Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определить понятие денег и денежного мультипликатора в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
Определить понятие денег, их функции и свойства;
Исследовать виды и формы денег;
Изучить денежные агрегаты;
Определить понятие мультипликатора;
Изучить мультипликатор сбалансированного бюджета;
Разобрать мультипликатор внешней торговли;
I. Предложение денег.
1. Денежный рынок и денежные агрегаты
2. Модель предложения денег.
II.Денежный мультипликатор в Казахстане.
2.1. Понятие мультипликатора
2.2. Мультипликатор сбалансированного бюджета
2.3.Мультипликатор внешней торговли
1) Агрегат M-1 — («деньги для сделок») — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает банкноты и монеты в обороте, дорожные чеки небанковских эмитентов, депозиты до востребования (за исключением межбанковских депозитов, депозитов правительства, депозитов иностранных банков и официальных учреждений) и другие депозиты, которые можно изымать с помощью чеков. «Другие депозиты, которые можно изымать с помощью чеков» включают счета NOW, ATS в депозитарных учреждениях и паевые счета с правом выписки приказов, подобных чекам, кредитных союзов. Таким образом, компоненты М1 являются финансовыми активами, которые принимаются как средства платежа и хранятся с целью осуществления платежей. По этой причине вклады М1 часто рассматривают, как «трансакционные денежные остатки».
2) Агрегат М-2 равен
М1 плюс срочные вклады в
банках и сберегательные
3) Агрегат М-3 равен
М-2 плюс депозитные сертификаты
и государственные долговые
4) Наиболее полные
агрегаты денежного
Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-I: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.
М1- показатель денег, обычно определяемых как средство платежа, используемое при выполнении операций. Использование других денежных показателей, помимо М1, (М2, М3 и L) отражает тот факт, что потребительские единицы в экономике сохраняют большие количества ликвидных активов - «почти денег», которые можно быстро преобразовать в М1, а затем использовать для платежей. В действительности, запас ликвидных активов часто представляет собой временно «помещенные» деньги, которые в настоящее время не требуются для платежей, но которые скоро надо будет вернуть в поток расходов. Определённые пункты ликвидных активов объединяют с М1 для создания более широких денежных агрегатов. Особенностью, отличающей М2, М3 и L друг от друга, является то, что каждый последующий показатель включает менее ликвидные активы, компоненты прироста М3 менее ликвидны, чем компоненты прироста М2. Принцип, по которому разграничивают эти показатели, заключается в том, что М2 больше «почти денег», чем М3, а М3 ближе к тому, чтобы быть деньгами, чем L. Мотивами для создания таких показателей денежных агрегатов явились попытки измерять деньги в целом, обусловленные тем, что количество денег (и особенно измерение денежной массы) имеет огромное экономическое значение. В силу экономической значимости денег центральные правительства пытаются управлять денежной массой, преследуя цели экономической политики. Следовательно, количеством «денег» необходимо управлять, и денежные агрегаты, подлежащие измерению и управлению, - это то, что наиболее соответствует таким переменным экономической политики, как изменение уровня цен, объёма производства, занятости и уровня процентных ставок.
Пред идущие выводы основывались на упрощенном допущении о прямом регулировании предложения денег Федеральной резервной системой. На деле оно осуществляется косвенным образом - посредством изменения либо денежной базы, либо нормы резервирования депозитов. При этом используются три инструмента - операции на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и учетная ставка процента.
К операциям на открытом рынке относится покупка и продажа ФРС государственных облигаций. Рост предложения денег достигается за счет денег, выпущенных в обращение при покупке облигаций у населения, а его сокращение - за счет изъятия денег из обращения при продаже облигаций.
Операции на открытом рынке - наиболее часто применяемый ФРС инструмент экономической политики: на Нью-Йоркском рынке облигаций они проводятся практически ежедневно.
Резервные требования представляют собой минимальную норму резервирования депозитов, устанавливаемую Федеральной резервной системой для банков. При увеличении нормы обязательных резервов уменьшается значение денежного мультипликатора и сокращается предложение денег. Этот инструмент экономической политики применяется ФРС реже всего.
Учетная ставка процента - это ставка процента, под которую ФРС предоставляет банкам кредиты. Банки прибегают к ним, если их собственные резервы для выполнения резервных требований недостаточны. Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению объемов заимствования у ФРС через т.н. дисконтное окно. В результате происходит рост денежной базы и предложения денег.
Хотя возможности ФРС
по регулированию предложения
Банкротство банков и предложение денег в 30-е гг.
С августа 1929 по март 1933 г. предложение денег сократилось на 28%. Некоторые экономисты считают это основной причиной Великой депрессии. Но тогда мы не пытались выяснить причины столь резкого уменьшения предложения денег.
Очевидно, что на счет сокращения денежной базы уменьшение предложения денег отнести нельзя: она в этот период выросла. Главная причина - уменьшение денежного мультипликатора в связи с существенным ростом нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования.
Большинство экономистов связывает снижение денежного мультипликатора со значительным количеством банковских банкротств. С 1930 по 1933 г. более 9000 банков прекратили финансовые операции, не выполнив обязательств перед вкладчиками. Изменение экономического поведения банков и вкладчиков послужило причиной сокращения предложения денег.
