Деятельность автономных некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание

Целью исследования стало изучение деятельности автономных некоммерческих организаций.
Задачи, вытекающие из цели исследования таковы:
1. Изучить автономную некоммерческую организации;
2. Рассмотреть основные отличия бюджетных и автономных организаций;
3. Определить порядок формирования задания учредителя в отношении автономной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1. Автономные некоммерческие организации.
2. Основные отличия бюджетных и автономных учреждений
Вывод
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 44.79 Кб (Скачать документ)

 

 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

 

Автономное учреждение остается некоммерческой организацией в ее классическом понимании, и потому его возможности по ведению предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности ограничены так же, как и возможности  бюджетного учреждения.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно  создано, при условии, что такие  виды деятельности указаны в его  уставе. Кроме того, в отношении  автономного учреждения также применяются  нормы Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Закона РФ «Об образовании», которые определяют, какой деятельностью может заниматься некоммерческая организация, а какая уже недопустима.

И бюджетное и автономное учреждение может получать доходы от разрешенной предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Доходы учреждения любого типа поступают  в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Данные доходы при этом формально  являются собственностью соответствующего публичного образования, т.к. учреждение может иметь имущество лишь в  оперативном управлении (на праве  самостоятельного распоряжения), но не в собственности.

В случае с автономным учреждением дополнительно оговаривается, что собственник имущества автономного  учреждения не имеет права на получение  доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования  закрепленного за автономным учреждением  имущества. Следовательно, автономное учреждение имеет возможность полностью  и самостоятельно использовать эти  доходы в своих целях.

Для автономного учреждения важно то, что ст. 41 Бюджетного кодекса  РФ (далее - БК РФ) исключает доходы от использования имущества, закрепленного  за автономным учреждением па праве  оперативного управления, из перечня  видов неналоговых доходов бюджета. В соответствии со ст. 42 БК РФ из учета  в доходах бюджетов также исключаются:

- средства, получаемые в виде  арендной либо иной платы за  сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в оперативном управлении автономных  учреждений;

- средства, получаемые от передачи  имущества, находящегося в оперативном  управлении автономных учреждений, под залог;

- другие предусмотренные законодательством  РФ доходы от использования  имущества, находящегося в оперативном  управлении автономных учреждений.

В соответствии со ст. 43 БК РФ средства, получаемые от продажи  имущества, находящегося в оперативном  управлении автономных учреждений, исключаются  из перечня средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты в  полном объеме.

В БК РФ сделано также  общее указание на то, что автономные учреждения более не являются бюджетными учреждениями. Следовательно, на них уже не распространяются требования бюджетного законодательства о порядке расходования средств, находящихся в самостоятельном распоряжении, о необходимости расходовать их строго по статьям сметы доходов и расходов, о сложной и длительной процедуре выделения средств по сметному финансированию, о порядке расходования средств путем размещения государственного или муниципального заказа уполномоченным органом (организации аукциона, конкурса, проведения котировок цен) и т.п. Казначейство не контролирует более распоряжение данными средствами.

Таким образом, бюджетное  законодательство практически не ограничивает автономные учреждения в распоряжении внебюджетными доходами. Однако это  относится главным образом к  внебюджетным доходам. Обязанность  целевого использования бюджетных  субсидий и субвенций в соответствии с их назначением сохраняется. Сохраняется  и финансовый контроль за использованием бюджетных денежных средств. Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. И в этом его большой плюс, поскольку бюджетные учреждения могут иметь лишь лицевые счета в казначействе. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Это означает, что, на первый взгляд, кредиторы смогут обратить взыскание на больший объем активов учреждения. Однако потеря определенных видов имущества по долгам может сказаться на самой возможности существования учреждения - например, невозможна деятельность школы без помещений, учебного оборудования, мебели. Поэтому законодатель оградил автономные учреждения от подобных ситуаций, оговорив, что по долгам автономного учреждения взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и взыскания. Такая схема выглядит достаточно привлекательной для учреждения. Однако следует помнить, что при этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Таким образом, если у учреждения нет иного имущества, кроме описанного выше, за долги не отвечает никто, и при этом должник продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура банкротства не проводится (процедура банкротства фактически запрещена законом в отношении любых учреждений см. п. I ст. 65 ГК РФ в ред. от 03.11.06).

Если долги бюджетного учреждения могут быть взысканы за счет казны путем привлечения  к субсидиарной ответственности  учредителя-собственника, то долги  автономного учреждения могут оказаться никак не обеспечены. Повое законодательное регулирование в этом смысле нелогично: если юридическое лицо не несет полной ответственности за свою деятельность, то ее должны нести иные лица (например, учредитель для бюджетного учреждения). В итоге многие контрагенты (т.е. стороны в договорах учреждения) могут обеспокоиться, за счет какого имущества они будут возмещать свои убытки в случае, если автономное учреждение окажется неспособным исполнить обязательства. И это может привести к неприятным для автономного учреждения последствиям: с ним могут просто отказаться заключать договоры, или же могут требовать 100% предоплаты, или страхования ответственности, расчетов посредством покрытого (депонированного) аккредитива, залога, поручителей, банковской гарантии и т.п. Таким образом, в определенных сферах проблемное для контрагентов решение вопроса об ответственности может усложнить и обусловить удорожание деятельности автономного учреждения.

