Дмографический фактор развития экономики регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

В Российской Федерации наметилась тенденция выхода из системного кризиса, которая реализуется во многом за счет усилий ее отдельных субъектов. Чтобы развитие не зашло в тупик, планы отдельных областей и республик должны учитывать как тенденции структурной перестройки мирового сообщества и страны, так и специфические особенности своих территорий.
Саратовская область является одной из ключевых для России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ 6
1.1. Естественное и механическое движение населения
в Саратовском регионе 6
1.2. Профессионально-квалификационная характеристика региона 16
2. ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА 20
2.1. Тенденции сельскохозяйственного производства
и демографическая роль в этом процессе 26
2.2. Социальная обеспеченность и экономические потери региона 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ 3 
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ  
В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ 6 
1.1. Естественное и механическое движение населения  
в Саратовском регионе 6 
1.2. Профессионально-квалификационная характеристика региона 16 
2. ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 
НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА 20 
2.1. Тенденции сельскохозяйственного производства  
и демографическая роль в этом процессе 26 
2.2. Социальная обеспеченность и экономические потери региона 26 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 
ВВЕДЕНИЕ 
В Российской Федерации наметилась тенденция выхода из системного кризиса, которая реализуется во многом за счет усилий ее отдельных субъектов. Чтобы развитие не зашло в тупик, планы отдельных областей и республик должны учитывать как тенденции структурной перестройки мирового сообщества и страны, так и специфические особенности своих территорий.  
Саратовская область является одной из ключевых для России. С одной стороны, область - одна из центральных на территории СНГ и на европейской части России, с другой стороны, она достигает границ российского государства. Область выгодно расположена в центре крупной зернопроизводящей зоны, на пересечении торговых и транспортных магистралей. Через ее территорию осуществляется наиболее удобный выход на государства Средней Азии и Республику Казахстан. 
Следует отметить и сходные черты области с соседними регионами Поволжья. Это: открытость, диверсифицированность экономики, рассредоточенность ресурсов развития, многоцелевое развитие и многоуровневая координация хозяйства и др. Такие черты области обусловливают высокую потенциальную опасность возникновения и обострения проблем при исключении той или иной части общей системы области из общероссийской системы взаимозависимостей (например, вследствие разрыва хозяйственных или координационных связей с внерегиональными партнерами и др.). 
Область является крупным индустриально-промышленным центром России. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности. 
Значительную роль в развитии экономики области играет агропромышленный комплекс. Однако существенная зависимость от природно-климатических условий не обеспечивает стабильности в зерновом производстве, в результате ежегодный валовой сбор зерновых колеблется от 2 до 6% в общем объеме по России. К тому же состояние агропромышленного производства характеризуется следующими кризисными явлениями: катастрофическое снижение почвенного плодородия, разрушение материально-технической базы, отрицательные сдвиги в структуре производства и наличие тенденции к монокультуре.  
Отличительной особенностью области является наличие мощного научного потенциала - в 48 научных организациях и 14 ВУЗах работает более 700 докторов наук и около 3000 кандидатов наук. 
Область обладает богатым культурным наследием, сохраняет давние театральные, музыкальные и художественные традиции. Сеть учреждений культуры и искусства насчитывает 17 театров и концертных организаций, 25 государственных музеев федерального, областного и муниципального подчинения, 1127 библиотек, консерваторию, цирк, 6 средних специальных учебных заведений - художественное, культуры и музыкальные училища, более 1300 клубных учреждений, 105 детских музыкальных школ и школ искусств. 
В области расположено значительное количество предприятий оборонно-промышленного комплекса. Наметившаяся тенденция оживления промышленного производства до 2000 года носила чисто компенсационный характер, стимулом его роста стал процесс импортозамещения после августа 1998 года. Однако, производство наукоемких и технически сложных видов продукции, определяющих технический и технологический уровень производства, продолжает сокращаться. 
Сокращение промышленного производства в целом по области в последние годы было вызвано причинами, характерными для современного состояния России в целом. Развитие рыночных отношений сделало доступной нашу область для многих иностранных корпораций, которые заняли доминирующее положение на региональном рынке. Продукция местных товаропроизводителей оказалась неконкурентоспособной. Это повлекло резкое ухудшение финансового положения промышленных предприятий, снижение загрузки их производственных мощностей (по ряду производств мощности используются менее, чем на 10 процентов).  
Самая тревожная тенденция - кризис в инвестиционной сфере. Сокращение объемов капитальных вложений затронуло все отрасли области. В итоге - почти две трети оборудования имеет возраст более 15 лет, а износ основных фондов превышает 50 процентов. Объем инвестиций в 1999 году составил всего 22 процента от уровня 1990 года. 
Несколько улучшилась ситуация на рынке труда. Зарегистрированная безработица не превышает нескольких процентов от численности трудоспособного населения, ликвидирована задолженность по выплате пособий по безработице, ведется постоянная и планомерная работа по переквалификации. Но высок уровень скрытой безработицы, не ликвидирована структурная безработица. 
Для Саратовской области характерно ухудшение демографической ситуации. Превышение смертности над рождаемостью, сложившееся в последние годы, приводит к уменьшению численности населения области на 16-18 тысяч человек ежегодно, что сравнимо с населением целого района области. 
Причины этого - низкий уровень жизни населения, утрата народом большей части духовных ценностей, на которых испокон веков стояла Россия. 
Рост и влияние миграционных потоков, как из бывших союзных республик Средней Азии и Кавказа, так и из регионов Северного Кавказа, становится весьма заметным. Взаимодействие культур, неизбежно происходящее при этом, нельзя считать благотворным для культуры региона, исторически сложившегося с преобладанием русской культуры. 
Таким образом, область имеет сегодня комплекс проблем, характерных как для России в целом и большинства ее субъектов, так и специфические проблемы, определяемые географическим положением региона, расположенного на стыке двух климатических зон, двух государств, двух культур. Из осознания этих проблем и своего положения вытекает главный приоритет нашей деятельности - сбережение и развитие населения области. 
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ 
СИТУАЦИИ В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ 
1.1. Естественное и механическое движение  
населения в Саратовском регионе 
По состоянию на 1 января 2004 года население Саратовской области составило 2643,6 тыс. человек, из которых 1944,3 тысячи (73,5%) - городское население, 699,3 тысячи (26,5%) - сельское1. Плотность населения составляет 26,4 человека на 1 кв. км.  
Удельный вес основных возрастных групп в общей численности населения:  
моложе трудоспособного возраста - 16,5 % (436019 чел.);  
трудоспособного возраста - 61,3 % (1621034 чел.); 
старше трудоспособного - 22,2 % (586500 чел.). 
Коэффициент демографической нагрузки составляет 631 человек на 1000 трудоспособного населения. 
