Деятельность бирж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:59, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является изучение деятельности бирж, как экономической подсистемы, на примере деятельности бирж США.

Содержание

Введение 3
1. Организация и структура бирж 5
2. Деятельность бирж в США 12
3. Регулирование биржевой деятельности 17
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

деятельность бирж в сша.docx

— 48.40 Кб (Скачать документ)

Мир биржи сложен и противоречив. С одной стороны, биржа - это место для регулярной и честной торговли. И чем выше авторитет биржи, тем больше сюда обращается клиентов тем выше доходы биржевых владельцев. С другой, это арена спекулятивных махинаций. Значительная часть биржевых операций ориентирована на получение спекулятивной прибыли за счет использования постоянных колебаний рыночных курсов фондовых ценностей. Игроков, рассчитывающих на повышение курса акций, называют «быками», тех, кто в основу сделок кладет «игру на понижение» - «медведями».

На деятельность биржи все большее влияние оказывают достижения научно-технического прогресса. Процесс купли-продажи ценных бумаг полностью автоматизирован и компьютеризирован, что существенно снижает издержки и повышает производительность сделок. В организации биржевых сделок очень важным техническим элементом является электронное табло, на котором указываются корпорации и котировка их курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деятельность бирж в США

 

Основным  звеном биржевой системы США является Нью-Йоркская фондовая биржа4. Однако главенствующие позиции этой биржи не делают американский фондовый рынок моноцентрическим по типу организации. Заметное место на нем занимают вторая по величине биржа, тоже расположенная в Нью-Йорке, - Американская фондовая биржа, региональные биржи и в последнее десятилетие - Чикагская биржа опционов. 
Нью-Йоркская фондовая биржа ведет свою историю с 1792 г. и по форме организации является корпорацией, находящейся в собственности ее членов. Работой Нью-Йоркской фондовой биржи руководит избираемый ее членами совет директоров. Число членов биржи с 1988 г. не изменялось и составляет 1469 человек. Ежегодно несколько десятков мест меняют своих владельцев, но в целом контингент членов Нью-Йоркской фондовой биржи характеризуется высокой стабильностью, что делает эту биржу одним из наиболее элитных институтов современной Америки.

Ведущую роль на бирже играют две категории  членов Нью-Йоркской фондовой биржи: брокеры  и так называемые специалисты. Последние  составляют меньшинство членов Нью-Йоркской фондовой биржи, но они долгое время  были доминирующей группой биржевиков, причем их влияние остается исключительно  большим и поныне. Сила специалистов коренится в том, что они монополизировали непосредственное заключение сделок - брокеры не имеют права вести  операции за свой счет и только доставляют специалистам поручения клиентов на куплю-продажу акций. Конкуренции  между специалистами нет, и каждый из них ведет операции по строго определенным выпускам ценных бумаг. Специалист ведет операции за свой счет и не имеет права торговать непосредственно  с клиентами биржи. Контрагентами  в его сделках могут выступать  только сами биржевики. Суть деятельности специалистов состоит в том, что  он, в дословном переводе американской биржевой терминологии, "делает рынок, закрывая разрыв в ценах".

Главной функцией, возложенной на специалистов является обеспечение ликвидности акций. Кроме того, специалисты также обязаны обеспечивать стабилизацию конъюнктуры и предотвращать резкие скачки цен.

Торгуют специалисты чрезвычайно активно. Несмотря на относительную малочисленность, на них в последние годы приходилось  около 11% всех операций Нью-Йоркской фондовой биржи, а в начале 1990-х гг. доля специалистов была еще выше - почти 13%. В непосредственные отношения с акционерами вступают брокеры (среди членов Нью-Йоркской фондовой биржи их 611 человек), принимающие поручения на куплю-продажу акций. Стандартные поручения даются на число акций, кратное 100. За совершение сделок брокер взимает с клиента комиссионные: до 1975 года их размеры были фиксированы и зависели от величины сделки. Остальные члены Нью-Йоркской фондовой биржи играют второстепенную роль. Они ведут операции за свой счет и по своему месту в биржевом механизме близки к специалистам, а другие выполняют брокерские функции, но не для инвесторов, а для брокеров, которые передают им часть накопившихся у них поручений инвесторов.

Правом  членства на Нью-Йоркской фондовой бирже  владеют отдельные лица, но если член биржи является совладельцем фирмы, то вся фирма считается членом Нью-Йоркской фондовой биржи. Среди  фирм-членов Нью-Йоркской фондовой биржи  доминируют несколько десятков инвестиционных банков, которые занимают ключевые позиции на американском фондовом рынке.

