Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:48, реферат
СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.
Цель работы. Раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………….…….3
1 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ……………………………………………………………………….….5
2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ…………………………………………………………………………..9
.2.1. Понятие о системе национальных счетов. История возникновения….....9
2.2 Основные классификации СНС………...…………………………………..13
3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………..………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………27
Определенное внимание измерению национального богатства отводилось и в отечественной экономической литературе. Использование различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: БНХ и СНС как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц или счетов, или в сочетании тех и других.
2.2 Основные классификации СНС
Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.
В СНС важнейшими являются следующие классификации:
Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:
Классификация по секторам характеризует структуру рыночной экономики.
В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.
Сектор 2 включает финансовые учреждения( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
Сектор 3 включает бюджетные государственные организации, функция которых – перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам( выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.
Сектор 4 включает домашние хозяйство, т.е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины и т.д. в этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Свои издержки с единицы, входящие в этот сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений( пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в этот сектор.
Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членами этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.
Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность связана с резидентами данной страны. Счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.
Отраслевая классификация в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства( МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством( сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и т.д.). В соответствии с этим стандартом в классификации отраслей экономики единицей классификации является заведение – относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящиеся в одном месте предприятия или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.
Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций.
Все экономические операции подразделяются в СНС на следующие виды:
Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на:
а) операции на компенсационной основе, когда поток благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег
б) трансферты – операции, при которых поток благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.
Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).
В СНС предусматривается также классификация активов. Они подразделяются на следующие виды: нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах-балансах активов и пассивов.
Классификация товаров и услуг
в СНС соответствует
Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение по назначению: общее управление, оборону, просвещение здравоохранение и т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.
Доходы государства в основном
складываются из налогов, сборов и доходов,
получаемых от государственной собственности.
В СНС предусматривается
Налоги в СНС разделены на две группы:
Классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и сгруппированной на основе определенных принципов и критериев. Важнейшим из которых - балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.
3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических отношений.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:
1.Концептуальным (разработка основных
положений и принципов формирования российского
аналога версии СНС ООН 1993г.;
трактовка производственной деятельности
и определение ее границ;
определение стоимостного состава продукта;
разработка структуры государственного
бюджета и другие.);
2 Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
6. Статистическим (актуализация единого
государственного регистра
Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например,
изменение концепции развития национальной
экономики предполагает изменение
социально-экономической
А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.
Концептуальные проблемы. Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:
1. Определению границ
2. Разработка основных
3. Разработке основных принципов
формирования российской
4. Разработке основных принципов
функционирования российской
5. Определению основных
6. Разработка основных принципов
формирования сценарных
7.Разработке основных
8. Разработке основных принципов
формирования краткосрочного, среднесрочного
и долгосрочного прогнозов с
использованием различных