Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:52, курсовая работа
задачи:
1. Рассмотреть понятие доходов населения и их виды.
2. Определить источники формирования доходов населения.
3. Выявить факторы, определяющие величину доходов населения.
4. Рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.
5. рассмотреть «Кривую Лоренца»
Ведение…………………………………………………………….....3
1. Понятие доходы населения, их классификация…………..……..5
1.1 Виды доходов…………………………………………………...5
1.2 Заработная плата как важнейшая часть доходов…………….9
1.3 Государственное регулирование заработной платы………....12
1.4 Безденежные доходы населения………………………...….....18
1.5 Источники формирования доходов и факторы, определяющие
их величину……………………………………………….………..22
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность…...27
2.1 Кривая Лоренца………………………………………………...30
2.2 Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты…………………………………….....................32
Заключение…………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………39
Регулирующая функция заработной платы воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции - дифференциация в оплате труда по группам работников.
Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентоспособность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника.
1.3
Государственное регулирование заработной
платы.
Однако нельзя не учитывать необходимость
государственного вмешательства и государственного
регулирования заработной платы. Действия
государства по организации оплаты труда
соответственно существующим рыночным
условиям можно условно разбить на три
направления:
Первое направление можно было бы обозначить
как активное блокирующее вмешательство
государства в процесс дальнейшего снижения
покупательной способности заработной
платы. Это вполне достижимо при консолидации
усилий органов исполнительной и законодательной
власти в центре и на местах на разработке,
принятии и строгом обеспечении исполнения
пакета правовых актов, включающего первоочередную
задачу индексации средней заработной
платы. Содержательная сторона данного
пакета документов представляется следующей.
Во-первых, правительство за месяц до начала
очередного квартала определяет ожидаемый
размер инфляции. Исходя из фактических
данных о средней заработной плате за
три последних месяца, работодатель устанавливает
размер компенсационных сумм на фактическую
численность персонала, и выплачивает
их работникам в форме, учитывающей как
необходимость компенсации, так и задачи
совершенствования организации заработной
платы. Если фактические темпы инфляции
оказались выше или ниже определенных
правительственными инстанциями, соответствующая
сумма компенсации в следующем квартале
уменьшается (увеличивается) на переплаченную
(недоплаченную) величину.
Во-вторых, —
принятие нормативных актов об обязательной
выплате начисленной работникам
заработной платы деньгами или натурой
на основе мобилизации всех активов
предприятия, включая обязанность
работодателя получить на эти цели
кредит банка. Действие этого акта,
предусматривающего обязательную выплату
работникам очередной заработной платы
(при постепенной выплате
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной
платы является
определение гарантированного минимума
оплаты труда.
Минимальная заработная плата
– это социальная норма, она представляет
собой низшую границу стоимости рабочей
силы самого простого труда в нормальных
условиях производства. Она устанавливается
государственными законами.
Важно подчеркнуть, что в условиях монополии
государственной формы собственности,
когда все занятые в народном хозяйстве
рассматривались как работники по найму
у государства, когда господствовала единая
по принципам построения и взаимоувязанная
по отраслям тарифная система, практического
смысла в установлении минимальной заработной
платы не было. Предприятия не имели права
менять государственные тарифные ставки
ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот
смысл появился при передаче государственной
собственности в полное хозяйственное
ведение предприятий, а далее — в связи
с приватизацией и возникновением многоукладной
экономики — потребовалось защитить работников
в случае недостаточно эффективной работы
предприятия в условиях рынка. Решение
данной задачи возлагалось на государство
как организатора и проводника экономических
реформ, которое, однако, стоит еще раз
подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже
того, превратив минимальную зарплату
в инструмент исчисления нормируемого
фонда заработной платы, за превышение
которого взимался дополнительный налог,
правительство сделало все. чтобы затормозить
рост минимума и получать по этой линии
больше отчислений в бюджет. Одновременно
решалась задача сдерживания роста заработной
платы вообще и в бюджетом секторе экономики
в особенности. Таким образом, минимальная
зарплата из инструмента организации
оплаты труда превратилась в инструмент
регулирования бюджетных поступлений
и снижения госрасходов на оплату труда
работников предприятий бюджетного сектора
экономики .