Кроме того, субсидиарная ответственность в определенной мере является защитой не только кредиторов, но и самого учреждения.

Рассмотрим основные различия ведения бухгалтерского учета автономными  и бюджетными учреждениями.

Бухгалтерский учет бюджетных  учреждений организуется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ), бюджетным  законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ на основании  Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 г. № 148н.

Автономные учреждения обязаны  вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством  о бухгалтерском учете, которое  на

сегодняшний момент представлено Законом  № 129-ФЗ.

При этом учет в автономных учреждениях  должен осуществляться на основании  Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании  своего имущества в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме того, для  автономных учреждений установлен конкретный перечень документов, к которым руководство  таких учреждений должно обеспечить свободный доступ средств массовой информации. К таким документам относятся:

- устав;

- свидетельство о государственной  регистрации;

- решение учредителя о создании  автономного учреждения;

- решение о назначении руководителя  автономного учреждения;

- положение о филиалах и представительствах;

- документы, содержащие сведения  о составе наблюдательного совета;

- план финансово-хозяйственной  деятельности;

- годовой отчет о финансовой  деятельности, бухгалтерской отчетности;

- заключение аудиторов.

Автономные учреждения в отличие от бюджетных подлежат обязательной аудиторской проверке.

Автономное учреждение вправе в  установленном порядке открывать  счета в кредитных организациях.

На основании изложенного  можно сделать вывод, что автономным учреждениям предоставлены более  широкие полномочия для участия  в имущественных отношениях, что  позволяет им работать более оперативно по сравнению с бюджетными организациями  аналогичного профиля.

Основными преимуществами от перевода бюджетных учреждений в  автономные - являются:

- для потребителей услуг с  позиции сохранения доступности  и качества оказываемых учреждением услуг на уровне не ниже достигнутого на сегодня;

- для учредителя (бюджета) с точки  зрения, повышения эффективности  и результативности расходования  бюджетных средств;

- для самого учреждения с  точки зрения увеличения финансово-хозяйственной  самостоятельности, материального  положения сотрудников, повышения  объемов и расширения перечня  оказываемых платных услуг.

3. Порядок формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения

На основании п. 5 ст. 4 Закона № 174-ФЗ условия и порядок  формирования задания учредителя для  государственных (муниципальных) автономных учреждений определяются:

Правительством РФ - в отношении  автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности;

- высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта  РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества,  находящегося в собственности  субъекта РФ;

- местной администрацией - в отношении  автономных учреждений, созданных  на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно утвержденным условиям и порядку устанавливается  содержание задания учредителя, обусловленное  необходимостью исполнения расходных  обязательств РФ. В соответствии с  действующим законодательством  предусматривается выделение средств  не на содержание автономных учреждений, как таковых, а на финансирование выполнения задания учредителя, то есть финансирование их деятельности по предоставлению услуг населению, определенных на основе нормативов затрат. Порядок формирования задания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, определяется с учетом требований Постановления Правительства РФ от 18.03.2008 г. № 182 "Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания".

В соответствии с Постановлением № 182 утверждается Положение о формировании задания федеральным органом  исполнительной власти, исполняющим  функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и  порядок финансового обеспечения  выполнения задания. Указанное Положение  определяет условия и порядок  формирования задания федеральным  органом исполнительной власти, исполняющим  функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения задания.

Задание учредителя является обязательным для федерального автономного  учреждения. Учредитель устанавливает в задании требования к качеству или объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

Согласно п. 3 Положения  о формировании задания федеральным  органом исполнительной власти задание  содержит:

- выписку из реестра расходных  обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо  для выполнения задания;

- показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых  работ);

- порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении задания.

Задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам содержит:

- определение категорий физических  и (или) юридических лиц, являющихся  потребителями соответствующих  услуг;

- порядок оказания соответствующих  услуг;

- предельные цены (тарифы) на оплату  соответствующих услуг физическими  или юридическими лицами в  случаях, если законодательством  РФ предусмотрено их оказание  на платной основе, либо порядок  установления указанных цен (тарифов).

Рекомендуемая форма задания  на оказание услуг федеральным автономным учреждением приведена в Приложении 1 к Методическим рекомендациям по формированию задания учредителя в  отношении федерального автономного  учреждения, утвержденным Приказом Минэкономразвития  России от 03.12.2008 г. № 424.

Информация о работе Деятельность автономных некоммерческих организаций