С 1996 по 2005 годы рождаемость в Саратовской области сократилась в 1,6 раза - с 13,4 на 1000 жителей до 8,2 (по России - 9,1 на 1000 человек). 
Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной в течение жизни) в 2001 году составил 1,14, что в 2 раза ниже необходимого для простого воспроизводства и замещения поколений. 
Существенное влияние на демографическую ситуацию оказывает низкий уровень жизни молодых семей. Среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума имеют 70 процентов семей с детьми и 90 процентов многодетных семей. 
По прогнозу органов государственной статистики, в течение ближайших 13 лет при сохранении существующих тенденций изменения демографической ситуации число жителей Саратовской области уменьшится на 183,9 тыс. человек и к 2016 году составит 2477,8 тыс. человек. 
Внимание общественности, ученых и практиков в России последних лет все более основательно обращается к проблеме миграционных процессов. Новый, положительный взгляд на тему миграции в стране начал формироваться сравнительно недавно. 
Сегодня становится очевидным, что без мигрантов Россию в обозримом будущем представить невозможно. Вот некоторые цифры. Снижение численности населения России после предыдущей переписи составило 1,8 млн человек, несмотря на то, что за это время в стране добавилось 5,5 млн мигрантов. "Несмотря на некоторый рост рождаемости, мы все же прирастали за счет легальной иммиграции. Нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей", - подчеркнул В. В. Путин еще в мае 2003 года в ежегодном Послании Президента Федеральному собранию. 
В постиндустриальную эпоху миграция людей в поисках работы казалась невозможным феноменом, но начало третьего тысячелетия опровергает самые прогрессивные теории, обнаруживая слабость государственной социальной политики. На первый уровень вышли не изолированные институты и сферы государственного влияния, а глубокая связь политики занятости, миграционной, демографической, экономической, этнонациональной политики. Представители многих народов были выброшены из жизни, различия в социально-экономическом уровне регионов явились причиной возникновения сепаратистских тенденций, конфликтов, межэтнического напряжения, проблем миграции.  
Став после распада СССР приграничной территорией, Саратовская область приняла более 200 тыс. мигрантов. Это не удивительно - люди здесь добрые, земля плодородная, цены на недвижимость относительно невысокие. На территории области проживает 111 национальностей, поэтому уровень толерантности высок. Особенно важно, что область постоянно испытывает растущий дефицит рабочих специальностей. Уровень безработицы в области в настоящее время - более 10%, что выше среднего показателя по России, число безработных - около 172 тыс. человек. В основном это служащие, спрос на которых ограничен, а слесарей, сварщиков, сельскохозяйственных и других рабочих явно не хватает. Если бы не мигранты, экономике региона грозил бы кризис. Существует и характерная для Европы проблема старения населения, а миграция, если не способна ее решить полностью, то может хотя бы смягчить.  
Миграционное движение - это пульсация; нерегулируемая волна миграции ложится тяжелым бременем на социальную инфраструктуру территории, где она появляется. Мигранты не имеют достаточной информации, где их ждут и готовы принять, и поэтому распределяются по стране неравномерно. С 1992 по 2001 годы, к примеру, только зарегистрированных мигрантов в России оказалось около 7 млн человек. Особенностью современной ситуации стран СНГ является наложение друг на друга интенсивных потоков миграции, сложного социально-экономического положения, связанного с падением производства, распространением безработицы, криминализации экономики. В этих условиях является актуальным всесторонний анализ миграционных процессов и привлечение мигрантов к системе занятости России.  
При этом раньше была значительной эмиграция из бывших республик Советского Союза, теперь миграционный потенциал из стран СНГ уменьшается. Общее направление движения населения внутри России - с севера на юг и с востока на запад. Мы впервые ввели такие понятия, как вид на жительство, срок рассмотрения вопроса о гражданстве, необходимость знания русского языка и изучения Конституции и законов Российской Федерации.  
На первом месте, конечно, проблемы, связанные с занятостью, особенно острыми они являются в так называемых трудоизбыточных регионах. Не совсем верно распространенное мнение, что мигранты отнимают рабочие места у местного населения, так как гораздо чаще они заполняют те сегменты рынка труда, куда местные жители идут неохотно: мелкая торговля, шашлычные, чебуречные. Исследования показывают, что в этом сегменте, а также в сфере посреднической деятельности конкуренция между различными группами мигрантов выше, чем между ними и коренными жителями. К тому же успешные предприниматели - это люди, создающие рабочие места, а не занимающие их. Работающие люди - это не только потребители ресурсов, но и их производители. Например, многие строительные компании не смогли бы обойтись без дешевой рабочей силы - это землекопы из Таджикистана, бетонщики из Молдавии, каменщики из Армении, плотники с Украины.  
Другая составляющая комплекса проблем, связанных с миграцией, - собственно социальная нагрузка на городскую или сельскую инфраструктуру, ухудшение криминогенной ситуации, рост ксенофобских настроений, активизация экстремистских группировок. Именно с ксенофобией и национализмом обычно связывают пресловутый "этнический баланс", хотя никто не знает, как этот баланс измерять, включать ли в него всех переселенцев вместе с теми, кто давно обосновался на новом месте и уже хорошо интегрирован в местную жизнь, к какой категории отнести детей мигрантов. Часто с помощью средств массовой информации, слухов, высказываний некомпетентных чиновников рождаются различные мифы по вопросам и проблемам миграции, якобы мигранты - это потенциальные преступники, разрушающие социальную сплоченность, этнокультурную гармонию.  
Бытует мнение, что в нашем обществе согласия и простой пенсионер, и глава нефтеперерабатывающей компании - части единого организма, а те, которые понаехали, этому организму враждебны. По отношению к представителям других этносов принято употреблять слова "мигрант", "инородец", что сильно затрагивает национальные чувства и нередко ведет к обострению межэтнических отношений. Сбиваются в стаи бритоголовые, терроризируя тех, кого они считают "черными". Это, конечно же, невозможно объяснить реакцией на нарушение "этнического баланса". 
Известно, что преследования и поборы, а также давление местных "братков" заставляют мигрантов или россиян - выходцев из Северного Кавказа - прибегать к этнической солидарности гораздо чаще, чем им этого бы хотелось. В нормальных, здоровых условиях проживания и трудовой деятельности огромное число мигрантов совсем не нуждается в этнической клановости и в скрытых общениях. 
Многообразие социальных коллизий, связанных с миграцией, сливается в понятие "проблемы миграции". Этому способствует определенный разрыв в работе практических служб и научных исследований, отсутствие партнерства и взаимодействия между вузовскими кафедрами и службами миграции, имеющими отношение к сбору данных и принимающими решения в области миграционной политики.  
Поскольку усиливается именно экономическая, трудовая миграция, то Российская Федерация в целом заинтересована в ней - миграция в определенной степени восполняет постоянные потери населения. Однако в целях контроля над этими процессами предпринимаются меры по введению квот трудовой миграции в отдельных регионах России. Есть регионы, и Саратовская область здесь не исключение, где готовы принять сельских работников и предоставить им земли, чтобы люди их обрабатывали и производили сельскохозяйственную продукцию. 
Если мы хотим управлять миграцией, необходимо заблаговременно, учитывая реалии, разрабатывать программу оптимальных действий. Миграционные проблемы не должны рассматриваться в отрыве от проблем демографии, и продуманная миграционная программа должна стать частью комплекса мероприятий по исправлению демографической ситуации. Если раньше функцию воспроизводства населения выполняла российская деревня, то сегодня она сама нуждается в людях. Улучшить демографическую ситуацию можно с помощью привлечения мигрантов, хотя сама миграция не должна становиться самоцелью: необходимо повышать качественный состав мигрантов, приоритет следует отдавать высококвалифицированным кадрам, бывшим соотечественникам, их детям и внукам.  
В рамках реализации концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года правительством области совместно с департаментом федеральной государственной службы занятости населения проводится работа по анализу спроса и предложения рабочей силы. Создана межведомственная комиссия по миграционной политике, основной задачей которой является выработка согласованных действий органов исполнительной власти по реализации миграционной политики. Комплексные меры, осуществляемые комиссией, направлены на привлечение дополнительной рабочей силы. Они регламентированы Порядком подготовки рассмотрения предложения по определению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.  
Внешняя миграция не оказывает серьезного влияния на рынок труда и экономику Саратовской области. Количество незаконных мигрантов колеблется в пределах от 1 до 3% от общей численности населения области. По данным информационного центра ГУВД области за прошлый год, на территории области зарегистрировано более 38 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них более 80% - приезжие из стран СНГ. В 2003 году было проведено 152 проверки работодателей по соблюдению ими правил привлечения и использования рабочей силы.  
Однако нельзя забывать о проявлениях национализма, источником которого нередко служит социальная почва - конкуренция за рабочие места, особенно в престижных сферах деятельности. С одной стороны, вполне понятно стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру. С другой стороны, ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто оказывается прикрытием политических амбиций или бытового национализма (даже расизма), перерастает в требование определенных преимуществ, дискриминацию других этносов, служит обоснованием неравенства в гражданских правах, препятствует процессам модернизации и демократизации на пути построения гражданского общества. 
Вот почему из-за отсутствия должного разъяснения миграционной политики люди оказываются во власти отживших стереотипов и домыслов. Человек говорит себе: "Я не потому остался без работы, что я ленивый или у меня низкий уровень образования. Это люди другого цвета кожи у меня отобрали работу!"  
В данном случае даже не важно, что такой человек не пойдет на ту работу, которую выполняют мигранты. Поэтому успех социальной интеграции зависит от того, насколько проработана в регионе и как реализуются этнонациональная, миграционная, социальная и кадровая политика.  
От того, в каких категориях мы теоретически упорядочиваем и организуем социальную реальность, непосредственно зависит способ наших практических действий. Практика межнациональных отношений требует их постоянного анализа в целях выработки новых форм и "моделей" взаимодействия этносов в решении проблем экономического и национально-культурного развития, улучшения их материального положения, внимания к детям мигрантов и беженцев. Представляется полезным, например, создание специальных структур по типу существующего в Москве Центра адаптации и обучения детей беженцев и вынужденных переселенцев при благотворительной организации "Гражданское содействие". Этот центр возник в марте 1996 года, когда тысячи людей бежали в Москву от первой чеченской войны. 
Необходимо государственное управление и регулирование в сфере этносоциальных отношений, которые характеризуются высокой степенью сложности и социальной значимости. В программе миграционной политики предлагалось предусмотреть две пока еще слабо обозначенных стратегии. Первая - это осуществление за рубежом информированности: о пользе миграции в Россию, о стране, возможностях трудоустройства, предпочтительных регионах и правилах для потенциальных иммигрантов. Вторая - это работа среди принимающего, собственного населения по адаптации к мигрантам как к нужным, но иным по культуре жителям страны. Важно понять, что речь идет о взаимодействии культур, в котором адаптироваться и интегрироваться должны не только мигранты, но и само российское общество. 
Одной из насущных задач выступает воспитание культуры межнационального общения, включающее широкий комплекс мер культурного характера, целенаправленных просветительских мер по воспитанию массового сознания в духе толерантности. Речь должна идти о формировании установок на взаимное понимание, взаимное уважение, взаимообогащение носителей разных этнокультурных традиций. Исторической особенностью общественного развития Саратовской области является то, что многонациональный состав населения никогда не был основной причиной межэтнических столкновений, а напротив, способствовал созданию общих материальных и духовных ценностей, взаимообогащению культур, формированию самобытного полиэтнического облика региона.  
Однако сегодня еще рано говорить о том, что толерантность и уважение к иным культурам, этносам и народам глубоко проникли в сознание жителей области. Гармонизация национальных и межнациональных отношений, в аспекте современных миграционных процессов, невозможна без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе и органов местного самоуправления, с общественными национальными формированиями, учеными вузов региона и Российской Федерации. Опыт вынужденной миграции осознается индивидом так, что в его оценке практически всегда присутствует мотив навязанной отчужденности от социального окружения. Этот мотив может быть признан вполне надежным индикатором для понимания возможных траекторий социальной карьеры в условиях дискриминации по этническому признаку, ксенофобии, нетерпимости. Возможно, что так называемое мобилизованное состояние сознания является результатом выстраиваемой стратегии выживания, которую вынужденные переселенцы признают единственным способом своего существования. 
В феврале этого года в Саратове прошла конференция "Правовое просвещение иммигрантов из числа этнических меньшинств в Приволжском федеральном округе: проблемы и перспективы", которая стала частью большой совместной работы Саратовской региональной общественной организации "Ассоциация вынужденных переселенцев "Саратовский источник"", Управления по делам миграции ГУВД Саратовской области и Нижегородской региональной благотворительной общественной организации "Центр помощи мигрантам", работающей при содействии Европейского Союза.  
Мигранты, среди которых есть и беженцы, и вынужденные переселенцы, и те, кто покинул свой дом в поисках работы, находят в Саратовской области новый дом, друзей, работу, а область получает необходимые трудовые ресурсы. Руководитель Управления по делам миграции ГУВД Саратовской области Николай Кузнецов привел такие цифры: с 1992 по 2002 год в Саратовской области приняли гражданство России 90 тыс. человек. А в прошлом, 2004 году, стали гражданами России еще 10 тыс. мигрантов, 1200 человек получили разрешение на временное проживание, 2049 человек имеют вид на жительство. Вместе с тем, по данным ГУВД Саратовской области, мигрантами совершено более 22 тыс. нарушений. В 2003 году выдворено из страны 60 человек, а в 2004 году эта цифра возросла в 10 раз. Правонарушения, как правило, совершаются незаконными мигрантами из бывших союзных республик.  
По прогнозам службы занятости, в областной бюджет Саратовской области будет поступать до 80 млн рублей ежегодно, если иностранная рабочая сила легализуется. Поэтому важным направлением деятельности миграционной службы является борьба с незаконной миграцией. По приблизительным подсчетам на территории области 15,5 тыс. человек из числа мигрантов находятся на нелегальном положении. Причин тому несколько, но основной из них является низкая правовая грамотность мигрантов и отсутствие правового просвещения. Как отмечалось на конференции, с приезжими и трудовыми мигрантами из дальнего зарубежья (а в Саратовской области живут и работают представители 20 стран мира) проблем не бывает, они знают и соблюдают законодательство.  
С нашими бывшими соотечественниками по СССР ситуация иная. Въезжая на территорию России, они не воспринимают ее как чужое государство, лишь сталкиваются с необходимостью найти хорошую работу, отдать детей в школу, получить пенсию, защитить нарушенные права. В "Саратовский источник" идут за советом и конкретной помощью люди, которые отчаялись самостоятельно решить сложные бюрократические вопросы, связанные с получением статуса, которым грозит вынужденная депортация, разлука с семьей (в какой-то момент они - чаще всего по незнанию - нарушили миграционное законодательство, не оформили во время документы). 
Чтобы разобраться в запутанном миграционном законодательстве, нужно обладать знаниями и навыками, которые у большинства мигрантов отсутствуют. Складывается ситуация, когда появляются контролирующие структуры, пресекающие незаконную миграцию (например, миграционные инспекции), но с другой стороны - организации, помогающие мигрантам узнать, реализовать и защитить свои права. Решением вопросов гражданства и миграции призвана заниматься и комиссия при общественной палате. Можно надеяться, что совместными усилиями удастся помочь людям, выбравшим Россию и, в частности, наш регион новой родиной.  
Опираясь на методологию социальной политики, разработанную отечественными учеными, можно предложить некоторые основные принципы миграционной политики:  
Сочетание регионального, отечественного и международного опыта. 
Реализация прав человека независимо от пола, расы, этничности, языка, происхождения.  
Научность: научный анализ, независимая экспертиза, проводимая учеными.  
Социальное партнерство: осуществляется органами государственной власти во взаимодействии с бизнесом, общественными и религиозными организациями.  
Системный подход, предполагающий как индивидуальную работу с мигрантами, так и осуществление программ, направленных на оздоровление экономической, правовой, культурной среды на разных уровнях.  
Междисциплинарность и межведомственность: организация междисциплинарных команд различных специалистов внутри миграционных служб.  
Специализация и дифференцированный подход: содействие занятости и общественной активности мигрантов, создание условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе. 
Реализация миграционной политики предполагает выработку, условно говоря, нового языка, основанного на восстановлении традиций доброжелательности, добрососедских отношений, развития практик сотрудничества в миграционных группах и социальных структурах. Многое зависит от того, насколько проработана и интегрированна государственная миграционная политика. В настоящее время различные формы социальной политики - экономическая и демографическая политика, политика занятости, этническая и миграционная политика - осуществляются отдельно друг от друга как некие автономно существующие направления, отчего и оказываются не всегда положительными по своим результатам. Несомненно успешное решение задач государственной миграционной политики возможно лишь в комплексном решении задач по всему спектру социальной политики. 
1.2. Профессионально-квалификационная  
характеристика региона 
В России продолжается системный кризис, выйти из которого возможно во многом за счет усилий регионов. Чтобы развитие не зашло в тупик, в стратегических планах развития регионов необходимо отражать мировые тенденции структурной перестройки мирового сообщества.  
В силу особого географического положения, Саратовский регион является одним из ключевых для России. С одной стороны, область - одна из центральных на территории СНГ и срединных на европейской части России. С другой стороны, она достигает границ российского государства. В этой связи особая роль и миссия Саратовского региона состоит в его интегрирующем потенциале: через него проходит один из основных векторов восстановления, интеграции и развития российского общества, а также интеграции восточных и западных государств СНГ, в возможностях предоставлять инфраструктурные услуги. 
Область выгодно расположена посредине крупной зернопроизводящей зоны, на пересечении транспортных магистралей. Через ее территорию осуществляется наиболее удобный выход на государства Средней Азии и Казахстан. 
Наряду со специфическими особенностями Саратовской области, следует отметить ее сходные черты с соседними регионами Поволжья. Это - открытость, диверсифицированность экономики, рассредоточенность ресурсов развития, многоцелевое развитие и многоуровневая координация хозяйства (с часто встречающейся особенностью - центры принятия решений вынесены за пределы региона) и др. Такие черты региона обусловливают высокую потенциальную опасность локализации проблем при исключении той или иной части общей системы региона из системы взаимозависимостей (например, вследствие разрыва хозяйственных или координационных связей с внерегиональными партнерами и др.). 
На 1 января 2006 года в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) учтено 29 372 хозяйствующих субъекта. 
Среди зарегистрированных организаций наибольший удельный вес приходится на организации, занятые следующими видами экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (35,7%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (18,3%); строительство (10,2%); обрабатывающие производства (10,0%). 
По формам собственности предприятия и организации города распределились следующим образом: 
государственная собственность - 3,0%; 
муниципальная собственность - 2,1%; 
собственность общественных и религиозных организаций - 7,7%; 
частная собственность - 84,4%; 
прочие формы собственности - 2,8%. 
По состоянию на 1 января 2006г. в городе 1 585 крупных и средних предприятий, из них в частной собственности - 57,0%, в государственной - 16,6%, в муниципальной - 4,2%, на прочие формы собственности приходится 22,2%. Наибольшее количество среди крупных и средних предприятий города также приходится на оптовую и розничную торговлю, операции с недвижимостью, обрабатывающие производства и строительство. 
Оборот крупных и средних предприятий и организаций города за 2005г. составил 145,6 млрд. руб., что составляет 128,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. 
Индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям города за январь-декабрь 2005г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 98,3%, по основным видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 71,5%, обрабатывающие производства - 107,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 100,0%. 
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупных и средних предприятий по чистым видам деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) за 2005г. составил 56,6 млрд. руб., в том числе: 
добыча полезных ископаемых - 6,7 млрд. руб.; 
обрабатывающие производства - 35,3 млрд. руб.; 
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 14,6 млрд. руб. 
Величина дебиторской задолженности крупных и средних предприятий на 1 января 2006 года составила 33,2 млрд. руб., в том числе просроченная 7,9 млрд. руб., то есть 23,8% от общего объема задолженности. 
Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий на 1 января 2006 года составила 53,2 млрд. руб., в том числе просроченная 17,0 млрд. руб. или 32,0% от общей суммы кредиторской задолженности. 
Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий и организаций (кроме банков, страховых и бюджетных организаций) за 2005г. составил 7,4 млрд. руб. В общем числе организаций доля прибыльных составила 73,9%, (сумма прибыли - 8,5 млрд. руб.), убыточных - 26,1%, (сумма убытка - 1,1 млрд. руб.). 
За 2005г. на развитие экономики и социальной сферы крупными и средними предприятиями города использовано 13,4 млрд. руб. инвестиций, что составило 110,0% к уровню 2004 г. 
 
Рис. 1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОБЛАСТИ В ОБЩЕРОССИЙСКИХ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ 
2. ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА  
НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА 
2.1. Тенденции сельскохозяйственного производства  
и демографическая роль в этом процессе 
Саратовская область - одна из крупнейших в Российской Федерации, где сложилась система производства зерна, подсолнечника, продуктов животноводства.  
Область расположена в центре Поволжья и занимает 100,2 тыс. кв. км.  
Главная особенность климата - частая повторяемость засух и суховеев. Среднегодовое количество осадков по области меняется от 310 до 500 мм.  
Земельный фонд области (в административных границах) составляет 10123,5 тыс. га, из них земель сельскохозяйственного назначения - 8417,6 тыс. га, или 83%. Сельскохозяйственных угодий всего - 7998,4 тыс. га.  
Структура сельскохозяйственных угодий (по данным земельного отчета на 1.01.2004 года):  
- пашня - 5667,5 тыс. га (70,9%);  
- сенокосы - 89,4 тыс. га (1,1%);  
- пастбища - 2215,0 тыс. га (27,7%);  
- многолетние насаждения - 26,5 тыс. га (0,3%).  
Соотношение типов почв в земельных ресурсах области следующее:  
- черноземные почвы - 50,4%;  
- каштановые - 30%;  
- солонцовые комплексы - 11,5%;  
- аллювиальные почвы - 6,3%;  
- прочие- 1,8%.  
Преобладают почвы глинистые и тяжелосуглинистые - 86%, на среднесуглинистые почвы приходится 9%, на легкосуглинистые и песчаные - 5%.  
Величина почвенно-климатически обеспеченной урожайности культур снижается с северо-запада на юго-восток пропорционально уменьшению влагообеспеченности и плодородия почв.  
Опыт многих хозяйств свидетельствует об имеющихся больших резервах роста продуктивности зерновых и других культур в области, и особенно, в ее правобережных районах, за счет более рационального использования почвенно-климатических ресурсов, применения рациональной агротехники.  
Природные и экономические особенности обусловили различную специализацию сельского хозяйства в отдельных районах и микрозонах области. В целом оно имеет зерново- скотоводческую специализацию.  
Специализация микрозон:  
Западная микрозона включает 13% сельхозугодий и 14,4% пашни области. В растениеводстве микрозона специализирована на производстве зерна, подсолнечника и сахарной свеклы.  
Центральная правобережная зона располагает 11,8% сельхозугодий и 13,1% пашни области. Микрозона специализирована на выращивании зерновых и подсолнечника.  
Северная правобережная микрозона имеет 9,8% сельхозугодий и 9,5% пашни области. Специализация микрозоны - скотоводческо- зерновая, с развитым производством подсолнечника.  
Южная правобережная микрозона, на которую приходится 7,7% сельхозугодий и 7,5% пашни области специализирована на производстве зерна и животноводстве.  
Северная левобережная микрозона занимает 14,4% сельхозугодий и 14,9% пашни области. Специализация - зерново- скотоводческая.  
Центральная левобережная микрозона самая крупная по размеру пашни (21,1%). Хозяйства ее в основном специализированы на производстве зерна, а также говядины и молока. В отдельных хозяйствах хорошо развито овощеводство.  
Юго-восточная микрозона располагает 24,2% сельхозугодий и 19,5% пашни области. Специализация - зерново-скотоводческая с развитым овцеводством.  
Большая часть зерна (56%) за последние три года произведена в Левобережье, подсолнечника (71 %) - в Правобережье, сахарной свеклы (99%) в первой микрозоне. Около 74% картофеля выращивается в Правобережье, 69% овощей - в 4,5,6 микрозонах. 
На современном этапе системного кризиса экономики и общества России особенно существенно пострадала аграрная сфера хозяйственной деятельности и сельская среда обитания. Реализация аграрной реформы в области в 1990-1998 гг. характеризовалась следующими процессами и явлениями: 
всеобъемлющей либерализацией цен;  
насильственной деколлективизацией объектов сельского хозяйства;  
поспешной раздельной приватизацией предприятий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, дезинтеграцией АПК;  
созданием условий резкого увеличения ценового диспаритета между промышленностью и сельскохозяйственным производством;  
неперспективным, с экономической и социальной точки зрения, наделением сельских жителей земельными долями и имущественными паями;  
дезориентацией общественного мнения об аграрном производстве как о "черной дыре".  
Все это в совокупности с идеологической подменой комплекса аграрных проблем исключительно вопросом о собственности на землю, привело к тому, что разрушительные тенденции в аграрном секторе явно опередили созидательные процессы. В результате произошел небывалый по масштабам и глубине спад агропромышленного производства, сокративший объемы производства и потребления многих видов отечественного продовольствия до уровня послевоенных лет (примерно 1947-1950-х годов) и создавший реальную угрозу продовольственной безопасности. Среднегодовой объем производства зерна в 1990-1998 гг. снизился на 1 млн.тонн, а валовое производство молока - на 32 процента, мяса - в два раза, яиц - на 27 процентов, шерсти - более, чем в 7 раз. 
Процесс развала реального аграрного сектора проявился в потере почвенного плодородия, заметном сокращении используемых сельскохозяйственных угодий (7 процентов) и пашни (9 процентов), разрушении материально-технической базы, росте убыточных хозяйств (по итогам 1998 года их удельный вес достиг 90 процентов от общего количества), чему способствовали разрыв экономических, организационных и технологических связей в аграрно-промышленном комплексе, потеря значительной части регионального и межрегионального продовольственного рынка. О деградации сельской глубинки свидетельствует ее все большее ориентирование на элементарное натуральное подворье, резкое сокращение потребительского спроса на продовольственную продукцию вследствие, с одной стороны, обнищания населения, с другой - самообеспеченности продуктами питания, преимущественной занятости огородничеством и личным подсобным хозяйством.  
Вместе с этим, нарастают негативные тенденции изменения качества жизни сельского населения. По некоторым важнейшим социальным индикаторам Россия оказалась за порогом цивилизованного функционирования (по уровню потребления животного белка, масштабам криминализации жизни и многих видов хозяйственной деятельности, смертности и др.). Происходит чрезмерная поляризация бедности и богатства. Образ жизни и нравы социального дна затрагивают все большие слои сельского общества, подрывая моральные устои частной жизни и основы государства. 
