государств, а также объединением денежных систем нескольких стран.

     Денежные реформы осуществляются различными методами в зависимости от формы обращающихся денег (деньги как товар - всеобщий эквивалент или как знаки стоимости - кредитные и бумажные деньги), общественно-экономического устройства страны, полного или частичного преобразования денежной системы, политики государства. Денежные реформы могут сопровождаться изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных денежных знаков и замены их новыми деньгами (бумажными или металлическими), изменением золотого содержания денег или их валютного курса, порядка эмиссии, обеспечения, а также валютного регулирования.

     Методы стабилизации денежной системы:

     Наиболее типичными методами стабилизации денежной системы являются следующие.

     Нуллификация - объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве.

     Нуллификация обычно проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте. Это осуществляется после войны при создании самостоятельных государств и в развивающихся странах. В развитых странах в современных условиях вследствие жесткого регулирования денежного обращения и контроля за уровнем инфляции нуллификация не используется, хотя Аргентина в конце 80 -начале 90-х годов прибегала к нуллификации практически ежегодно.

     Деноминация (изменение масштаба цен) - изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы с одновременным пересчетом всех денежных обязательств в стране (счетов в банках, цен, тарифов, заработной платы и т.д.).

     Деноминация предусматривает также замену старых денежных знаков на новые, но без ограничения сумм. Формально она носит технический характер, поскольку облегчает и упрощает учет, снижает издержки обращения и не затрагивает экономические основы стабилизации денежного обращения. Вместе с тем она может быть важным этапом в укреплении денежной системы, если проводится на завершающем этапе стабилизации экономики, финансов и подавления гиперинфляции, поскольку является важным моментом повышения доверия к национальной валюте.

     Девальвация - при золотом стандарте уменьшение металлического содержания денежной единицы, с прекращением размена кредитных денег на золото - снижение курса национальных денежных знаков по отношению к иностранной валюте.

     После прекращения размена кредитных денег на золото девальвация стала использоваться с целью укрепления конкурентных позиций стран на внешних рынках, улучшения состояния платежного баланса, привлечения иностранных инвестиций.

     Девальвация не устраняет проблемы денежного обращения и в современных условиях, не восстанавливает устойчивость национальной валюты. Более того, она ведет к снижению покупательной способности денег в результате повышения цен на импортируемые товары и раскручивает инфляционные процессы в стране. Она стимулирует экспорт продукции и обостряет конкуренцию на внешнем рынке. Обычно девальвации сопутствует дифференциация экспортных и импортных пошлин, введение валютных и других защитных оговорок.

    Ревальвация (реставрация) - повышение металлического содержания денежных единиц или курса бумажных денежных знаков по отношению к металлу либо иностранной валюте. С отменой золотого содержания валют в середине 70-х годов XX века ревальвация стала означать только повышение рыночного курса валюты.

     Ревальвация сдерживает инфляционные процессы в стране, так как более дешевыми становятся импортные товары, но она невыгодна экспортерам, которые теряют на курсовой разнице при обмене подешевевшей иностранной валюты на укрепившуюся собственную валюту по ранее заключенным контрактам.

     При монометаллизме радикальные денежные реформы совпадали с методами стабилизации денежной системы (нуллификацией, девальвацией, ревальвацией) и сопровождались восстановлением размена бумажных денег на металл либо повышением их золотого содержания или возвратом к золотому либо серебряному стандарту. В современных условиях деноминация и ревальвация используются как методы денежно-кредитной и валютной политики. Требование провести девальвацию установлено в ряде стабилизационных программ МВФ, предлагаемых странам.

     Необходимость и предпосылки проведения успешной денежной реформы:

     Необходимость проведения денежной реформы в каждой стране обусловливается различными причинами, в частности следующими:

     1) экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной валюты (чаще всего иностранной), завышенным курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики государства и центрального банка;

     2) политическими, связанными с изменением политического устройства или созданием нового государства;

     3) созданием наднациональных денежных единиц или объединением национальных денежных единиц.

    Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем.

     Общими предпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются:

  1) политическая стабилизация в стране; рост доверия населения, предпринимателей к политике, проводимой правительством и центральным банком;

     2) создание условий для развития национальной экономики, увеличение предложений на рынке товаров и услуг, которые противостоят деньгам;

     3) увеличение бюджетных доходов и отказ от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита;

     4) восстановление доверия к банкам и привлекательности накоплений денежных средств в кредитной форме;

    5) наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы.

 

1.2Денежные реформы за рубежом

Денежные реформы в зарубежных капиталистических странах

При монометаллизме денежные реформы совпадали с методами стабилизации валют - нуллификацией денег, девальвацией, ревальвацией - и сопровождались восстановлением их размена на металл, возвратом к золотому или серебряному стандарту. Так, во Франции в конце 18 в. была проведена нуллификация. Взамен аннулированных ассигнатов и земельных мандатов были выпущены металлические и разменные на золото деньги.

Примером ревальвации может служить денежная реформа в Великобритании в 1821 г. Во время войны с Францией фунт стерлингов с 1797 г. перестал размениваться на золото и обесценился на 40%. Когда обесценение фунта стерлингов составило 2 %, Банк Англии возобновил размен банкнот на золото по номиналу (1:1).

Аналогичный метод денежных реформ был применен в США, когда инфляция 1861-65 гг. была постепенно преодолена, часть бумажных денег изъята из обращения, курс их по отношению к золоту повысился до номинала. В 1879 г. правительство США восстановило размен банкнот на золото по курсу 1:1. Распространенный метод денежных реформ - девальвация, т.е. официальное снижение золотого содержания и курса национальной валюты по отношению к иностранной. Иногда она приближалась к нуллификации, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому курсу.

Например, в Германии в связи с колоссальным обесценением марки в период и после 1-й мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924 г. обмен производился по соотношению: 1 новая марка = 1 трлн. старых марок. В Греции в ноябре 1944 г. 50 млрд. старых драхм обменивались на 1 новую драхму. При обращении неразменных кредитных денег девальвация и ревальвация используются в основном для регулирования курса национальных валют, а денежные реформы направлены на укрепление внутреннего денежного обращения. В условиях кризиса экономики, для которого характерна почти хроническая инфляция, денежные реформы не обеспечивают длительной стабильности денежного обращения.

В период относительной стабилизации капитализма после 1-й мировой войны были проведены денежные реформы, растянувшиеся на ряд лет: с 1922 в Швеции по 1930 в Японии.

В большинстве стран была проведена девальвация, причем в Германии, Австрии, Венгрии, Польше близкая к нуллификации.

Денежные реформы не восстановили довоенный золотомонетный стандарт (только в Англии в результате денежной реформы 1925 г. было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов). Капиталистические страны, приспосабливаясь к изменившимся условиям, ввели урезанные формы золотого монометаллизма - золотослитковый (Великобритания, Франция) и золотодевизный стандарт (примерно в 30 странах, в т.ч. в 16 странах Западной Европы).

США, позиции которых усилились в итоге 1-й мировой войны, сохранили золотомонетный стандарт до 1933г. После 1-й мировой войны впервые о практике капитализма денежные реформы были проведены в основном с помощью межгосударственных займов США. Великобритания, Франция использовали тяжелое экономическое и финансовое положение ряда стран для навязывания им обременительных кредитов.

Одним из условий стабилизационных займов, предоставленных Германии, Австрии, Венгрии, Польше для проведения денежных реформ было назначение иностранных экспертов, которые контролировали денежно-кредитную политику стран-должников. Денежные реформы после 1-й мировой войны не обеспечили прочной стабилизации денежных систем. Мировой экономический кризис 1929-33 г., который переплелся с денежно-кредитным и валютным кризисом, привел к отмене золотого стандарта и массовому обесценению валют.

В ряде капиталистических стран денежные реформы были проведены после 2-й мировой войны (в Бельгии - в 1944 г., во Франции, Дании, Голландии и Норвегии - в 1945 г., а Греции - в 1944-46 гг., в Японии - в 1946 г., в Австрии - в 1947 г.). Они свелись к обмену обесцененных старых денег на новые. Обычно обменивалось ограниченное количество денег (например, в Бельгии до 5 тыс. фр. на одно лицо), остальные суммы зачислялись на блокированный счет в кредитном учреждении. В дальнейшем часть блокированных счетов была разблокирована. В 1958 г. по сравнению с довоенным уровнем греческая драхма обесценилась в 640 раз, японская иена - в 245 раз, итальянская лира - в 53 раза, французский франк - в 32 раза, турецкая лира - в 9,5 раза (исчислено по индексу оптовых цен). Новая денежная реформа была проведена во Франции в 1958-60 г. путем девальвации франка на 17,38 % и деноминации. До 1960 г. старые франки постепенно обменивались на новые по соотношению 100:1. Однако и эта денежная реформа не обеспечила стабилизации французской валюты.

Денежные реформы в зарубежных социалистических странах

Денежные реформы в зарубежных социалистических странах ставили задачей ликвидацию инфляции и укрепление денежного обращения, приведение денежной массы в соответствие с потребностью товарооборота при соблюдении интересов населения. Стабилизация денег должна была создать условия для успешного восстановления и быстрого развития экономики молодых социалистических государств, развертывания товарооборота, повышения жизненного уровня трудящихся. Ликвидация последствий войны и оккупации в сфере денежного обращения представляла собой длительный процесс; завершился он в разное время, что было связано с особенностями развития денежного обращения в каждой из этих стран. Для создания устойчивого денежного обращения, твердых валют необходимо было провести денежные реформы, обеспечить развитие производительных сил нового общественного строя, добиться сбалансирования госбюджета.

Методы проведения денежных реформ были в основном однотипны. В большинстве европейских социалистических стран они проводились в два этапа. Это объяснялось тем, что объективные предпосылки для полной ликвидации последствий войны и оккупации в сфере денежного обращения были созданы не сразу. Во многих странах госбюджеты не имели достаточной устойчивой доходной базы.

Первые денежные реформы были проведены в Польше, Чехословакии и Югославии в 1945 г., в Венгрии - в 1946 г., в Албании - в 1946-47 гг., в Румынии и Болгарии - в 1947 г., в Восточной Германии - в 1948 г. Денежные реформы предусматривали обмен старых денег на новые по определенному соотношению (в зависимости от степени обесценения денег). Для населения устанавливались льготные условия обмена, особенно для вкладов в сберкассах и банках. Для госпредприятий и общественных организаций обмен производился без ограничений или на льготных условиях, тогда как для частных предприятий действовали жесткие нормы обмена.

Одновременно с денежными реформами правительства этих государств провели ряд экономических и финансовых мероприятий, направленных на ликвидацию бюджетных дефицитов и укрепление денежного обращения. Денежные реформы в каждой стране учитывали конкретные особенности политического и экономического развития, однако, их основная цель заключалась в приведении денежной массы в соответствие с потребностями государства.

В результате денежных реформ в европейских социалистических странах была изъята значительная часть денежной массы, главным образом за счет накоплений, что привело к резкому сокращению количества денег в обращении, содействовали преодолению инфляции, снижению цен, росту товарооборота.

Второй этап денежных реформ осуществлялся в условиях, когда бюджеты в этих странах сводились с превышением доходов над расходами. Особенности денежных реформ на втором этапе состояли в том, что они сопровождались изменением масштаба цен, установлением золотого содержания валют.

Второй этап денежных реформ был проведен в Польше в октябре 1950 г., Румынии - в январе 1952 г., Болгарии - в мае 1952 г., Чехословакии - в июне 1953 г.; реформы предусматривали обмен старых денег без ограничения на новые по разному соотношению в каждой стране в зависимости от степени их обесценения.

Переоценка вкладов в сберкассах производилась на льготных условиях. В Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии было законодательно зафиксировано золотое содержание валют (раньше золотой паритет валют этих стран определялся косвенным путем через доллар США). Особый характер носили денежные реформы в других социалистических странах.

Денежные реформы в КНР (март-апрель 1955 г.) ставила задачей изменение масштаба цен. Старая денежная единица, выражавшая очень малую величину стоимости, осложняла расчеты и учет в народном хозяйстве. Деньги прежних выпусков были обменены на деньги нового образца - юани Народного банка Китая по соотношению 10000:1 без ограничений.