В условиях же развитой рыночной экономики
(или хотя бы попыток её строительства)
минимальная заработная плата, прежде
всего, несёт на себе задачу воспроизводства
рабочей силы. А в настоящее время об этом
не идёт даже речь. Минимальная ставка
имеет скорее формальный, чем реальный
характер. Восстановление покупательной
способности тарифной заработной платы
работников средней, а затем высокой и
высшей квалификации — таким представляется
следующий важнейший ориентир при решении
задачи гальванизации воспроизводственной
функции заработной платы. Постановка
этого вопроса связана с тем, что ранее
практиковавшаяся в нашей стране модель
и модель рыночная существенно различаются
по роли тарифной системы в организации
заработной платы.
Реконструкция потенциала тарифной системы мыслима лишь в масштабах экономики в целом, а значит, может быть обеспечена только на основе централизованных решений, совместно принятых работодателями и работниками (через своих представителей). Тут требуется целенаправленное и опирающееся на механизм социального партнерства регулирование изменения размеров выплат по квалификационным группам в увязке с динамикой минимальной заработной платы. При этом правительством могли бы быть разработаны рекомендательные уровни тарифных ставок при одновременном установлении допустимого «коридора» отклонений от них в большую или меньшую сторону. Другой назревший шаг в восстановлении покупательной способности тарифной части оплаты труда — переход к регулированию её доли в составе заработка работника во внебюджетном секторе экономики. Данное требование к организации заработной платы может достаточно эффективно реализовываться в различного рода территориальных соглашениях.
Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть работников государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:
а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора;
б) обесценивается инфляцией ей гораздо значительнее, чем это происходи во внебюджетном секторе.
При этом большинство бюджетников не могут ответить на падение покупательной способности своего заработка снижением трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких категорий работников, как, например, врачи, учителя и воспитатели детских садов резко возросла, ибо они вынуждены выполнять работу уволившихся коллег, а нередко и искать дополнительные доходные источники чтобы обеспечить жизнь себе и своим семьям (вторичная занятость работников бюджетной сферы достигает 50—60% и выше). В связи с этим приходится признать «ползучий» процесс разрушения всей бюджетной сферы, порождающий деградацию экономики в целом.
Второе из рассматриваемых направлений — содействие государства выполнению заработной платой своей стимулирующей функции. Последняя состоит:
А) в обеспечении необходимой работодателю трудовой отдачи от наемного работника;
Б) в создании определенного стереотипа поведения работников в процессе реализации ими в производственной деятельности своих физических и духовных способностей.
Иными словами, заработная плата в ее стимулирующей функции экономически вынуждает работника к эффективности труда, достаточной для того, чтобы не только покрыть расходы работодателя на оплату наемного труда, но и принести ему определенную прибыль — базу его налоговых выплат на общегосударственные нужды и источник расширения его производства.
В этой связи важно принять во внимание следующие обстоятельства. В рыночной экономике различаются два уровня взаимодействия работников и работодателей:
Здесь, исходя из ее цены и из необходимых для работодателя, соответственно востребуемых от работника, результатов труда последнего устанавливается взаимосвязь между этими результатами и заработком. Итог взаимодействия в данном аспекте — установление для работников тех или иных систем оплаты, фиксирующих для конкретных рабочих мест, групп, профессий (должностей) и видов деятельности четкие зависимости между оплатой труда и его результатами.
Третье направление состоит в усилении
госрегулирования макроэкономических
процессов, прежде всего соотносительной
динамики денежной заработной платы и
цен. Анализируя данную линию, важно принять
во внимание, что в большинстве стран с
развитой рыночной экономикой при росте
цен имеют место расширение объемов производства
и увеличение реальных доходов населения
(реальной заработной платы, реальных
пособий, пенсий и т.п.). Денежные доходы,
денежная (номинальная) заработная плата,
номинальные пенсии, пособия и другие
социальные выплаты растут в этой связи
быстрее, нежели цены.
1.4 Безденежные доходы населения
Основными источниками безденежных доходов
населения являются общественные
фонды потребления и личные подсобные
хозяйства.
Общественные фонды потребления представляют собой разновидность
коллективной формы потребления и образуют материальную базу для
функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения. Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.
В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья. Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов. Самыми распространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.
Личное подсобное хозяйство в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свёртывания, периоды его полного запрещения. В настоящее время политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства.
Для того чтобы оценить перспективы развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.
Факторы роста:
Факторы, сдерживающие рост: