Диверсификация. Слияние и поглощения (горизонтальные и вертикальные)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:00, реферат

Описание

В данной работе рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования — диверсификация. Эта проблема ранее и фактически до сих пор не находила отражения ни в отечественной экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться.
Существующие теоретические наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались, прежде всего, на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономике отрасли.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании (компании-мишени) значительно меньше стоимости замены ее активов.

Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.

 

3.3 Механизм слияний и поглощений компаний

Для того чтобы слияние или поглощение прошло успешно, необходимо:

• правильно выбрать организационную  форму сделки;

• обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному  законодательству;

• иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения;

• в случае слияния быстро и мирно решить вопрос “кто главный”;

• максимально быстро включить в  процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.

3.4 Анализ эффективности слияний и поглощений компаний

Очень часто анализ слияния или  поглощения начинают с прогноза будущих потоков денежных средств компании, которую собираются присоединить. В такой прогноз включают любое увеличение доходов или снижение затрат, обусловленное слиянием или поглощением, и затем дисконтируют эти суммы и сравнивают полученный результат с ценой покупки. В этом случае ожидаемая чистая выгода рассчитывается как разница дисконтированного потока денежных средств приобретаемой компании, включая выгоды слияния или поглощения, и денежных средств, необходимых для осуществления этой сделки.

Если приведенная стоимость  ожидаемого от слияния приростного  денежного потока превышает цену, которую следует заплатить за приобретаемую фирму, то приобретающей  фирме можно совершать покупку.

В этом случае анализ эффективности  слияния или поглощения компаний предусматривает:

• прогнозирование денежного потока;

• определение уровня дисконтной ставки или цены капитала;

• оценку реальной стоимости приобретаемой  фирмы;

• сравнительный анализ полученных данных.

Рассмотренный выше подход не всегда дает объективные результаты. Даже хорошо подготовленный аналитик может допустить серьезные просчеты в оценке стоимости компании.

Целесообразнее сначала понять, почему две или несколько компаний, объединившись, будут стоить дороже, чем по отдельности, оценить возможные при этом экономические выгоды и издержки.

Экономические выгоды от слияния возникают только тогда, когда рыночная стоимость компании, созданной в результате слияния или поглощения, выше, чем сумма рыночных стоимостей образующих ее фирм до их объединения.

Эти выгоды и представляют собой  синергетический эффект. Расчет синергетического эффекта представляет собой одну из самых сложных задач при  анализе эффективности слияний.

В случае наличия синергетического эффекта слияние или поглощение считается экономически оправданным и можно переходить к оценке издержек для его осуществления.

Если предположить, что при приобретении целевой компании происходит немедленная  оплата ее рыночной стоимости, то издержки приобретения компании можно определить как разность между уплаченными за нее денежными средствами и рыночной стоимостью компании.

Издержки, возникшие в процессе слияния, представляют собой премию, или надбавку, которую покупающая компания платит за целевую фирму  сверх ее стоимости как отдельной  экономической единицы.

На эту величину акционеры или  собственники поглощаемой компании получат больше в сравнении с  рыночной стоимостью их компании. Но то, что для них является выигрышем, для акционеров поглощающей компании составляет издержки.

В ходе анализа эффективности слияний и поглощений компаний представляется целесообразным оценивать возможную реакцию инвесторов. Если курс акций поглощающей компании упадет после объявления о предстоящей сделке, это будет означать, что инвесторы, по существу, подают ее менеджерам сигнал о том, что по их мнению, выгоды поглощения сомнительны или что поглощающая компания собирается уплатить за целевую компанию дороже, чем требуется.

3.5 Последствия слияния и поглощения компаний

Слияния могут повысить эффективность  объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением.

Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:

• неверная оценка поглощающей компанией  привлекательности рынка или  конкурентной позиции поглощаемой  компании;

• недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления  сделки по слиянию или поглощению компании;

• ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.

Очень часто недооцениваются необходимые  инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными.

3.6 Механизм защиты компаний от поглощений

Во многих случаях слияния и  поглощения проводятся по взаимному  согласию между высшим управленческим персоналом обеих компаний. Однако нередка и практика враждебных слияний. Существует два возможных способа  враждебного поглощения компании с привлечением ее акционеров.

Наиболее распространенным из них  является прямое предложение о покупке контрольного пакета или иначе тендерное предложение акционерам компании-мишени.

Другой способ называют борьбой за доверенности, поскольку он предполагает получение права голосования чужими акциями, т.е. голосование по доверенности. В этом случае пытаются найти поддержку среди определенной части акционеров целевой компании на очередном ежегодном акционерном собрании. Стремление получить доверенности на голосование обходится дорого, и из этой борьбы трудно выйти победителем.

Менеджеры компаний, сопротивляясь  предполагаемому поглощению, могут  преследовать две цели:

• предотвратить поглощение в принципе. Это происходит, когда менеджеры  боятся, что в новой компании им не удастся сохранить свое должностное положение или даже работу;

• заставить покупателя заплатить  высокую цену за поглощение компании.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В качестве заключения резюмируем основные положения работы:

  • Диверсификация увеличивает доход при оптимизации портфеля, реструктурировании, передаче искусств, распределении ресурсов. Диверсификация по другим причинам не способствует росту доходов.
  • Связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, так как компания действует в более известной обстановке и меньше рискует. В случае, если искусства компании не передаются, она может прибегнуть к несвязанной диверсификации.
  • Имеется два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития.— СПб.: Лениздат, 2000.— 128 с.
  2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Т.: Скиф, 2000г. - 451с.
  3. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: "Дело и Сервис", 2002. - 416 с.
  4. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В. А. Алексунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.— 614с.
  5. Маркетинг: Учебник для вузов/ НД. Эриашвили, К. Хо-вард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвшш. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 623с.

6. Экономика и  менеджмент  горного производства :Кн.1:Уч.пособие:[в 2         кн.]/А.С.Астахов,Г.Л.Кряснянский.-М.:Изд-во Академия горных     наук,2002.367с. Можно получить в библиотеке МГТУ.

     7. Экономика горной  промышленности : Учебник/Я.В.Моссаковский; ред.совет А.А.Пучков (пред.) и др.-М.:Изд-во  МГГГУ,2004.-525 с.

     8. Экономика: Учебник/:[А.С.Булатов,  И.И.Большакова и др]; под ред.          С.Булатова.-3-е изд., перераб. и  доп.-М.:Экономистъ, 2003.-894с.

 

 

 


Информация о работе Диверсификация. Слияние и поглощения (горизонтальные и вертикальные)