Поэтому же соотношению пересчитывались цены и денежные обязательства, а так же валютные курсы. Золотое содержание юаня не было установлено.

В КНДР в 1947 была введена новая денежная единица - вона, на которую обменивались старые деньги (иены Чосен-банка) по соотношению 1:1. Для рабочих, служащих и других горожан норма обмена устанавливалась в пределах месячной заработной платы, для крестьян - до 700 вон на одно хозяйство. Государственные учреждения и предприятия могли обменять наличные денежные средства без ограничений. Агрессия США против КНДР в 1950 г. потребовала выпуска значительной массы денег для нужд обороны, что привело к росту цен. В целях укрепления денежного обращения в феврале 1959 г. был произведен обмен без ограничения старых банкнот на новые по соотношению 100:1.

Поэтому же соотношению были пересчитаны цены, заработная плата и денежные обязательства. В ДРВ денежная реформа (февраль 1959 г.) была в основном связана с изменением масштаба цен. Старые деньги обменивались на новые без ограничения по соотношению 1000 старых донгов за 1 новый донг и соответственно пересчитаны цены, заработная плата и денежные обязательства.

В июле 1976 г. в результате объединения ДРВ и РЮВ было образовано единое государство - СРВ. С 1978 г. в СРВ проведена денежная реформа, ставившая целью унификацию денежного обращения в стране. В обращение выпущены новые денежные знаки. Обмен старых денег на новые производился по курсу: 1 новый донг = 1 донгу, имевшему хождение на Севере страны, и 0,8 донга, временно обращавшихся на Юге Вьетнама. Денежная реформа в СРВ явилась важной мерой реорганизации производства, перераспределения рабочей силы и укрепления экономического и финансового управления на территории всей страны.

Денежная реформа в Лаосской Народно-Демократической Республике проведена в декабре 1979 г. В обращение выпущены новые кипы, заменившие ранее обращавшиеся "кипы освобождения", которые выпускались в освобожденной от оккупантов зоне Лаоса в начале 70-х гг. Обмен производился без ограничения по соотношению: 1 новый кип = 100 "кипам освобождения". Денежная реформа в Республике Куба проведена в августе 1961 г. Обмен старых денег (песо) на новые производился по соотношению 1:1. Единовременно обменивалось на семью 200 песо; остальные наличные деньги в пределах до 10000 песо зачислялись на специальный счет по вкладам в Национальном банке Кубы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ

 

2.1 Денежные реформы Московского княжества и дореволюционной России

1535 г. Денежные реформы Елены Глинской

Первая централизованная денежная реформа в России была проведена Еленой Глинской - вдовствующей великой княгиней московской, женой Василия III и матерью малолетнего Ивана IV Васильевича «Грозного». Основной причиной реформы было разнообразие монет, использовавшихся на Руси, из-за чего возникали большие сложности с денежным обращением и заключением торговых сделок. Процветали обрез и подмесь монет. Целью реформы был запрет всех старых русских и иностранных монет (обрезанных и необрезанных) и замена их новой монетой - копейкой.

1654 г. Реформа Алексея Михайловича Романова

В 1654 году при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) впервые были выпущены реальные рублевые серебряные монеты - «ефимки», перечеканенные из западногерманских талеров - полноценных ходячих монет Европы. На монете впервые была помещена надпись «Рубль», на лицевой стороне - двуглавый орел, на оборотной - царь на коне. Однако в это время рубль был неполноценной монетой, он содержал меньше серебра, чем 100 серебряных копеек. Фактическая его стоимость равнялась 64 копейкам.

Также в обращение были выпущены медные копейки по образцу серебряных, фактически по 400-рублевой монетной стопе.

Попытка введения в денежное обращение необеспеченных легковесных денег привела к инфляции и нарастанию внутренней напряженности и в конце концов окончилась народными волнениями, В 1655 году выпуск «ефимков» был прекращён, на смену им пришли полновесные талеры с клеймом (всадник на лошади и год - 1655), которые получили название «ефимки с признаками», а после Медного бунта в Москве выпуск медной монеты тоже был прекращен.

Регулярная чеканка серебряных рублей и медных копеек началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700-1718 гг.

1700-1718 гг. Финансовая реформа Петра I

Основной причиной, послужившей проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительства флота, обустройства армии, ведения Великой Северной войны 1700-1721 годов. Петр I решил ввести новую денежную систему, которая бы отвечала требованиям развивающейся экономики и торговли. Реформа проводилась постепенно в течение 15 лет. За время реформы были введены в обращение золотые монеты - червонец (3 рубля), равный по весу западноевропейскому дукату (3,4 грамма), двойной червонец (6 рублей) и двойной рубль (около 4 граммов).

В 1704 году впервые в мире был осуществлен переход на десятичную валюту. В обращении появилась медная копейка, равная 1/100 части серебряного рубля.

1730-1755 гг. Выкуп легковесной монеты

В первой четверти XVIII века Российская империя встала на курс интенсивной модернизации, вела активную внешнюю политику, в стране проводились многочисленные реформы. При этом расходы превышали суммы доходов от налогов и других традиционных видов поступлений. Успешная денежная реформа 1700—1718 г. дала в руки правительству новый инструмент для получения дохода - эксплуатация монетной регалии. Начиная с 1718 года, в стране начинают выпускаться медные монеты по 40 р. из пуда меди (при цене на медь около 8р). Большая разница в стоимости сырой и «обмонеченой» меди привело к всплеску фальшивомонетчества (фальшивые деньги выпускались не только частными лицами, этим также занимались монетные дворы других стран). Эти процессы начали принимать угрожающий характер.

Нормализация денежного обращения заняла более 20 лет. Начиная с 1730 г. выпуск легковесной монеты был прекращён, вместо неё начался выпуск монет (денег и полушек) по 10 руб. из пуда. Это позволило изъять из обращения однокопеечные монеты (которые перечеканивались в новые деньги), но основной проблемой было большое количество пятикопеечной монеты (к 1730 г. только официально выпущенных на 3,2 млн. р., количество фальшивых оценке не поддается), выкуп которой казне был не по карману.

Начиная с 1744 г. покупательная способность 5-копеечных монет законодательно снижалась, достигнув к 1755 г. двух копеек. После этого было объявлено о выкупе легковесных монет по 2 копейке за штуку в сжатые сроки с последующим запретом на их обращение. В силу ограниченного срока обмена, к выкупу было предъявлено около 206 тысяч рублей пятикопеечниками. Выкупленные монеты перечеканивались в новые копейки 8-рублевой монетной стопы.

1769 г. Первые бумажные деньги России

В 1769 г. во время правления Екатерины II (1729-1796) в России были введены в обращение первые бумажные денежные знаки, которые просуществовали под названием ассигнаций вплоть до 1843 г.

Причиной необходимости введения ассигнаций явилось то, что основой денежного обращения был серебряный рубль, который играл роль всеобщего эквивалента и был обеспечен ценой заключенного в нём металла. Но производительность отечественных рудников (6-7 тыс. кг серебра в год) была недостаточна для обеспечения возросших требований к объёму денег в экономике. Ассигнации также использовались для финансирования войны с Турцией.

Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 г. указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке. Ассигнации первого выпуска 1769—1786 гг. прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок — от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, то есть они были равноценны серебряной монете. Однако усиленный выпуск ассигнаций, превысивший обеспечение, привел к падению её курса. В 1797 г. правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн. рублей. Постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 г. общая сумма ассигнаций с 151 млн. поднялась до 212 млн. рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля, падение рубля особенно усилилось во время Отечественной войны 1812 года.

1839-1843 гг. Реформы Николая I

В 1839-1843 гг., в период правления Николая I, министром финансов графом Е. Ф. Канкрином была проведена денежная реформа, в ходе которой ассигнации были выведены из обращения и их заменили кредитные билеты, разменные на серебро. В России был введен серебряный монометаллизм, который просуществовал в России по 1852 год. Но уже к 1849 году билеты и старые ассигнации были обменены на ассигнации нового образца, которые скоро обесценились. Поэтому с началом Крымской войны 1853—1857 годов банки прекратили обмен ассигнаций на золото и серебро. В России наступил период широкого бумажно-денежного обращения.

1897 г. Денежная реформа Николая II

В 1895-1897 годах министром финансов С. Ю. Витте (1849-1915) была осуществлена новая денежная реформа, целью которой было установление в России золотого монометаллизма. В её основе - золотое обеспечение денежной системы государства. По замыслу реформаторов для обеспечения устойчивой конвертируемости рубля был установлен свободный размен кредитных билетов, выпуск которых был ограничен на золотую монету из расчета один бумажный рубль за один рубль в золоте, а также уменьшено золотое содержание империала.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён.

Денежные реформы в СССР 1922-1924 гг.

Первая денежная реформа в СССР была проведена в 1922-1924 гг. Обесценившиеся в годы гражданской войны бумажные деньги были заменены устойчивыми банковскими билетами - червонцами и устойчивыми разменными денежными знаками. При первой деноминации один рубль образца 1922 г. приравнивался к 10000 рублей в денежных знаках всех прежних выпусков. В результате находившиеся в обращении денежные знаки различных образцов были заменены знаками одного образца. При второй деноминации 1924 г. 1 рубль образца 1923 г, был приравнен к 100 рублям выпуска 1922 г., или к 1 000 000 рублей в знаках до 1922 г. Обе деноминации были первым шагом к стабилизации советской валюты, покупательная способность которой снизилась в результате гражданской войны и иностранной военной интервенции.

В 1923 году были выпущены первые советские золотые червонцы, соответствовавшие по содержанию в них чистого золота дореволюционным 10 рублям. Советские червонцы получили прозвище «сеятель» так как для лицевой стороны монеты было выбрано изображение сеятеля по скульптуре Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941). Автором эскиза был главный медальер Монетного двора А. Ф. Васютинский.

1947 г.

Денежная реформа в декабре 1947 г. была проведена с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесценению. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. Хотя многие не считают данную денежную реформу деноминацией, поскольку при реформе порядок цен, зарплат и иных платежей остался прежним, и полагают, что она носила лишь конфискационный характер. Так 10 старых рублей наличными обменивались на один рубль новых. Обмен наличных денег проводился в течение одной недели («Кто не успел, тот опоздал»). Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит Постановление Совета Министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг; крупа, макароны - 1 кг; мясо и мясопродукты - 1 кг; колбасные изделия и копчености - 0,5 кг; сметана - 0,5 кг; молоко - 1 л; сахар - 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани - 6 м; нитки на катушках - 1 катушка; чулки-носки - 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая - по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное - 1 кусок; спички - 2 коробки; керосин - 2 л. Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

1961 г.

Денежная реформа была проведена 1 января 1961 г. в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории»[источник не указан 578 дней]. По всем вкладам в Сбербанке граждане получили на 10 старых рублей один новый рубль. Наличные деньги обменивались без ограничений по такому же коэффициенту. К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменяно на новые купюры. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло.

Интересным моментом денежной реформы 1961 года было то, что вся мелкая металлическая монета номиналом 1, 2, 3 копеек не уменьшилась в стоимости в 10 раз, а продолжила ходить в том же исполнении и по тому же номиналу. Таким образом, те жители, которые собирали мелкие медные металлические деньги, оказались в выигрыше - стоимость их монет увеличилась в 10 раз. Наглядно это показано в фильме «Менялы». Однако сразу после объявления в печати о будущей реформе по всем торговым и финансовым организациям был разослан циркуляр, запрещавший менять бумажные деньги на медные монеты, так что количество реально обогатившихся было весьма незначительным.

1991 г. - Павловская реформа

Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича. В течение трёх суток января граждане могли обменять 50 и 100-рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.

В то же время в результате Шоковая терапия привела к гиперинфляции, которая только по итогам 1992 года составила 2600 % и обесценила сбережения граждан в Сбербанке.

 

2.2 Денежные реформы в России конца 20 века

В нашей стране глубокая денежная реформа происходит в процессе создания рыночной экономики начиная с 1988 г. по настоящее время. Отметим, что на состоянии денежной системы России в определенной мере сказались процессы, связанные с распадом СССР и необходимостью создания собственной денежной системы.

На денежном обращении страны отразилось невыполнение обязательств, принятых рядом государств СНГ в 1992 г. Соглашения, заключенные 9 октября 1992 г., предусматривали согласование денежно-кредитной политики в СНГ при использовании общей валюты - рубля РФ. 22 января 1993 г. подписано соглашение о создании государствами СНГ Межгосударственного банка для содействия улучшению межгосударственных расчетов. Однако найти согласованных подходов к решению вопросов денежно-кредитной политики тогда не удалось, ряд государств ввел национальные валюты, в Россию хлынул поток наличных рублей. Это отрицательно повлияло на денежное обращение в России и усилило инфляционные процессы.

Банк России вынужден был начать выпуск новых денежных знаков и постепенно изымать из обращения денежные билеты Госбанка СССР образца 1961-1992 гг. В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты банка России только образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993 г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

В ноябре-декабре 1993 г. Казахстан, Узбекистан и Армения ввели свои национальные денежные знаки. Таджикистану Россия предоставила государственный кредит новыми наличными деньгами и, таким образом, к концу 1993 г. денежные билеты бывшего СССР практически на всех территориях государств - бывших республик страны потеряли законную силу.1993-1994 г. - период завершения процесса создания национальной валюты и отделения денежного обращения России от денежных систем государств, бывшего СССР. Это позволило остановить импорт инфляции, усилить контроль над движением денежных потоков.

Вопрос о проведении деноминации, как известно, поднимался в средствах массовой информации начиная с 1995 г. Однако до 1998 года осуществление реформы подобного рода являлось преждевременным и силу наличия инфляции более 20% в год: деноминация не имеет смысла в условиях высокой инфляции и падения валового внутреннего продукта из-за продолжающегося роста цен и высоких инфляционных ожиданий.

Деноминация предполагает условия стабильности и укрепление внешней покупательной способности национальной денежной единицы. По отношению к доллару США и с учетом внутренней инфляции реальное укрепление рубля за январь - август 1997 г. составило 3,2%.

Политика Банка России на 1998 г. была также направлена на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля. Тем более что накопления золотовалютных резервов Банка России составили к 1 августа 1997 г. более 24 млрд. долл. Проведение деноминации - свидетельство способности органов денежно-кредитного регулирования обеспечивать контроль над инфляцией в долгосрочной перспективе и фактор формирования низких инфляционных ожиданий у экономических агентов.

Эквивалентная деноминация - это техническая процедура, обеспечивающая упрощение учета и расчетов в хозяйстве.Международный опыт показывает, что деноминация оказывает позитивное воздействие на такие показатели, как инфляционные ожидания, долгосрочные процентные ставки, и, таким образом, на экономический рост. С этой точки зрения, деноминация - это и элемент экономической политики. Психологически деноминация содействует повышению доверия населения к национальной валюте. Способствуя укреплению рубля, деноминация оказывает эффективное воздействие на приток капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций.

Естественно, деноминация влечет за собой и определенные проблемы, но они решаемы. Так, например, опасения разового роста цен вследствие их округления снимались решением Правительства Российской Федерации о необходимости указания цен на товары и услуги одновременно в новом и старом масштабе. Деноминация 1998 г. не носила конфискационного, ограничительного характера. Постепенная замена денежных знаков без каких-либо ограничений позволила избежать стрессов среди населения. Плавная замена денежных знаков в обращении, параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение всего 1998 г. существенно снизили затраты на проведение деноминации. Центральный банк готовился к проведению деноминации еще с начала 1997 года, систематически отслеживая экономическую ситуацию в стране. Был выбран именно этот срок начала проведения деноминации.

Президент согласился с предложением Правительства и Центрального банка и принял Указ № 822 от 4 .августа 1997 г. о проведении с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей денег старого образца на 1 рубль в новых деньгах.

Этим же Указом Правительству было поручено определить порядок проведения мероприятии, связанных с практической реализацией настоящего Указа, имея в виду, что эта реформа является частью программы финансового оздоровления страны и направлена на упрочение позиции российской валюты, соблюдение интересов населения и государства при недопущении какого-либо ущерба населению.

Постановлением Правительства от 18 сентября 1997 г. № 1182 (п. 1) установлено, что организации, независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны произвести с 1 января 1998 г. пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также надбавок, наценок и скидок исходя из нового масштаба цен: 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах. При этом цены на товары и работы, тарифы на услуги указываются организациями независимо от организационно-правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в валюте Российской Федерации в период с 1 декабря 1997 г. до 31 декабря 1998 г. включительно как в новом, так и в старом масштабе цен одновременно (вначале цены указываются в новом масштабе цен, и таким образом, после 1 января 1998 г. первая цена будет в новом масштабе цен, а в старом масштабе она будет просто повторяться).

Этим же постановлением, п. 6, установлено, что все выплаты и расчеты по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, осуществляются, начиная с 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен.

Пункт 16 предусматривает, что денежные билеты и монеты Банка России, обращающиеся в настоящее время на территории Российской Федерации, подлежат в 1998 г. приему организациями независимо от организационно-правовой формы и отдельными лицами при осуществлении всех видов платежей, а также кредитными организациями для зачислении во вклады, текущие, расчетные и другие счета без всяких ограничений, исходя из нового масштаба цен.

Центральному банку Российской Федерации необходимо обеспечить контроль над проведением этой работы кредитными организациями. Таковы основные положения, которые определяли порядок проведения деноминации. Кратко остановимся на характеристике новых банкнот и монет.

С 1 января 1998 г. в обращение были введены банкноты и монеты Банка России образца 1997 г., т.е. банкноты пяти номиналов - достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и монеты - 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля и 5 рублей. Как видно из этого ряда, 5 рублей представлены как банкнотой, так и монетой, и предполагается, что основную массу обращения будет замещать пятирублевая монета, банкнота - в незначительных объемах. Основное количество банкнот составляют 500-, 100-, 50- и 10-рублевые, остальная денежная масса будет выдаваться Центральным банком монетами.