В результате доверие
населения к банкам было подорвано,
что привело к росту
Кроме того, массовые банкротства заставили банки стать более осмотрительными и повысить норму резервирования депозитов. На примере многих прекративших существование банков они убедились, насколько опасно иметь минимальные резервы, и стали создавать избыточные. Реакция банков на кризис банковской системы, состоявшая в увеличении резервов выше обязательного) уровня за счет сокращения объемов кредитования, была аналогичной реакции населения, выразившейся в преимущественном накоплении денег в наличной форме, а не на текущих счетах. Все это привело к существенному уменьшению денежного мультипликатора.
Если причины сокращения предложения денег ясны, то степень вины ФРС установить труднее. С одной стороны, обвинять ее не в чем, поскольку денежная база не уменьшилась. С другой стороны, ей можно вменить в вину два обстоятельства. Во-первых, в крайних ситуациях, когда банки испытывают острый недостаток наличности для ведения текущих операций, она могла бы предоставить им кредиты и не допустить массовых банкротств. Во-вторых, при уменьшении денежного мультипликатора можно было бы расширить денежную базу. Возможно, что если хотя бы одна из этих мер была принята, сокращение предложения денег не приняло бы таких масштабов и Великая депрессия не достигла бы такой глубины.
В 1 квартале 2011 года годовая динамика наличных денег в обращении демонстрировала довольно внушительные темпы роста, в то время как приросты денежной массы и узкой денежной базы были умеренными. Изменение денежной базы было незначительным
Рисунок 1.
Динамика денежных агрегатов (% к соответствующему месяцу предыдущего года).
Источник: Национальный Банк Республики Казахстан
Понятие "предложение денег" в самой упрощенной форме определяется как количество долларов на руках у населения. При этом делается допущение, что ФРС регулирует предложение денег, увеличивая или уменьшая количество денег в обращении с помощью операций на открытом рынке. Будучи приемлемой в первом приближении, такая трактовка не дает исчерпывающих представлений о денежном рынке, так как игнорирует роль банковской системы.
Но предложение денег зависит не только от политики ФРС, но и от поведения частных лиц - владельцев денег, и от политики банков, где деньги хранятся. Прежде всего деньги включают как средства на руках у населения, так и на банковских счетах (например, текущих), которые можно использовать при совершении сделок. Пусть М - предложение, денег. С- сумма наличных денег, D - сумма средств на текущих счетах. Тогда
4)
Чтобы выявить факторы, определяющие предложение денег, необходимо знать механизм взаимодействия между наличными деньгами и средствами на текущих счетах, а также влияние на каждый из этих компонентов политики ФРС.
Изучив роль банков в создании денег можно более подробно рассмотреть определяющие ее факторы. Здесь приводится модель предложения денег при частичном банковском резервировании. В нее входят три переменные.
Денежная база В - сумма долларов на руках у населения (в наличности) С и в резервах банков R. Она непосредственно контролируется ФРС.
Норма резервирования депозитов rr - доля банковских вкладов, помещенных в резервы. Она определяется экономической политикой банков и регулирующими их деятельность нормативными актами.
Коэффициент депонирования денег сr - характеризует предпочтения населения в распределении денежных средств между наличными деньгами С и средствами на текущих счетах D.
Данная модель показывает зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. Она позволяет понять механизм воздействия на предложение денег политики ФРС, а также решений банков и частных лиц. Прежде всего, определим предложение денег:
Затем, с помощью коэффициента депонирования сr, выражающего зависимость суммы наличных денег от объема вкладов, рассчитаем эту сумму:
Подставив это выражение в первое уравнение, получим:
Отсюда:
Как видно из этого уравнения, сумма денег на текущих счетах пропорциональна предложению денег.
Напомним, что согласно определению, денежная база равна сумме наличных денег и резервов:
С помощью нормы резервирования депозитов rr (доли вкладов, помещенных в резерв) можно рассчитать объем резервов:
Подставив это выражение, а также уравнение наличных денег в уравнение расчета денежной базы, получим
Отсюда:
Данное уравнение показывает, что сумма средств на текущих счетах пропорциональна денежной базе.
Найти предложение денег можно с помощью двух уравнений расчета суммы текущих счетов:
Следовательно,
14)
Из уравнения следует, что предложение денег является функцией трех переменных. При этом оно пропорционально денежной базе. Обозначим коэффициент пропорциональности (сr + 1)/(сr * rr) как m и назовем его денежным мультипликатором:
На каждый доллар прироста денежной базы приходится m долларов прироста предложения денег. Денежную базу, обладающую свойством мультипликативного воздействия на предложение денег, часто называют деньгами повышенной силы.
В качестве примера можно привести ситуацию в экономике США в 1990 г. Денежная база В составляла 300 млн. дол., норма резервирования rr равнялась 0,1, а коэффициент депонирования сr был на уровне 0,4. В этом случае денежный мультипликатор равен
16)
Поскольку на каждый доллар денежной базы приходится 2,8 дол. общего количества денег, то предложение денег равно 840 млн дол.
Теперь можно установить зависимость предложения денег от каждой из упомянутых выше экзогенных переменных: В; rr и сr.
1. Предложение денег пропорционально денежной базе, и увеличение последней дает пропорциональный прирост предложения денег.