Система государственной поддержки аграрного производства законодательно не оформлена, она характеризуется распыленностью, непрогнозируемостью, несвоевременностью, а также неритмичностью и неполнотой финансовых выплат, кредитов, дотаций и субсидий. 
Однако можно и нужно отметить некоторые позитивные тенденции:  
- формируются столь необходимые для сельскохозяйственного производства и агросферы в целом законодательные и иные условия осуществления хозяйственной свободы и инициативы; 
- растет социально-экономическая активность жизнестойкой части сельского населения; 
- укрепляется роль крестьянских (фермерских) хозяйств, как товарных производителей продовольствия; 
- увеличивается количество сельских жителей, самостоятельно решающих проблемы своего благосостояния и социального статуса;  
- постепенно нарождается сельский тип предпринимателя, что ускоряет проникновение в сельскую местность рыночных отношений и модернизирует повседневную жизнедеятельность сельского общества. 
Однако, все эти позитивные процессы осуществляются с большой степенью стихийности, так как вызревание рыночных основ аграрной сферы слабо регулируется агроэкономической государственной политикой и на федеральном и на региональном уровне. 
Поскольку агросфера представляет собой сложную социально-экономическую и одновременно хрупкую агробиологическую систему природы и общества, постольку она как объект осуществления аграрной стратегии и политики государства не должна ограничиваться рамками лишь производства (сельскохозяйственного или агропромышленного). При формировании аграрной сферы следует относиться к ней как к важнейшему ресурсу жизнеобеспечения (производство продовольствия), жизнедеятельности (условия и качество жизни проживающих в сельской местности) и жизнеустройства (степени освоенности территориальной среды обитания), отбросив экономический примитивизм технократического определения ее "бездонной бочкой" или "черной дырой". 
Преодоление имеющей место узкой трактовки объекта аграрной стратегии и политики может и должно способствовать пониманию сущности и перспективы развивающихся рыночных отношений в формирующихся сегодня различных формах хозяйствования на сельской земле. 
Стратегия и тактика аграрной политики Саратовской области предусматривает охват следующих проблем: 
- восстановление и создание современной индустриальной базы агропромышленного производства; 
- определение природно-климатических и социально-экономических ограничений рентабельного ведения сельского хозяйства; 
- формирование рыночных социально-ориентированных условий обеспечения достаточного уровня продовольственной безопасности области; 
- выявление нормативно-правовых и рыночных инструментов социально-экономического механизма государственной поддержки реальных товаропроизводителей продовольствия (а не посредников), нивелирование диспаритета цен в сельском хозяйстве; 
- определение путей рационального использования ресурсного потенциала агропромышленного производства Саратовской области и необходимых сдвигов как в отраслевой, так и территориальной структуре производства; 
- законодательное обеспечение и создание организационных условий вертикально-горизонтальной производственной кооперации и интеграции в АПК области; 
- обеспечение рационального землепользования в аграрном секторе, применение рыночных и внерыночных форм оборота сельскохозяйственных земель, регулирование земельных отношений в сельской местности в соответствии в законом Саратовской области "О земле" и Земельным кодексом Российской Федерации; 
- инфраструктурное обустройство среды обитания и обеспечение достойной жизнедеятельности в сельской местности Саратовской области.  
Стратегической основой региональной аграрной политики в Саратовской области, таким образом, будут выступать: формирование рыночного партнерства многоукладных производительных форм хозяйствования и обеспечение достойного качества жизни сельского населения, обеспечивающих в свою очередь продовольственную безопасность и жизнеобустроенность (уровень освоения) территории области.  
Исходя из сложившихся условий, в АПК Саратовской области и страны в целом, насущных проблем функционирования и развития аграрной сферы жизнедеятельности, требующих своего разрешения на региональном и федеральном уровне, нами выделены приоритетные цели на среднесрочный период. 
2.2. Социальная обеспеченность и экономические  
потери региона 
Среднесрочную программу социально-экономического развития области на 2006-2008 годы экономический блок правительства начал писать в апреле. На финишную прямую вышли только в октябре, создав третий по счету вариант, наконец-то получивший предварительное одобрение губернатора. В ближайшее время итоговый проект программы будет представлен на заседании правительства, затем он поступит в областную думу и, надеемся, будет утвержден. 
Среднесрочную программу социально-экономического развития области на 2006-2008 годы экономический блок правительства начал писать в апреле. На финишную прямую вышли только в октябре, создав третий по счету вариант, наконец-то получивший предварительное одобрение губернатора. В ближайшее время итоговый проект программы будет представлен на заседании правительства, затем он поступит в областную думу и, надеемся, будет утвержден. Технология создания этого документа уникальна для нашей губернии: в составлении программы приняли участие не только чиновники, но и Союз товаропроизводителей и работодателей, торгово-промышленная палата, школа бизнеса "Диполь", федеральный фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, эксперты из Канады, федерального Минэкономразвития и торговли. О том, каковы приоритеты нашего движения вперед и какой должна стать губерния через три года, рассказывает министр экономического развития и торговли Саратовской области Александр Яковлев. 
"Главная цель - повышение качества жизни населения, для достижения этой цели мы должны увеличивать валовой региональный продукт в среднем на 7-8% каждый год. Это позволит нам увеличивать доходную часть консолидированного бюджета в среднем более чем на 12% ежегодно. А это значит, что мы сможем больше тратить денег на социальную сферу - здравоохранение, образование, благоустройство, коммуналку.  
Проект программы определяет, что на ближайшие три года нашими экономическими приоритетами станут: развитие предприятий топливно-энергетического комплекса, развитие химии и нефтехимии, агропромышленный комплекс с акцентом на животноводство, где в предыдущие годы наблюдался ощутимый спад. Еще один приоритет - связь, инвестиции в эту сферу только в будущем году вырастут в 1,5 раза, а за три года планируется завершение строительства волоконно-оптических линий связи ко всем райцентрам, телефонизация нетелефонизированных сельских населенных пунктов за счет внедрения механизма универсальной услуги. Далее - машиностроение и высокотехнологичные производства и, наконец, приоритет, которого не было в предыдущих вариантах программы, - развитие малого и среднего бизнеса. В прошлом году его доля в ВРП составляла всего 10%, однако уже по итогам 9 месяцев мы видим, что доля на 1% поднялась. Мы прогнозируем, что за три года доля малого и среднего бизнеса в ВРП вырастет до 18-20%, а налоговый вклад предпринимателей в консолидированный бюджет за счет участия в серьезных инвестиционных проектах составит 15-17%.  