На начальном этапе, в течение I квартала 1998 г., учреждения Центрального банка выдавали деньги в пропорции, которая необходима для организации нормального денежного обращения в данном регионе, т.е. выдается и копейка, и 5 копеек, и 10 копеек в соотношении, обеспечивающем потребности денежного оборота. Что можно сказать о банкнотах? Основной мотив банкнот повторяет банкноты образца 1995 г. Так, на банкноте в 5 рублей повторяется изображение Новгорода, на банкноте в 10 рублей - Красноярска, на других банкнотах - Санкт-Петербурга, Москвы и Архангельска. Это сделано для того, чтобы максимально упростить восприятие населением новых денег. Если говорить совсем упрощенно, то использован метод детского лото - "вишенка к вишенке, помидорчик к помидорчику", т.е. если человеку тяжело ориентироваться  в нулях, расплачивайся картинкой - покупательская способность банкнот та же.

Этим путем идем не только мы, его использовали и Франция, и Мексика. И как показал опыт этих стран, население наиболее легко воспринимает на первоначальном этапе деноминации именно банкноты с повторением того же зрительного образа. Монеты выпускаются с совершенно другим дизайном, чем они были раньше. Так, все копейки - 1, 5, 10 и 50 на оборотной стороне содержат изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Таким образом, мы возвращаемся к тому моменту, почему она собственно и была названа копейкой. Как известно, на первых монетах на Руси был изображен всадник с копьем, и название произошло от этого изображения. Рубль, два и пять изготовлены из такого медно-никелевого сплава, чтобы не возникало желания подделать монеты (например, монета в пять рублей белого цвета сделана из биметалла мельхиор - медь - мельхиор).

Представляется целесообразным обратить внимание на основополагающий принцип организации проведения деноминации: прямого обмена, обмена денег как такового, не было предусмотрено. Это подчеркивается во всех документах. Никакие учреждения - ни Центральный банк, ни кредитные организации - прямой обмен денег ни физическим, ни юридическим лицам производить не должны. Старые деньги будут уходить из обращения через обычные каналы денежного обращения, как-то: торговля, услуги и т. д. Выпуск новых денег будет осуществляться в порядке обычных платежей по мере изъятия старых денег. Параллельное нахождение в обращении двух видов денег в соответствии с Указом Президента осуществлялось в течение всего 1998 г. Центральный банк установил строгий контроль за обязательностью приема как старых, так и новых денег на 1998 г. во все виды платежей с учетом масштаба 1:1000.

Старые деньги, не использованные населением в течение 1998 г. будут обмениваться на новые в учреждениях Центрального банка до конца 2002 г. без каких-либо ограничений. Но сами учреждения Центрального банка, начиная уже с первого операционного дня, будут выдавать только новые деньги, хотя в правилах есть оговорка "в основном". Учреждения коммерческих банков по их усмотрению до 1 июля 1998 г. имели право выдавать из своих касс деньги как нового, так старого образца. А, уже начиная с 1 июля 1998 г. Центральный банк запретил коммерческим банкам выдавать деньги старого образца. С этого момента следует выдавать деньги только нового образца. При этом кредитным организациям было необходимо продолжать прием от юридических и физических лиц денег старого образца до конца 1998 г. без каких-либо ограничений.

Потребности коммерческих банков в новых деньгах удовлетворялись в соответствии с действующим порядком, т.е. деньги с корсчета в тех суммах, которые необходимы, выдавались без всяких ограничений.

Деньги старого образца сдаются коммерческими банками в обычном порядке отдельно от денег образца 1997 г., т.е. старая и новая денежные массы сдаются в РКЦ раздельно. Как было отмечено выше, Центральный банк не предусматривает прямого обмена денег в процессе деноминации и не рекомендует производить его коммерческим банкам, тем более с взиманием каких-либо комиссий за эту операцию. При выявлении фактов взимания комиссии за обмен старых денег на новые, а также фактов отказа в приеме старых денег в 1998 г. Центральный банк вправе применять штрафные санкции.

Перед коммерческими банками, работающими непосредственно с предпринимателями и населением, стояла важная задача способствовать нормальному ходу деноминации, созданию спокойного психологического климата во время ее проведения, систематически разъяснять клиентуре особенности организации денежного обращения в период параллельного хождения двух видов денег в стране.

Центральный банк считает, что процесс деноминации должен проходить без каких-либо проблем в условиях, когда участники этого процесса не будут допускать отклонений от правил его проведения. Разработка нормативных документов, касающихся порядка совершения, оформления и учета эмиссионно-кассовых операций в период параллельного обращения денежной массы старого и нового образцов, осуществлялась по строгому плану. Положение о порядке совершения, оформления и учета кассовых операций и инкассации денежной выручки в кредитных организациях в период параллельного обращения денежных знаков старого и нового образцов разработано и утверждено.

Этот документ концентрирует внимание на том, что деньги образца 1993, 1994 и 1995 гг., монета СССР и Банка России 1961 - 1996 гг., а также 1, 2, 3 копейки еще более ранних выпусков в течение всего 1998 г. остаются законным платежным средством и обязательны к приему без всяких ограничений из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости, т.е., условно говоря, клиентура, люди могут прийти и заплатить за квартиру, сделать перевод, вклад, например, копейками 1961 г. И учреждения банков обязаны были принять эту денежную массу и отказывать в ее приеме не имеют права. Банк России очень жестко контролировал этот момент.

 

2.3 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2010 году

    В 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы в целом характеризовалось ростом спроса на национальную валюту, высоким уровнем банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным увеличением кредитования реального сектора экономики.

    Денежный агрегат М2 за 2010 г. увеличился на 28,5%1, в том числе за IV квартал — на 12,6% (за 2009 г. — на 16,3%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 выросла за рассматриваемый период на 18,1% (в 2009 г. этот показатель составил 6,9%).

    Денежный агрегат М0 за 2010 г. возрос на 25,4% (за 2009 г. - на 6,4%). При этом в течение года динамика наличных денег носила выраженный сезонный характер: в январе - марте отмечалось их абсолютное сокращение (на 1,3%), а в остальные кварталы объем наличных денег увеличивался (во II квартале он вырос на 9,6%, в III квартале - на 3,6%, в IV квартале - на 11,9%).