Для принятия ценных бумаг к котировке на Нью-Йоркской фондовой бирже они должны отвечать следующим требованиям: рыночная стоимость  размещенных акций должна быть не менее 16 млн. долл.; в обращении должно находиться как минимум 1 млн. обыкновенных акций; владельцы "полных лотов", т.е. владельцы 100 акций и более должны составлять как минимум 2 тысячи человек; доходы корпорации до выплаты налогов за последний финансовый год должны составлять не менее 2.5 млн. долл. и за каждый из двух предшествовавших лет - не менее 2 млн. долл. Совет директоров биржи также оценивает степень известности корпорации в масштабах страны, место компании в отрасли, общее состояние и перспективы ее развития. Важным условием регистрации ценных бумаг корпорации на фондовой бирже является обязательство периодически представлять информацию о ее деятельности инвесторам.

Прекращение (приостановка) котировки акций компании или исключение компании из числа  котируемых допускается в двух случаях: по решению совета директоров биржи  и по требованию самой компании. Совет директоров биржи может  пойти на такой шаг, если компания не выполняет условий, описанных  выше, в частности, если она не отвечает всем количественным критериям. Такое  решение может быть принято и  самой компанией, зарегистрированной на бирже. Для этого необходимо, чтобы  по данному вопросу было проведено  голосование среди акционеров и  владельцы 2/3 проголосовали за это, чтобы против этого возражали  не более 10% акционеров, и чтобы на это дали согласие большинство директоров компании.

В течение  последних 10 лет число корпораций, представленных на Нью-Йоркской фондовой бирже, почти не менялось. Данная группа корпораций - "цвет" американского  бизнеса.

Нью-Йоркская фондовая биржа всегда рьяно выступала  против какого-либо вмешательства в  ее деятельность со стороны государства, отстаивала достаточность регулирования  биржевой деятельности самими членами  биржи и пыталась сохранить за собой статус "закрытого клуба". 
Однако исторически сложилось два направления регулирования рынка ценных бумаг - со стороны государства и со стороны самих биржевиков. До кризиса 1929-33 гг. государство практически не вмешивалось в деятельность биржи. Кризис и последовавшая за ним депрессия ускорили выработку мер государственного регламентирования деятельности фондового рынка. До настоящего времени закон о ценных бумагах 1933 г. и закон о фондовых биржах 1934 г. остаются основными документами, на которых строится государственное регулирование операций с ценными бумагами.  
Ключевой идеей, которая была положена в основу государственного вмешательства в деятельность биржи было достижение максимального невмешательства в процесс купли-продажи акций и облигаций. Конкретное воплощение эта идея нашла в принципе "предоставления информации", на котором базируются послекризисные законодательные акты. Их авторы исходили их того, что если корпорации будут предоставлять акционерам подробную и достоверную информацию о деятельности фирмы, то это автоматически приведет к исчезновению всех пороков рынка ценных бумаг, поскольку истинную ценность акций и облигаций можно будет легко определить и махинации с ними станут невозможными.

Вторая  по значимости биржа США - Американская фондовая биржа5 формально самостоятельна, но в действительности тесно связана с Нью-Йоркской фондовой биржей. Американская фондовая биржа существовала как неофициальный рынок ценных бумаг с 50-х годов 19 в., организованное ее становление произошло в 1908-1921 гг.

 




Принятые  на этой бирже правила биржевой торговли в основном аналогичны действующим  на Нью-Йоркской фондовой бирже. До 1975 года на обеих Нью-Йоркских биржах действовали  одинаковые ставки комиссионных. Это  обстоятельство существенным образом  суживало потенциальные возможности  для конкуренции двух крупных  бирж, расположенных в одном финансовом центре. Главная же причина отсутствия острого соперничества Нью-Йоркской фондовой биржи и Американской фондовой биржи заключалось в том, что  большинство членов Американской фондовой биржи составляли те же самые фирмы, которые занимали доминирующее положение на Нью-Йоркской фондовой бирже. 
На Американской фондовой бирже требования, предъявляемые при регистрации ценных бумаг, менее строги по сравнению со стандартами Нью-Йоркской фондовой биржи. Практически Американская фондовая биржа выступает в роли своеобразного испытательного полигона Нью-Йоркской фондовой биржи. Ценные бумаги перспективных и растущих корпораций вначале котируются на Американской фондовой бирже, и если затем в течение достаточно длительного промежутка времени эти корпорации оправдывают связанные с ними ожидания, их бумаги перемещаются на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Подобный путь в свое время проделали ценные бумаги таких корпораций, как General Motors, Radio Corporation of America и др. Американская фондовая биржа занимает также видное место в торговле иностранными ценными бумагами.