Социальные приоритеты развития - доступное жилье, здесь должна помочь ипотека, развитие здравоохранения и образования, качественные дороги, которые должны продолжить формирование саратовского узла в составе международных транспортных коридоров. Ввод жилья в 2006-2007 годах прогнозируется на уровне 800-900 тыс. кв. м, в 2008 году количество вводимого жилья должно достичь 1 млн кв. метров.  
Область уже встала на инвестиционный путь развития экономики. В 2006 году мы прогнозируем приток инвестиций в размере 41 млрд рублей в рамках 27 крупных инвестиционных проектов. Точная сумма будет известна в декабре, когда предприятия-инвесторы утвердят свои планы, однако количество проектов на сегодня подтверждено полностью. Это будут как реинвестиции в обновление основных фондов крупных предприятий, так и финансовые вливания в создание новых видов продукции. 
Например, в сфере машиностроения на 2006 год запланированы проекты на предприятиях "СЭПО", "Саратоворгсинтез", "Трансмаш", "Электроисточник", "Контакт", серьезная реконструкция ожидается на "Вольскцементе", Балаковской АЭС. Ведутся переговоры с мясокомбинатом "Черкизовский" о вложении инвестиций в АПК области. Планируется, что за три года они составят порядка 7 миллиардов рублей. В сфере торговли - всем известная "ИКЕА", развитие разветвленной сети пиццерий "Папа Джонс". И это неполный перечень стратегических проектов, которые дадут порядка 70% годового объема инвестиций. В этот перечень не вошли многочисленные проекты по малому и среднему бизнесу, но они тоже внесут свой вклад в инвестиционное развитие экономики. 
Что же мы получим в итоге реализации трехлетней программы? По нашим подсчетам, средняя заработная плата на одного работника составит в будущем году 6389 рублей, в 2007 - 7493 рубля, в 2008 - 8300 рублей. Хочу подчеркнуть, что если в предыдущих вариантах программы мы ставили целью опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производительности труда, то сегодня приоритеты поменялись: зарплаты будут расти в среднем на 17% в год, а производительность труда на 25-30%. Мы запланировали достаточно скромный рост реальных денежных доходов населения: в будущем году они вырастут на 8,7%, далее на 5,4 и 5,1%. Среднегодовой индекс потребительских цен, по нашим подсчетам, будет на уровне 9,6%-8,2%-7%. И если мы выдержим все вышеописанные приоритеты и ориентиры, то уже в 2009 году сумеем удвоить объем валового регионального продукта. 
А способствовать этому будет не только приход инвесторов, но и складывающееся сегодня реальное партнерство власти и бизнеса. Две прошедшие стратегические сессии показали, что власть и бизнес могут разговаривать на одном языке и работать на общую цель. А это очень положительно сказывается на экономике. Точно знаю, что после первой сессии ряд предприятий малого и среднего бизнеса начал показывать реальную зарплату, кроме того, именно после этой сессии в приоритетах программы появилось развитие этого сектора экономики. Вторая сессия - с участием крупного бизнеса - также помогла нам дополнить список приоритетов. Например, появилось развитие предприятий кластерного типа, что поможет росту производства на территории области конечного продукта. Также мы планируем ввести в число приоритетов повышение профессионализма управленческих кадров нашего правительства через обучение в школах бизнеса. 
Постоянные совместные усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата, атмосферы сотрудничества и полной прозрачности принятия властных решений позволят нашей губернии, которая не вошла в число локомотивов экономического роста страны, все же выйти на хорошие позиции и занять достойное место в когорте динамичных, прогрессивных и успешных регионов". 
Итак, сокращение промышленного производства области в последние годы было вызвано причинами, характерными для современного состояния России в целом. Развитие рыночных отношений сделало доступной нашу область для многих иностранных корпораций, которые заняли доминирующее положение на региональном рынке. Продукция местных товаропроизводителей оказалась неконкурентоспособной. Это повлекло резкое ухудшение финансового положения промышленных предприятий, снижение загрузки их производственных мощностей (по ряду производств мощности используются менее чем на 10 процентов). Область перегружена предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Наметившаяся тенденция оживления в промышленности носит чисто компенсационный характер - стимулом роста стал процесс импортозамещения после августа 1998 года. Однако, производство наукоемких и технически сложных видов продукции, определяющих технический и технологический уровень производства, продолжает сокращаться.  
Состояние агропромышленного производства характеризуется следующими кризисными явлениями: катастрофическое снижение почвенного плодородия, разрушение материально-технической базы, изъятие из сельскохозяйственного производства и агропромышленного сектора в целом финансовых ресурсов за счет диспаритета цен, отрицательные сдвиги в структуре производства и наличие тенденции к монокультуре.  
Самая тревожная тенденция - кризис в инвестиционной сфере. Сокращение объемов капитальных вложений затронуло все без исключений отрасли области. В итоге - почти две трети оборудования имеет возраст более 15 лет, а износ основных фондов превышает 50 процентов.  
По показателям уровня жизни населения среди 89 регионов России область за последние два года занимает 60-65 место. 
Таким образом, регион имеет сегодня комплекс проблем, характерных для большинства субъектов Российской Федерации и обусловленных общим состоянием экономики страны. 
Несмотря на наличие ряда проблем, в результате комплекса мер, реализованных Правительством области, социально-политическая среда региона характеризуется достаточно высоким уровнем единства. Посредством формирование правовой и организационно-управленческой среды, увязывающей интересы хозяйственных и иных субъектов деятельности, Правительство области само становится активным участником рынка. 
Основные экономические и социальные показатели (млн руб.) 