    Безналичная составляющая денежного агрегата М2 за 2010 г. возросла на 29,6% (за 2009 г. - на 20,2%). При этом в течение первых трех кварталов темпы прироста безналичных денег изменялись в диапазоне от 3,0 до 6,8%, а в IV квартале они составили 12,9%.

    В истекшем году средства юридических лиц на рублевых счетах увеличились на 16,6%, а средства физических лиц - на 43,6% (за 2009 г. они выросли на 14,5 и 27,1% соответственно). В рассматриваемый период депозиты "до востребования" организаций возросли на 31,0% при незначительном увеличении их срочных депозитов (на 0,4%). Рост депозитов населения был обусловлен как увеличением доходов домашних хозяйств, так и повышением их склонности к сбережению. При этом темпы роста срочных депозитов населения (43,3%) были сопоставимы с темпами роста депозитов "до востребования" (44,9%).

    Общий объем рублевых депозитов "до востребования" за 2010 г. увеличился на 34,6% (за предшествующий год - на 11,4%), а срочных рублевых депозитов - на 26,6% (за 2009 г. - на 26,1%).

    В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2011 уменьшилась относительно 1.01.2010 на 0,6 процентного пункта - до 25,1%. Удельный вес депозитов "до востребования" увеличился на 1,3 процентного пункта, а доля срочных депозитов уменьшилась на 0,7 процентного пункта - до 29,0 и 45,9% соответственно.

    Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2010 г. на 12,2% (за 2009 г. - на 2,6%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 38,5%.

    За 2010 г. депозиты населения в иностранной валюте уменьшились в долларовом эквиваленте на 4,9%, депозиты нефинансовых организаций - на 0,3%. Общий объем депозитов в иностранной валюте сократился за рассматриваемый период на 2,6% (за 2009 г. - вырос на 12,4%).

    По итогам 2010 г. объемы нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам составили примерно 5,5 млрд. долл. США (за 2009 г. - 14,9 млрд. долл. США). При этом если в первом полугодии 2010 г. наблюдались нетто-покупки в объеме 2,4 млрд. долл. США, то в июле – декабре нетто - продажи составили почти 7,9 млрд. долл. США( в  IV квартале – 4,4 млрд. долл. США.

Широкая денежная масса, включающая депозиты в иностранной валюте, за 2010 г. возросла на 22,7% (за 2009 г. - на 16,4%). Прирост широкой денежной массы в рассматриваемый период составил 4,4 трлн. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 1,1 трлн. руб., а внутренние требования - на 4,2 трлн. рублей. Прирост внутренних требований в значительной степени определялся увеличением требований к организациям и населению. Для сравнения: за 2009 г. широкая денежная масса возросла на 2,7 трлн. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 1,7 трлн. руб., внутренних требований - на 2,7 трлн. рублей.

    В IV квартале 2010 г. продолжился рост кредитных агрегатов. Прирост задолженности по кредитам нефинансовым организациям составил 3,2%, а задолженности по кредитам физическим лицам - 5,5%. В результате годовые темпы прироста общей задолженности по кредитам на 1.01.2011 составили 12,6%.

    Одними из основных факторов, обусловивших восстановление кредитной активности, были низкие процентные ставки и высокий уровень ликвидности на денежном рынке. Продолжившийся рост депозитной базы банков, увеличивающий пассивную часть их баланса, также способствовал росту кредитов. Еще одним источником роста кредитов было замещение низкодоходных безрисковых активов банков требованиями к реальному сектору экономики. Так, начиная с августа 2010 г. годовой прирост чистых иностранных активов кредитных организаций был отрицательным2. Объем облигаций Банка России на балансах банков начиная с сентября 2010 г. также постепенно сокращался. Тем не менее вложения кредитных организаций в обязательства органов государственного управления и депозиты Банка России остаются значительными, что в определённой мере оказывает влияние на рост кредитов.

Низкий спрос на кредиты был существенным фактором, ограничивающим рост кредитной активности. Однако по мере восстановления совокупного спроса происходило и оживление кредитования. При условии сохранения позитивных тенденций в реальном секторе экономики следует ожидать дальнейшего роста спроса на кредиты.

    Денежная база в широком определении за 2010 г. выросла на 26,6% (в IV квартале - на 14,9%). В структуре денежной базы в широком определении удельный вес наличных денег снизился с 71,5% на 1.01.2010 до 70,6% на 1.01.2011, доля средств кредитных организаций на корреспондентских счетах сократилась с 13,9 до 12,2%, на депозитных счетах - с 7,9 до 7,7% соответственно. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов в 2010 г. остался практически без изменения (2,3%), а в облигациях Банка России - увеличился с 4,4% в начале года до 7,2% на 1.01.2011.

    Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за 2010 г. увеличились на 30,4% (в IV квартале - на 14,4%), а их средний дневной объем возрос с 885 млрд. руб. в 2009 г. до 2050 млрд. руб. в 2010 году. При этом в IV квартале 2010 г. средний дневной объем совокупных банковских резервов составлял 1941 млрд. руб., в то время как в период с апреля по сентябрь - 2254,4 млрд. рублей. Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования за рассматриваемый период значительно снизились, составив на 1.01.2011 примерно 17,5 млрд. руб. (на 1.01.2010 - более 920 млрд. руб.). Средний дневной объем требований сократился с 1735 млрд. руб. в 2009 г. до 170 млрд. руб. в 2010 г. (в IV квартале - около 24 млрд. руб.).

    Средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России за 2010 г. увеличились на 94,4 млрд. руб. и на 1.01.2011 составили примерно 995 млрд. рублей. При этом их средний дневной объем в истекшем году равнялся 525,8 млрд. руб. (в IV квартале - около 563 млрд. руб.) по сравнению с 473 млрд. руб. в 2009 году.

    В 2010 г. на российском рынке межбанковских кредитов (МБК) наблюдалась понижательная динамика процентных ставок, наиболее ярко она была выражена в первом полугодии. Средняя годовая ставка MIACR по однодневным рублевым МБК в рассматриваемый период составила 3,1% годовых против 7,8% годовых в 2009 году.

