Дифференциация доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:48, реферат

Описание

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.
Цель работы. Раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………….…….3
1 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ……………………………………………………………………….….5
2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ…………………………………………………………………………..9
.2.1. Понятие о системе национальных счетов. История возникновения….....9
2.2 Основные классификации СНС………...…………………………………..13
3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………..………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

statistika_referat.docx

— 47.52 Кб (Скачать документ)

           Определенное внимание измерению национального богатства отводилось и в отечественной экономической литературе. Использование различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: БНХ и СНС как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц или счетов, или в сочетании тех и других.

 

 

 

 

 

2.2 Основные классификации СНС

 

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой  объем информации о различных  аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

В СНС важнейшими являются следующие  классификации:

  • институционных единиц по секторам экономики;
  • отраслей экономики;
  • экономических операций;
  • активов и пассивов;
  • товаров и услуг;
  • расходных органов государственного управления по назначению;
  • налогов и субсидий.

Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

  1. не финансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т.е. структуры, занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг;
  2. финансовые корпорации и квазикорпрации;
  3. органы государственного управления;
  4. домашние хозяйства;
  5. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  6. внешнеэкономические связи( остальной мир).

Классификация по секторам характеризует  структуру рыночной экономики.

В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.

Сектор 2 включает финансовые учреждения( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор 3 включает бюджетные государственные организации, функция которых – перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам( выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор 4 включает домашние хозяйство, т.е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины и т.д. в этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Свои издержки с единицы, входящие в этот сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений( пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в этот сектор.

Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членами этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.

Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность связана с резидентами данной страны. Счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.

Отраслевая классификация в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства( МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством( сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и т.д.). В соответствии с этим стандартом в классификации отраслей экономики единицей классификации является заведение – относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящиеся в одном месте предприятия или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.

Другой важной классификацией СНС  является классификация экономических операций.

Все экономические операции подразделяются в СНС на следующие виды:

  1. операции с товарами и услугами( производство и использование на различные цели товаров и услуг);
  2. операции с доходами( распределение и перераспределение доходов);
  3. операции с финансовыми инструментами( приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, например, займы, кредит, прирост депозитов в банках и пр.);
  4. прочие операции, характеризующие изменение активов в результате экстраординарных событий( пожары, наводнения, катастрофы и др.). Под активами понимаются объекты, обладающие стоимостью.

Экономические операции делятся в  зависимости от метода их реализации на:

а) операции на компенсационной основе, когда поток благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег

б) трансферты – операции, при которых поток благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.

Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).

В СНС предусматривается также  классификация активов. Они подразделяются на следующие виды: нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах-балансах активов и пассивов.

Классификация товаров и услуг  в СНС соответствует Международной  центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией  в 1993г.

Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение  по назначению: общее управление, оборону, просвещение здравоохранение и  т.д. Эта классификация позволяет  разделить потребление органов  государственного управления на коллективное и индивидуальное.

Доходы государства в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной собственности. В СНС предусматривается различие между налогами на продукты( НДС, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.

Налоги в СНС разделены на две группы:

  • текущие( уплачиваемые регулярно)
  • капитальные( единовременно).

Классификации СНС позволяют упорядочить  информацию, сделать ее обозримой, компактной и сгруппированной на основе определенных принципов и критериев. Важнейшим из которых - балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.

 

3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ  НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 

 

             Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических отношений.

             Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:

1.Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.; 
трактовка производственной деятельности и определение ее границ; 
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

2 Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

6. Статистическим (актуализация единого  государственного регистра предприятий  и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

Все эти проблемы взаимосвязаны  между собой, так как, например,

изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение  социально-экономической организации  общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы  и так далее.

А теперь можно перейти к более  подробному рассмотрению этих проблем.

          Концептуальные проблемы. Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:

1. Определению границ производственной  деятельности в условиях рыночной  модели хозяйствования;

2. Разработка основных концептуальных  положений дальнейшего развития  национальной экономики и определению  в соответствии с этим состава  системы основных показателей  социально-экономического развития  национальной экономики;

3. Разработке основных принципов  формирования российской системы  национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институциональных секторов экономики  в целом по экономики в целом  по экономике; обоснованность  расчета макроэкономических показателей,  обусловленная взаимосвязью показателей  и инструментов и параметров  государственной социально-экономической  политики в разрезе всех ее  направлений);

4. Разработке основных принципов  функционирования российской системы  национальных балансов;

5. Определению основных направлений  развития СНС в соответствии  с учрежденным вариантом развития  национальной экономики в перспективе;

6. Разработка основных принципов  формирования сценарных условий  прогноза;

7.Разработке основных принципов  формирования системы макроэкономических  показателей в отчетном и прогнозном  периодах, действующих на основе  инструментов и параметров различных  направлений государственной социально-экономической  политики;

8. Разработке основных принципов  формирования краткосрочного, среднесрочного  и долгосрочного прогнозов с  использованием различных направлений  государственной социально-экономической  политики, их инструментов и параметров;

Информация о работе Дифференциация доходов населения