Март 2006 Январь- март 2006 В % к Справочно: январь-март 2005 в % к январю-марту 2004 марту январю-марту Оборот организаций1 28275,2 79104,5 125,5 127,6 124,5 Индекс промышленного производства 114,0 113,9 105,1 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности:1 добыча полезных ископаемых 901,3 2304,4 123,9 125,8 169,0 обрабатывающие производства 7491,3 18636,3 133,8 123,5 87,7 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3400,3 10568,3 109,8 116,7 139,2 Инвестиции в основной капитал, по оценке 2976,0 5665,0 109,4 113,2 161,0 Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" 1240,9 3724,7 123,0 112,6 158,1 Ввод в действие жилых домов, м2 27584 70161 128,6 112,2 78,4 Продукция сельского хозяйства 1427,0 4420,9 104,2 101,8 93,9 Коммерческий грузооборот предприятий транспорта, млн т-км 5995,5 16598,7 111,9 105,7 89,9 Объем транспортных услуг2 2910,7 8526,4 113,7 112,7 110,7 Объем услуг связи, по оценке 699,3 1759,6 133,3 109,2 116,4 Внешнеторговый оборот, млн долл. США,3 189,6 292,6 в 2,9 р. в 2,3 р. 65,7 в том числе: экспорт товаров 172,4 255,6 в 3,7р. в 3,0р. 52,0 импорт товаров 17,2 37,0 94,0 90,2 148,0 Оборот розничной торговли 7628,4 21506,8 113,9 114,5 113,1 Оборот общественного питания 142,6 392,3 108,8 106,8 93,0 Объем платных услуг населению 2079,7 6030,7 101,1 106,9 104,8 Индекс потребительских цен, % 101,64 105,45 108,6 108,5 111,1 Индекс цен производителей промышленных товаров, % 101,04 103,45 110,4 110,2 123,4 Сальдированный финансовый результат6 2073,4 132,8 134,3 Средняя численность работающих в экономике, тыс.человек7 773,4 772,8 99,4 99,2 97,1 Численность официально зарегистрированных безработных на конец месяца, тыс.человек 24,1 86,2 149,6 Реальные денежные доходы на душу населения 113,8 109,3 102,7 Начисленная средняя заработная плата одного работника7 номинальная, руб. 6143,2 6096,0 123,8 124,7 129,8 реальная 114,5 115,1 117,3 1 В фактических ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей. 2 По крупным и средним предприятиям, в действующих ценах. 3 По данным Приволжской таможенной статистики за февраль, январь-февраль и в % к февралю, январю-февралю предыдущего года. 4 Март 2006 г. к февралю 2006 г. 5 Март 2006 г. к декабрю 2005 г. 6 Данные приведены по сопоставимому кругу по крупным и средним организациям за январь-февраль и в % к январю-февралю предыдущего года. 7 Данные приведены по полному кругу организаций за февраль, январь-февраль и в % к февралю, январю-февралю предыдущего года.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Стратегия развития Саратовской области, ставящая своей генеральной целью развитие человека, улучшение качества его жизни, предусматривает в качестве главного средства ее достижения воссоздание основ индустриального уровня развития экономики с одновременным закладыванием предпосылок постиндустриального. Воссоздание индустриальной базы означает, что восстанавливаться сегодня может не все, что угодно, по механической схеме, а в большей мере доходообразующие составляющие экономического потенциала и наиболее перспективные сферы жизнедеятельности.  
Основными характеристиками Саратовской области при достижении этапа постиндустриального развития, предусматриваемого Стратегическим планом, должны будут служить следующие:  
Относительное возрастание роли управленческой, научной и образовательной деятельности в сравнении с финансовым, промышленным и сельскохозяйственным секторами. 
Опережающее развитие сферы услуг по сравнению с производством товаров, подготовка и выпуск соответствующих специалистов. 
Доминирование информационных технологий. Развитие экономики информации. 
Развитие инновационного потенциала области.  
Возрастание роли некоммерческого и семейного секторов: правительственных агентств, высших учебных заведений, исследовательских комплексов, центров, неправительственных агентств экономического развития городов и районов области, социальных комплексов, центров обслуживания. 
Существо экономических преобразований в области будет состоять в том, чтобы, не ломая сложившейся специализации (электроэнергетика, нефтехимия, отдельные отрасли машиностроения, отрасли продовольственного комплекса, отдельные инфраструктурные отрасли), выделить производства, базирующиеся, в первую очередь, на местных ресурсах.  
Приоритетны из них следующие:  
традиционные отрасли и производства, имеющие перспективы спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках и функционирующие на основе кооперации с существующими промышленными предприятиями;  
производства с принципиально более эффективными технологическими параметрами, обеспечивающими глубокую переработку сырья и снижение ресурсоемкости производства;  
производства, имеющие комплексообразующий характер и обеспечивающие тем самым высокую эффективность производства и экономики области в целом; 
высокотехнологичные производства, организованные на основе конверсии оборонных предприятий, обеспечивающие потребности народного хозяйства в высокопроизводительной технике, а потребности населения - в сложной бытовой технике; 
производства и виды деятельности, базирующиеся на использовании уникальных местных сырьевых ресурсов, а также те, которые обеспечивают экологическую безопасность области. 
В настоящее время экономическая политика носит преимущественно антидепрессивную направленность, в дальнейшем же должен произойти перенос центра тяжести на структурно-инновационную. Уже сейчас важен не столько экономический рост любой ценой, сколько структурная перестройка экономики на базе новых технологий, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. Основным содержанием экономической политики должно стать стратегическое управление системой балансов: финансовых, трудовых, товарных и др., учет и оценка последствий изменения этих балансов.  
В дальнейшем произойдет еще большее усиление роли моделирования финансово-экономических отношений в регионе, основанного на подходе к региону как к воспроизводственной системе, в которой финансовые пропорции играют интегрирующую роль в формировании всей совокупности региональных пропорций воспроизводства.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
Вардомский Л. Инвестиционные риски и региональное развитие // Проблемы и механизмы регионального развития в России. - М.: Эпикон, 1998. - С. 22-33. 
Вардомский Л. Проблемы внешней открытости регионов в контексте развития российской экономики // Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. - М.: Эпикон, 1999. - С. 20. 
Вардомский Л., Трейвиш А. Проблемы устойчивости экономического пространства России в контексте внешнеэкономической либерализации // Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. - М.: Эпикон, 1999. - С. 210. 
Ежемесячный статистический бюллетень. - 2004. - №10; помесячная динамика экономических и социальных индикаторов Москвы с 1994 г. по январь 2004 г. 
Конференция "Правовое просвещение иммигрантов из числа этнических меньшинств в Приволжском федеральном округе: проблемы и перспективы" // http://www.interethnic.org/News/020305_1.html 
Малахов В. Расизм и мигранты // Неприкосновенный запас. 2002. № 5 (25).  
Мигранты работают в сельском хозяйстве, торговле и строительстве // http://news.sarbc.ru/main/socium/27/01/2004/38740.html  
Развитие человеческого потенциала - стратегия успеха: Концепция повышения темпов социально-экономического развития Саратовской области. Саратов, 2004.  
Райская Н. и др. Мифы экономического роста // Ведомости. - 2003. - 4 апр. 
Регионы России в 2003 г.: Ежегодное приложение к "Политическому альманаху России". /Под ред. Н. Петрова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2004. 
Регионы России: экономическая конъюнктура (социально-экономическая информация) / Центр эконом. конъюнктуры при правительстве РФ. - Т. 2. - М., 2004. 
Социально-экономическое положение Российской Федерации: Январь - февраль 2004 года / Госкомстат РФ. - М., 2004. - С. 153. 
Тишков В.А. Миграционная политика как угроза национальной безопасности России: Выступление на слушаниях в ГД РФ 10 декабря 2003 года // РЖ. 2003.  
Ярская В.Н. Конструирование этнического неравенства и перспективы толерантности // Великий Волжский путь: Развитие культурных и этноконфессиональных контактов: Материалы междунар. конф. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002. С. 141-148.  
 
1 По данным официального сайта Правительства Саратовской области http://www.saratov.gov.ru 22

Информация о работе Дмографический фактор развития экономики регионов