Внебиржевой рынок в США также занимает значительное место на рынке ценных бумаг. В настоящее время основой  внебиржевого оборота является коммуникационная система НАСДАК (NASDAQ), созданная национальной ассоциацией фондовых дилеров и  введенная в строй в 1971 г. В  настоящее время в рамках этой системы котируются акции гораздо  большего числа американских и иностранных  корпораций, чем на всех американских биржах, вместе взятых. Способность  внебиржевого рынка пропустить по своим  каналам миллиарды акций показывает, что с организационной точки  зрения он развит очень высоко. Более  того, технические возможности системы  НАСДАК позволяют включить в нее  и все акции, котирующиеся в настоящее  время на биржах. Дилерами по бумагам, котирующимся в системе НАСДАК, выступают  более 360 фирм. Это основная часть  фирм, выполняющих посреднические функции  на внебиржевом рынке.

 

 

 

  1. Регулирование биржевой деятельности

 

Биржевая  деятельность в мире рыночной экономики  строго регулируется как со стороны  государства, так и непосредственно  со стороны участников биржевого  процесса путем изготовления и внедрение  системы биржевых правил. В процессе эволюционного развития биржевого  рынка государство постоянно  изменяло отношение к нему. Так, в  большинстве стран континентальной  Европы биржи с самого начала были под надзором государства, которое  четко контролировало их деятельность. В случае чрезмерной спекуляции и  манипулирование ценами правительства  некоторых стран закрывали биржи  или запрещали торговать определенными  видами продукции. В Германии и Австрии  в начале XX ст. была запрещена биржевая торговля зерном и масляными культурами. В Индии в 1960 г. были закрыты биржи хлопка, джута, масла и масляных культур.

В зависимости  от степени вмешательства государства  в сферу биржевого обращения  и форм организации бирж как открытых или закрытых рынков их разделяли  на такие типы6:

• доступное  для всех собрание. Такие биржи  или вообще не имели каких-то законодательных  норм, которые регламентировали их деятельность, или регулирование  было очень ограниченное. Правительство  брало на себя функцию только общего надзора за порядком на биржах. Все  желающие имели возможность стать  участником биржевого торга, а биржевое помещение предоставлялось или  правительством, или частной компанией. Биржи такого типа существовали в  Голландии и Франции;

• собрание, которое всесторонне регламентировалось государством. Биржевая торговля регулировалась законодательством и была под  суровым контролем администрации. Посетители и участники биржи  не были организованы в корпорации, биржа представляла собой открытое собрание, а члены Биржевого комитета назначались не биржей, а соответствующей государственной инстанцией. К такому типу принадлежало большинство немецких бирж;

• биржи  закрытого типа, регламентированные государством. Участники биржевой торговли объединены в корпорацию. Биржевой комитет избирался из участников и подчинялся правительственному органу. Как и в биржах второго типа, деятельность этих бирж регламентировалась законом и была под административным контролем. Кроме членов биржевых корпораций, на торги допускались посторонние  лица, но, как правило, за особым разрешением  и с ограниченными правами. Такой  тип бирж встречался в Австро-Венгрии.

• свободная  корпорация или частное учреждение. Биржа создавалась без вмешательства  государства и была частной компанией. Специального биржевого законодательства в этом случае могло не быть или  оно было очень ограниченное. Руководство  биржей осуществлял Биржевой комитет, который наделялся широкими полномочиями и избирался общими сборами членов биржи. Такие биржи принадлежали, естественно, к закрытому типу.

Такой разносторонний подход к развитию биржевого рынка  был оправдан на начальном этапе  его становления. Исходя из современного уровня функционирования бирж, специфики  законодательства каждой страны и степени  развития свободной экономики в  них можно выделить такие национальные модели, которые характеризуют уровень  государственного влияния на работу биржевого рынка.

Американская  модель биржи - самостоятельное объединение  профессиональных посредников с  внутрибиржевым регулированием деятельности. Соответствующий государственный орган - Комиссия по товарной фьючерсной торговле США - выполняет в основному наблюдательные функции, координирует деятельность всех биржевых рынков, осуществляет юридическую экспертизу всей биржевой документации с целью обеспечения равных условий для развития конкуренции.

Английская  модель биржи характеризуется объединением значительного влияния государственных  учреждений с широким членством  бирж и брокеров в неправительственной  и некоммерческой организации, которая  координирует деятельность биржевого  рынка, - Управлении из ценных бумаг  и фьючерсов.

Французская модель биржи предусматривает определяющую функцию государства из контроля за деятельностью биржевых структур и рынка.

Восточноевропейская модель имеет скорее межнациональный, чем национальный характер; присущий для стран с переходной экономикой, прежде всего для восточноевропейских. Характеризуется отсутствием четкого правового поля для деятельности бирж и жестким и непоследовательным регулированиям рыночных процессов со стороны государственных структур.

Информация о работе Деятельность бирж