    В IV квартале 2010 г. ситуация на российском рынке МБК в целом оставалась стабильной. Несмотря на определенное уменьшение, уровень ликвидных средств кредитных организаций оставался достаточно высоким. В октябре и первой половине ноября ситуация на рынке МБК характеризовалась умеренной повышательной динамикой процентных ставок. В этот период ставка MIACR по однодневным рублевым МБК изменялась в диапазоне от 2,4 до 3,2% годовых. Во второй половине ноября и в декабре повысился уровень ставок рынка МБК и возросла их волатильность.

    Средняя ставка MIACR по однодневным рублевым межбанковским кредитам в IV квартале 2010 г. составила 3,0% годовых против 2,6% годовых в предшествующем квартале. Диапазон колебаний ее дневных значений расширился с 1,2 процентного пункта в III квартале 2010 г. до 2,2 процентного пункта в IV квартале 2010 года. Спред между средними ставками MIACR и MIACR-IG (фактическая ставка по кредитам, предоставленным российским банкам, имеющим инвестиционный кредитный рейтинг) в IV квартале 2010 г. почти не изменился по сравнению с аналогичным показателем предшествующего квартала и составил 11 базисных пунктов.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежная реформа в любой стране – это проблема, которая волнует практически каждого гражданина. В подтверждение данным словам хотелось бы привести результаты опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» в 1999г. Они зафиксировали рост недовольства граждан возвратом металлических денег: в феврале число тех, кому нравится звонкая монета снизилась с 33% до 25%, а тех, кому она вовсе не нравится, напротив, возросло с 23% до 40%. Прежде всего потому, что в связи с активным использованием металлических монет гражданам придется потратиться на новые кошельки, имеющие специальные отсеки для хранения мелочи.

В ходе тех же опросов выяснилось: более половины российских граждан уверены, что пострадали от деноминации (хотя только у 13% из них лично возникали определенные проблемы и недоразумения из-за деноминации), но так и не поняли, для чего же, собственно, она была нужна. Наиболее популярные версии такие: государство таким образом оправдывает увеличение денежной массы для погашения долгов по зарплате; деноминация дает банкам возможности для махинаций, и именно банками деноминация и была инициирована. Большинство граждан при этом считает, что денежная реформа вызвала рост цен на товары повседневного спроса. Практически не сомневаются в этом пожилые люди, среди которых рост потребительских цен с деноминацией связывает подавляющее большинство – 71%.

Больше половины людей считают, что знают о денежных реформах достаточно. Вместе с тем почти половина думает, что мошенничества, связанные с деноминацией, будут весьма распространены, а подавляющее большинство (почти 80%) уверено, что в той или иной степени от этого пострадает.

Примечательно, что отношение людей к данному явлению практически не зависит ни от образования, ни от пола, ни от уровня их осведомленности. Оно определяется только возрастом. Почти половина людей старше 40 лет полагает, что станет жертвой мошенников. Среди молодежи такой точки зрения придерживаются 15%. Примерно такое же соотношение и по вопросам о других последствиях деноминации: люди старшего возраста пессимистичные оценки высказывают примерно в три раза чаще.

Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги: "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски.

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят все свое время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьей, родными, личной жизнью.

И вот вдруг - денежная реформа, человек в очередной раз получает ощутимый удар и по кошельку и по патриотизму, и, выйдя из короткой депрессии, помянув коротким смачным словом всех экономистов, вкупе с Адамом Смитом и главным бухгалтером Рублевым, он снова бросается добывать деньги, потому что еще существуют дом, семья, родные. Деньги становятся религией, и, как и во всякой религии есть праведники и есть грешники. Человек умеющий добыть деньги - уважаемый человек, в том числе тот, кто при всех денежных реформах умудряется выйти сухим из воды, да еще и воду выпить. Перефразируя известную поговорку: "Чисто не там где убирают, а там где не сорят", - можно сказать: "Денег хватает не там, где их много зарабатывают, а там, где их можно спокойно тратить, не опасаясь, что очередная денежная реформа разом проглотит все сбережения".

И все же стоит признаться, что недавний всемирный экономический кризис, начавшийся в США и уже вскоре поглотивший весь мир, показал относительную стабильность рубля на данный момент времени. Колебания российской валюты были, конечно же, заметны, но не критичны. И многие ведущие экономисты нашей необъятной родины, замечу, что их большинство, советуют свои сбережения хранить все же в рублях, а не в иностранной валюте. Не это ли показатель того, что денежная реформа сравнимая с реформой конца 20 века нам точно не грозит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.Александрова М.М., Маслова С.А. Деньги. Финансы. Кредит.: Учебно-метод. пособие .- 2-е издание, переработанное и дополненное. - К.: ЦУЛ, 2002 .- 336 с

2. Баженова Е., Байдин В., Баршай Ю. Все о деньгах России. М.: Конкорд - Пресс, 1998 г. - 424 с.

3. “Банковское дело”: под редакцией Г. Коробовой 2005г.

4. Бокарев Ю.П. Русский рубль. Два века истории. XIX-XX вв. - М.: Прогресс -Академия, 1994. - 336 с.

5. Верт Н. История Советского государства: пер. с фр. - 3-е изд., испр. М.: Весь Мир, 2006. - 559 с.

6. Гальчинский А.С. Теория денег: Учеб. пособие. - К.: Основы, 2001 .- 411 с.

7. Денежные реформы в России: История и современность. Сборник статей. М.: Древлехранилище, 2004. - 280 с.

8. Дейкин А. Великий эконом самодержавия : 100 лет назад завершилась денежная реформа С. Витте // Новое время. - 1997. - № 4.

9. Журнал «Деньги и Кредит» № 11/2006г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России.- М.: Финансы и статистика.

10. Заводская Э. Когда государство меняет деньги // Русский фокус. - 2003. - № 3

11. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история. М.: Мысль, 1992. - 797 с.

12. Носова Г.В. Завершение министром финансов Ф.П. Вронченко денежной реформы Е.Ф. Канкрина/ Г.В. Носова// Финансы. – 2007. - №5.- с 56-58

13.Сайт Центрального Банка России, WWW.CBR.RU

14. Селищев А.С. Деньги, кредит, банки.- СПб.: Питер,2007.- 432 с

 

 

41

 

Информация о работе Денежные Реформы в России