Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:32, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИХ СПЕЦИФИКА…………………..5
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ БЕЗРАБОТИЦЫ….14
ГЛАВА 3 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..31
Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной политики занятости. Например, уровень безработицы в Тихоокеанском регионе США (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий показатель для Центрального северо-западного района (4,2%).
Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп населения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на проведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с1,6 до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании - с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь страны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли позволить себе сократить расходы на программы занятости, и то, прежде всего за счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доля финансирования таких программ по сравнению с 1999 - 2000 гг. снизилась с 0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.
В
подавляющем большинстве
Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в 90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%).
При населении примерно в 130 млн. человек в 1989 г. в странах ЦВЕ численность занятых составила порядка 70 млн. В 1999 г. население региона достигла почти 150 млн. человек, а численность занятых сократилась до 60 млн. Интересно отметить, что ни одна страна ЦВЕ в 1999 г. не имела такого уровня занятости, который был достигнут десятилетием ранее. Более того, такие страны ЦВЕ, как Польша, Словения и Словакия, которые в 1999 г. по объему ВВП уже превысили уровень десятилетней давности, по численности занятых отставали от уровня 1989 г. Такие данные говорят о том, что уровень производительности труда в этих странах заметно вырос. Все это вылилось в существенный рост безработицы.
Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в странах ЦВЕ можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Словакии, Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на разработку программы создания новых рабочих мест. Например, Министерство народного образования Польши подготавливает реформу профессионального обучения. В конечном итоге меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха странами ЦВЕ по снижению инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению наивысшей налоговой ставки, принятию более гибкого трудового законодательства и резкому повышению расходов на образование, приведут к решению такой социально значимой проблемы как безработица.
По данным обследования населения в России по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю февраля 2008 г., численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 74,8 млн. человек, или 66,8% общей численности населения этого возраста. В их числе 69,5 млн. человек классифицировались как занятое население, 5,3 млн. человек - как безработные с применением критериев Международной Организации Труда (МОТ). По сравнению с февралем 2007 г. численность занятого населения выросла незначительно (0,4%), а численность безработного населения сократилась на 1,5%. Уровень безработицы в феврале 2008 г. составил 7,1 %.[ esocio.narod.ru].
По
данным Федеральной службы по труду
и занятости, в конце февраля 2008г.
на учете в государственных
В общей численности безработных 1,5 млн. человек (28,6%) не имели опыта трудовой деятельности. Среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, в феврале 2008г. по сравнению с февралем 2007г. уменьшилась на 1,8 процентных пункта. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1,1 млн. человек (29,4%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и 1,0 млн. человек (27,6%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с февралем 2007г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, увеличилась на 0,4 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, сократилась на 1,9 процентных пункта.
Среди
субъектов Российской Федерации
самый низкий уровень безработицы
по методологии МОТ наблюдается
в Москве и составляет 1,0%. Не превышает
4% уровень безработицы в
В феврале нынешнего года численность экономически активного населения России (предприниматели, наемные работники и временно безработные) в возрасте от 15 до 72 лет составила 74,8 млн человек - 66,8% общей численности людей этого возраста. Из этих 74,8 млн в экономике занято 69,5 млн человек, а 5,3 млн человек считаются безработными.
За год численность экономически активных выросла всего на 219 тыс. человек (0,3%), а занятых - на 300 тыс. (0,4%), при этом численность безработных за год сократилась на 1,5%. Зато по сравнению с предыдущим кварталом - октябрь-декабрь 2007 г. - безработных стало больше на 1,1 млн.
Средний возраст безработного в России (таковыми считаются обратившиеся в службу занятости) - 34,8 года, работающего - 39,5 года. Треть безработных (29%) - молодежь до 25 лет, более 10% имеют высшее образование, почти 18% - среднее профессиональное. На поиски работы в среднем уходит целых 8,4 месяца (меньше, чем год назад - 9,2 месяца), больше года работу не могут найти 36,7%. Около трети не имеющих работу уволились по собственному желанию (1,1 млн), почти столько же сокращены (1 млн).
Однако
причин для паники нет, успокаивают
экономисты. Уровень экономической
активности (отношение суммы занятых
и безработных к числу
Ниже всего безработица в Москве - 1%, а в Ингушетии и Чечне не работают 46,9% и 46,1% соответственно. Уменьшение трудоспособного населения пока компенсируют мигранты, отмечают социологи, но в ближайшие два года количество людей, способных работать, достигнет предела.
По расчетам специалистов, рост занятости на 1% приводит к росту ВВП на 1,3%. Теперь, когда рост занятости почти остановился, рост экономики либо замедлится, либо будет основан исключительно на росте производительности труда и инвестициях. Источником роста должен стать не экстенсивный рост, как сейчас, а интенсивный, уверены экономисты: введение новых технологий одновременно с сокращением численности занятых. [www.markets-todey.ru].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей республике безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, а также малого шанса получить статус безработного люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Очевидно,
чем более оперативный и
Главными стратегическими целями регулирования занятости в России должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития рыночной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Информация о работе Динамика и структура мировой безработицы