Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенностей функционирования денег и денежного рынка РФ.
Объектом исследования является денежный рынок Российской Федерации.
Предметом исследования является экономические отношения, складывающиеся в рамках взаимодействия субъектов финансовых сфер.
Для решения поставленной цели, решаются следующие задачи:
исследовать историю развития денег как экономической категории;
рассмотреть функции денег;
рассмотреть определения категории «денежного рынка»;
рассмотреть структуру денежного рынка;
проанализировать роль государства на денежном рынке.
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития денег, их функции 6
1.1 Понятие и сущность денег как экономической категории 6
1.2 Функции денег в экономической теории 9
Глава II. Государственное регулирование денежного рынка в РФ 14
2.1 Денежная система, денежный рынок, его структура в России 14
2.2 Анализ государственного регулирования денежного рынка в РФ 18
Заключение 25
Список литературы 27
Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ – это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Тем
самым ЦБ стремится обеспечить максимально
благоприятные условия для
ЦБ
имеет в своем арсенале ряд
инструментов, которые закреплены законодательно.
Основными инструментами и
Перечисленный инструментарий уже известен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды, но существуют определенные особенности и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики.
Рассмотрим некоторые из основных методов регулирования.
В январе-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению.
За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. — 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. — на 2,1%)12.
ЦБ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование может осуществляться посредством изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении нормы обязательных резервов.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Выступая в качестве кредитора последней инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность банковской системы.
Ставка рефинансирования оказывает существенное влияние на отечественную экономику через сигнальный эффект:
Банковская
система рефинансируется в
ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления кредитования реального сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования.
В
России ставка рефинансирования неоднократно
менялась. В периоды кризисов и
высокой инфляции она повышалась,
в годы экономического роста и
укрепления банковского сектора
она понижалась. Вот и сейчас мы
видим рост ставки рефинансирования
с целью сдерживания инфляции. Изменения
ставки рефинансирования показаны в приложении
1. Общий объем операций по различным видам
кредитования представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Общий объем кредитования Банка России (в млн.руб.)13
Год | Объем предоставленных внутридневных кредитов | Объем предоставленных кредитов овернайт | Объем предоставленных ломбардных кредитов | Объем предоставленных других кредитов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2004 г. | 3 051 870,50 | 30 262,70 | 4 540,80 | — |
2005 г. | 6 014 025,00 | 30 792,00 | 1 359,00 | — |
2006 г. | 11 270 967,50 | 47 023,50 | 6 121,40 | — |
2007 г. | 13 499 628,10 | 133 275,90 | 24 154,50 | 32 764,50 |
2008 г. | 17 324 352,80 | 230 236,10 | 212 677,60 | 445 526,20 |
2009 г.(по октябрь месяц) | 18 737 051,40 | 250 863,10 | 264 094,40 | 2 082 451,00 |
Из таблицы мы видим, что в условиях современного кризиса, банки кредитуется под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты). В основном это облигации РФ (65,4%) и корпоративные облигации (24,8%), как видно из диаграммы в приложении 2.
Использование
государственных, корпоративных и
муниципальных облигаций
Однако сдерживающим фактором в развитии данного инструмента являются фундаментальные причины, связанные с неблагоприятной структурой российской экономики, зависимой от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы рефинансирования, Банк России может более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства.
Следующий действенный способ – это изменение нормы обязательных резервов. Обязательны резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ [6, c.64-65]. С целью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил норму в сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансовго кризиса, недостатка наличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %. Изменение нормы обязательных резервов представлены в приложение 3.
Далее рассмотрим операции на открытом рынке. После августовского кризиса 1998 года Банк России пользоваться данным инструментом не мог, так как рынок ГКО-ОФЗ практически прекратил свое существование. Современная система инструментов Банка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют с конца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции с государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом. Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитного регулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочный инструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидности банковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так, «объем средств, предоставленных в 2008 году банковскому сектору посредством операций РЕПО, был в 1,8 раза выше, чем в 2007 году (594 и 331 млрд. руб. соответственно). Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболее болезненных диспропорций российского финансового рынка – между краткосрочностью свободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг. На наш взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. В перспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение состава участников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица). Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота в применении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере 100% от текущей рыночной стоимости обеспечения. В 2008 году среднегодовой объем задолженности Банка России по операциям ОМР составил 64,0 млрд. руб. Таким образом, Банк России активизировал операции прямого и обратного РЕПО с целью стерилизации избыточной эмиссии и более оперативного поддержания ликвидности банковской системы. Активизация прямых операций на открытом рынке затруднена в связи с отсутствием в портфеле ЦБ РФ государственных ценных бумаг с рыночными характеристиками, хотя процесс переоформления государственных долговых обязательств в рыночные ценные бумаги продолжается. В 2007 году Минфин РФ провел переоформление задолженности Банку России на сумму 300 млрд. руб., из них только ценные бумаги на сумму 30 млрд.руб. имеют рыночный характер. В 2008 году объем переоформленной задолженности в рыночные ценные бумаги составлял общей номинальной стоимостью 52 млрд. руб.14
На
наш взгляд, необходимо кардинально
реструктурировать
Данные инструменты призваны регулировать денежное обращение внутри страны. При оценке темпов изменения денежной массы используется денежный агрегат М2 и рассчитывая скорость обращения денег. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Он может быть использован для страновых сравнений. Темпы прироста М2 и скорость обращения денег показаны на рисунках 1и 2 в приложении 4.
Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь-сентябрь 2009 г., как и за аналогичный период 2008 г., на 2,2%. Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 32,7 до 33,5%15.
Используя вышеуказанные инструменты ЦБ влияет на денежное обращение, путем изменения величины предложения денег на рынке. Тем самым он активизирует или понижает активность деятельности коммерческих банков. В свою очередь коммерческие банки уже непосредственно работаю с гражданами, предприятиями и фирмами. Состояние финансовой сферы во многом определяет состояние всей макроэкономической ситуации в стране, поэтому государство в лице ЦБ и ряда других организаций должно регулировать денежный рынок, и денежное обращение в стране. Качественная и правильная политика в данном направлении позволит в сегодняшнее время с теми явлениями, который породил финансовый мировой кризис.
В данной работе рассмотрены основные понятия, касаемые денежного рынка. На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, деньги как экономическая категория является одной из центральных в экономической теории. До сих пор существует много дискуссии между различными школами по поводу природы возникновения, сущности денег, их функций. Например, для марксистской экономической теории деньги – это прежде всего особый товар, назначение которого – служить всеобщим эквивалентом стоимости. Другие направления мысли, составляющие содержание современной экономической науки, до сих пор не имеет единой концепции сущности денег, сводя эту проблему к тем функциям, которые выполняют деньги. Другие авторы, отражающие различные концепции, сводят определение сущности денег к их отдельным формам, совокупности возникающих прав, обязательств, а также к рассмотрению эмитирующих деньги учреждений.
Во-вторых, категория денег играет важнейшую роль в условиях рыночной экономики. По сути все товарные отношения на рынке строятся вокруг данной категории. Для многих субъектов хозяйственной деятельности прибыль (или приращение капитала) является синонимом увеличения реального количества денег как на руках, так и на счетах.
В-третьих, если говорить о функциях денег, то можно сказать, что их суть не изменилась, они лишь приобрели несколько иное внешнее проявление. Выделяют функции денег как счетная единица, как средство обмена, средство сохранения ценности (сбережений), средство платежа, функция мировых денег.
В-четвертых, денежным рынком обычно называют особый сектор рынка, на котором осуществляется купля и продажа денежных средств как специфического товара, формируется спрос, предложение и ценность на данный товар. Денежный рынок формируется и функционирует в связи с денежно-кредитной политикой. Воздействие на денежный рынок представляет иерархию целей, применимых в каждодневных операциях на открытом рынке или более долгосрочные воздействия на такие параметры, как количество денег, находящихся в обращении.
В-пятых, количество денег измеряется с помощью группировки определенных классов ликвидных активов в денежные агрегаты, к которым относится параметр М1 , включающий наличные деньги и трансакционные депозиты, и параметр М2, включающий несколько видов активов, являющихся ликвидными средствами накопления но редко используемых в качестве средств обращения.
В-шестых, денежный рынок управляется центральным финансовым институтом. В РФ таким институтом является Центральный Банк России. Он осуществляет регулирование денежного рынка посредством операций на открытом рынке, изменение учетных ставок, уровня обязательных резервов и рядом других инструментов. В современной России денежная политика Центрального Банка формируется под влиянием финансового кризиса, и необходимостью стабилизации экономики.
Таким
образом, можно сказать, что деньги
являются одной из важнейших экономических
категорий в современной